Ольга Шебзухова, архитектор, генеральный директор ООО "Центр развития рекреационных территорий "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" и вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин, рассказала о современном состоянии и перспективах развития яхтенной инфраструктуры в России. Она подчеркнула, что создание марин – это сложная задача, требующая комплексного подхода и учета международного опыта.
Ольга Шебзухова отметила, что еще в 1994 году тема строительства марин в России звучала как "космическая", несмотря на то, что в других странах активно развивалась яхтенная индустрия. Сейчас ситуация меняется, и государство уделяет все больше внимания созданию яхтенной инфраструктуры. Результатом совместной работы экспертов стало постановление правительства, определяющее марину как многофункциональный градостроительный комплекс с защищенной акваторией, причалами, береговой территорией, сервисной базой и объектами для обслуживания яхтсменов и туристов.
Ольга отметила, что отправной точкой к активному развитию отрасли стал первый в России Сочинский курортно-инвестиционный форум (СКИФ) "Марины, инфраструктура яхтинга", прошедший в ноябре 2022 года. Важность мероприятия подчеркивало открытое заседание Государственной Думы, посвященное развитию яхтенного туризма. Поддержка форума на государственном уровне дала мощный толчок взаимодействию между Министерством строительства, Министерством экономики и представителями различных регионов. По словам Ольги, эта тема из нишевой превратилась в "мейнстрим", и сегодня уже не возникает вопросов о необходимости развития марин.
Ольга Шебзухова, градостроитель, архитектор и девелопер с многолетним опытом в проектах инвестиционного развития береговых территорий, рассказала о комплексном подходе к развитию прибрежных зон. Она подчеркнула, что проекты курортной недвижимости, включающие застройку, набережные, пляжи и рестораны, неразрывно связаны с развитием водной инфраструктуры. Эксперт отметила, что в советское время яхтинг существовал как государственная инфраструктура, с клубами при крупных предприятиях. Сейчас, по мнению Ольги, необходимо переосмыслить это наследие и адаптировать к новой экономической повестке.
Архитектор подчеркнула, что марина - это не просто порт, а градообразующий объект, влияющий на развитие прилегающих территорий. Марина способствует капитализации территории и является важной составляющей девелопмента.
Ольга Шебзухова отметила позитивные изменения в отношении государства к развитию яхтенной инфраструктуры. На недавнем бизнес-завтраке с участием Минстроя была подчеркнута важность создания марин и развития береговой зоны. Эксперт выразила надежду, что в ближайшие годы в России будет построено не менее 20 новых марин, соответствующих международным стандартам.
Ольга обратила внимание на масштабы марин в мире. В то время как в мире малой считается марина от 500 яхт, российские проекты, претендующие на 250-300 парковочных мест, уже считаются хорошим результатом. При этом эксперт подчеркнула, что в мире существуют примеры марин на 2000, 3000 и даже 5000 мест, которые успешно заполнены. Она привела в пример Marina Limassol, современную марину, созданную на искусственных земельных участках и включающую гостиничные комплексы, апартаменты и стоянки для яхт, и сделала вывод что России необходимы новые законы регулирующие девелопмент и новые марины отвечающие всем современным требованиям.
Ольга Шебзухова отметила, что благодаря Федеральному закону №246, законодательство в сфере создания искусственных земельных участков улучшилось, что повысило интерес инвесторов.
Ольга отметила, что отправной точкой к активному развитию отрасли стал первый в России Сочинский курортно-инвестиционный форум (СКИФ) "Марины, инфраструктура яхтинга", прошедший в ноябре 2022 года. Важность мероприятия подчеркивало открытое заседание Государственной Думы, посвященное развитию яхтенного туризма. Поддержка форума на государственном уровне дала мощный толчок взаимодействию между Министерством строительства, Министерством экономики и представителями различных регионов. По словам Ольги, эта тема из нишевой превратилась в "мейнстрим", и сегодня уже не возникает вопросов о необходимости развития марин.
Ольга Шебзухова, градостроитель, архитектор и девелопер с многолетним опытом в проектах инвестиционного развития береговых территорий, рассказала о комплексном подходе к развитию прибрежных зон. Она подчеркнула, что проекты курортной недвижимости, включающие застройку, набережные, пляжи и рестораны, неразрывно связаны с развитием водной инфраструктуры. Эксперт отметила, что в советское время яхтинг существовал как государственная инфраструктура, с клубами при крупных предприятиях. Сейчас, по мнению Ольги, необходимо переосмыслить это наследие и адаптировать к новой экономической повестке.
Архитектор подчеркнула, что марина - это не просто порт, а градообразующий объект, влияющий на развитие прилегающих территорий. Марина способствует капитализации территории и является важной составляющей девелопмента.
Ольга Шебзухова отметила позитивные изменения в отношении государства к развитию яхтенной инфраструктуры. На недавнем бизнес-завтраке с участием Минстроя была подчеркнута важность создания марин и развития береговой зоны. Эксперт выразила надежду, что в ближайшие годы в России будет построено не менее 20 новых марин, соответствующих международным стандартам.
Ольга обратила внимание на масштабы марин в мире. В то время как в мире малой считается марина от 500 яхт, российские проекты, претендующие на 250-300 парковочных мест, уже считаются хорошим результатом. При этом эксперт подчеркнула, что в мире существуют примеры марин на 2000, 3000 и даже 5000 мест, которые успешно заполнены. Она привела в пример Marina Limassol, современную марину, созданную на искусственных земельных участках и включающую гостиничные комплексы, апартаменты и стоянки для яхт, и сделала вывод что России необходимы новые законы регулирующие девелопмент и новые марины отвечающие всем современным требованиям.
Ольга Шебзухова отметила, что благодаря Федеральному закону №246, законодательство в сфере создания искусственных земельных участков улучшилось, что повысило интерес инвесторов.
От Черного моря до Арктики: развитие яхтенной инфраструктуры в России
Эксперт подчеркнула уникальное положение России, обладающей единой глубоководной системой европейской части страны, включающей Черное, Каспийское и Азовское моря. Она выразила надежду, что в будущем станет возможным путешествие на яхте из Черного моря в Каспийское, а затем и до Санкт-Петербурга, благодаря советской инфраструктуре.
В рамках работы по туристическому мастерпланированию макрорегионов, инициированной государством, команда Ольги Шебзуховой занималась региональной аналитикой по Арктике и Волге. Целью было определение локаций для создания портовой инфраструктуры, восстановления причалов и клубов.
В рамках работы по туристическому мастерпланированию макрорегионов, инициированной государством, команда Ольги Шебзуховой занималась региональной аналитикой по Арктике и Волге. Целью было определение локаций для создания портовой инфраструктуры, восстановления причалов и клубов.
Ольга Шебзухова отметила, что технически существующая советская инфраструктура позволяет реализовать проект, соединяющий южные и северные моря России.
В качестве примера работы по грамотному аквапланированию, Ольга Шебзухова привела ситуацию в Ярославской области, где город Мышкин принимает 700 теплоходов в год, а Ярославль – всего несколько десятков. Причина – в состоянии причальной инфраструктуры. Эксперты выступали консультантами по этому вопросу и разрабатывают решения для модернизации существующих причалов, учитывая особенности региона.
Команда Ольги также оказывает поддержку небольшим частным проектам. Например, был разработан проект развития береговой зоны для клуба в Ульяновске, который предполагает создание ресторанов и гостиниц. Ольга выразила надежду на реализацию этого проекта, который, по ее мнению, может дать толчок развитию туризма в регионе.
Команда Ольги также оказывает поддержку небольшим частным проектам. Например, был разработан проект развития береговой зоны для клуба в Ульяновске, который предполагает создание ресторанов и гостиниц. Ольга выразила надежду на реализацию этого проекта, который, по ее мнению, может дать толчок развитию туризма в регионе.
Переходя к югу России, Ольга Шебзухова отметила, что ее родной Краснодарский край имеет огромный потенциал для развития яхтенной инфраструктуры. В 2021 году была разработана Концепция развития инфраструктуры яхтинга черноморского побережья Краснодарского края, которая была согласована с властями и направлена на федеральный уровень. Впервые в генеральный план муниципалитета Сочи было внесено 8 марин, расположение которых обосновано с точки зрения гидротехнических условий.
Ольга отметила, что в Сочи, несмотря на дефицит пляжных территорий, есть потенциал для развития яхтенной инфраструктуры.
В заключение Ольга Шебзухова рассказала о пилотном проекте в Сочи – создании искусственного земельного участка с гостиничным комплексом и мариной на 250 яхт. Однако реализация этого проекта осложняется действием закона о сохранении лечебных пляжей.
Ольга отметила, что в Сочи, несмотря на дефицит пляжных территорий, есть потенциал для развития яхтенной инфраструктуры.
В заключение Ольга Шебзухова рассказала о пилотном проекте в Сочи – создании искусственного земельного участка с гостиничным комплексом и мариной на 250 яхт. Однако реализация этого проекта осложняется действием закона о сохранении лечебных пляжей.
Вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин подчеркнула важность профессионального подхода к проектированию марин, отметив, что компетенции должны быть не только градостроительными, но и инженерными. Она подчеркнула необходимость анализа проектов с инженерной точки зрения и учета гидродинамических условий, судоходства и экологической составляющей. Ольга продемонстрировала примеры нереалистичных проектов, созданных дизайнерами без учета инженерных аспектов, и подчеркнула важность математического моделирования при проектировании марин.
Автор Наталья Шлензина