Новости информационного портала "Все марины России"

В Сочи прошло расширенное заседание рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма Комитета Государственной Думы

Как сделать яхтенный туризм в стране доступным и массовым, сколько марин для этого нужно построить, как они могут повлиять на инвестиционную привлекательность городов, какая законодательная база для этого нужна - эти и другие вопросы обсудили в первый день форума СКИФ-2022 «Марины. Инфраструктура яхтинга», который прошел 17 ноября в Сочи.

Участники форума: инвесторы, девелоперы, строители и операторы марин, производители яхт и судового оборудования, а также представители власти, бизнеса, науки, общественных организаций – специалисты из разных сфер, связанных с комплексным развитием Азово-Черноморского побережья, и не только, обсудили будущее яхтенного туризма в новых реалиях, когда внутренний турпоток на российское морское побережье растет.

Во исполнение получения президента РФ для создания в России на федеральном уровне всесезонных курортов на побережье Черного, Балтийского, Каспийского, Азовского морей, а также в Приморье, на побережье которых смогут ежегодно отдыхать до 10 млн туристов, необходимо в ближайшие пять лет по предварительной оценке построить и модернизировать более 20 000 отелей, глэмпингов и другой курортной инфраструктуры в том числе порядка 10 000 яхтенных стоянок. Об этом рассказала на СКИФ-2022 «Марины. Инфраструктура яхтинга» Ольга Шебзухова, организатор форума, председатель совета директоров группы компаний «Альянс Марин Девелопмент», вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин, эксперт по комплексному развитию курортных территорий.

«В настоящий момент в нашей стране любители активного отдыха пытаются найти возможность заниматься яхтингом дома. И этот растущий спрос просто обязан подтолкнуть развитие яхтенной инфраструктуры в России. На форуме мы обсудили основные вопросы строительства марин. Поговорили о том, как сделать процесс создания инфраструктуры яхтинга максимально эффективным на всех этапах – от разработки идеи до выхода бизнес-проекта на максимальную мощность и качественного дальнейшего управления», – рассказала организатор.


Куратор форума Гришин Николай Александрович, эксперт Морской коллегии при Правительстве РФ, советник РААСН, автор концепции развития яхтинга, яхтенный капитан, инженер, эксперт группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» выступил с докладом на тему: «Инфраструктура яхтинга - драйвер развития регионов и городов»

В нем он подробно на примерах существующих международных и российских марин рассказал, что марины становятся центрами комплексного развития береговой зоны. Вокруг них создаются набережные, пляжи, отели, рестораны, спортивные школы, центры досуга и отдыха – и все это сотни тысяч рабочих мест для местных жителей, рост налоговых поступлений в местные бюджеты.


Первый день форума начался с расширенного заседания рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.

Модератором и с приветственным словом выступил Волоцков Алексей Анатольевич, депутат Государственной Думы, руководитель рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.


Помимо слов приветствия, в своей речи он обозначил необходимость серьёзной законотворческой деятельности для плодотворной работы заново создаваемой отрасли, в частности оптимизацию налогового режима для участников этого рынка и различные преференции.


Прозвучало также приветственное слово от имени Тарбаева Сангаджи Андреевича, председателя Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры иЗарицкого Михаила Владимировича, врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского Края.

После недавней передачи полномочий в сфере туризма Министерству экономического развития эксперты по развитию яхтинга начали согласовывать с Минэкономразвития существующую дорожную карту Концепции развития яхтенного туризма, принятую Правительством РФ в 2021 году.
Особой поддержкой заседания рабочей группы стало выступление Вахрукова Дмитрия Сергеевича заместителя министра экономического развития Российской Федерации на тему «Строительство марин (яхтенных портов), как драйвер инвестиционного и туристического развития курортов»


Он отметил, что проведение СКИФ-2022 «Марины. Инфраструктура яхтинга» - знаковое событие. И привел удивительные цифры статистики - наша страна в 2019 году была на втором месте в мире по количеству купленных яхт, при крайне недостаточной инфраструктуре, в связи с чем они хранятся и обслуживаются в других странах. Планомерную работу по развитию яхтенной инфраструктуры необходимо проводить совместно с Прикаспийскими странами, Южным Федеральным Округом РФ и другими прилегающими странами Черноморского региона. 

«Ждем результатов форума, чтобы плодотворно развивать Концепцию развития яхтенного туризма в РФ, сотрудничать с экспертами и бизнесом, и по результатам форума подготовить предложения для развития Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», - подытожил замминистра.

С приветственной речью от лица главы Сочи Алексея Копайгородского к участникам форума обратился первый заместитель мэра Александр Свириденко.



"На федеральном уровне разработана концепция развития яхтенного туризма. Аналогичные документы утверждены на уровне Краснодарского края и города Сочи. Сейчас разрабатывается Генплан курорта, в нем предусматриваем строительство четырех марин. В настоящее время мы приступили к реализации первоочередных мероприятий программы комплексного развития Сочи до 2030 года, по которой в том числе восстановим четыре километра береговой линии в Лазаревском районе. Благодаря этому удастся повысить инвестиционную привлекательность курорта", – отметил первый заместитель главы города Сочи Александр Свириденко.

Соавтор концепции развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края Георгий Борисович Серебряков зачитал приветственное слово почетного гостя СКИФ-2022 «Марины. Инфраструктура яхтинга» Языкова Виктора Аркадьевича - яхтсмена, путешественника, проектировщика и создателя яхт, участника многих соревнований и кругосветных гонок, 10 раз пересекшего Атлантический океан. Трижды обошедшего вокруг света в одиночку.


Специальным гостем форума стал Бруно Мейер, сертифицированный международный эксперт по проектированию и управлению маринами. Он поделился своим многолетним опытом в отрасли управления марин и прочитал доклад «Марины с разными вкусами». Он подчеркнул, что все марины индивидуальны, визуализировав это вкусами мороженного. И отметил, что для полного успеха марины необходимо добавить к классическим услугам по управлению мариной четыре основных компонента:
  • Гостиничный бизнес: управление яхт-клубом, услуги на яхтах, ночные клубы и пляжные клубы, прачечная, услуги консьержа, обслуживание клиентов.
  • Организация мероприятий: организация бот-шоу, регаты, выставки, показы мод, общественные мероприятия, концерты, свадьбы.
  • ·Морской отдых и услуги: водные виды спорта, школа парусного спорта, чартер яхт, управление, ремонт и техническое обслуживание.
  • ·Розничная торговля: продажа яхт и брокерские услуги, пункты снабжения, бутик и т.д.

Расширенное заседание рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры продолжила Лобач Татьяна Геннадьевна, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по туризму и развитию инфраструктуры с описанием «Проекта развития Балаклавской бухты: этапы строительства яхтенной марины".
Татьяна Геннадьевна «провела» экскурсию по Балаклавской бухте и рассказала, что эта марина должна включать в себя и элементы социальной инфраструктуры (садики, больницы). Социально ответственный подход будет дополнен еще и функционированием «Школы капитанов», что в последствии даст подготовленные кадры. Особенно важно сделать акцент на сохранении культурных и исторических объектов.

«Желаю всем нам, чтобы были такие территории, куда нам будет приятно вернуться. Как жена моряка я понимаю, что важно учитывать в разговоре с населением и экспертным сообществом. Диалог очень важен».

Отдельно было отмечено новшество, применённое в Балаклавской бухте - снятие пограничного контроля, что способствует большей доступности яхтенной марины, а размещение на ней пункта таможенного контроля очередной вопрос взаимодействия с властями и регулирующими органами.



Этот же вопрос поднял Муругов Константин Викторович, президент Черноморской Ассоциации развития яхтенного туризма и спорта
, сообщив, что каждый день в сезон поступает 1500 заявок на выход в море от яхтсменов из Сочинского Морского порта, а в Геленжике 900. Это создает чрезмерную нагрузку на операторов профильных ведомств.

Продолжила тему Балаклавской бухты Литовко Мария Александровна, заместитель Губернатора Правительства Севастополя с темой «Реализация приоритетного проекта «Развитие Балаклавы» и мероприятия «Создание яхтенной марины г. Севастополь»
, направленного на развитие туристско-реакционного потенциала города Севастополя». Она детально рассказала о всех правовых и структурных вопросах строительства марины, начиная с 2017 года, когда было дано соответствующее поручение Президента России.

"Помимо строительства марины, которая, конечно, является ядром этого проекта, это еще около 200 га территории вокруг, которая в той или иной степени будет преображена. Будут строится рекреационные комплексы, будет строиться социальная инфраструктура, будет развиваться транспортная инфраструктура, то есть марина здесь стала первым шагом. Включает она в себя не только конструкцию гидротехнических сооружений, но и инженерную инфраструктуру. Это очень важное преобразование", - сказала Литовко.

От Министерства строительства РФ, которое недавно было назначено координатором деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры марин (яхтенных портов) выступил Муравлёв Д.Ф. отметив, что создание марин дает прирост новых рабочих мест, а вокруг марин создаются ландшафтные комплексы не только для водного туризма, но и сухопутного.

«Хотелось бы надеяться, что подобного рода форумы будут прологом для законодательных инициатив и будут способствовать созданию понятных условий для существования бизнеса. В целом же площадка Форума важна для обсуждения следующих структурных шагов развития инфраструктуры марин» - отметил спикер.

Иванова Наталия Васильевна, советник управляющего директора, координатор инфраструктурных проектов «Консорциума Леонтьевский центр - АВ групп»обозначила необходимость внесения поправок в Закон об особых экономических зонах, предусмотрев малые ОЭЗ для марин, а также внести на рассмотрение изменение в порядок финансирования инфраструктурными облигациями ДОМ РФ для строительства яхтенных марин.



Кузенков Денис Давыдович, НАО «Корпорация развития Краснодарского края» выступил с практическими рекомендациями по финансированию обсуждаемых на форуме проектов: «Государственно – частное партнерство в реализации объектов курортной недвижимости. Корпорация Туризм РФ.»


В завершении третьего блока «Нормативно-правовое регулирование в сфере яхтенного туризма» была освещена проблематика размещения марин и других объектов туристической инфраструктуры в 500-метровой водоохранной зоне на землях сельскохозяйственного назначения, где законодательно запрещено применение удобрений, химикатов и всего того, что так необходимо для сельскохозяйственного производства. Представителем Минстроя Крыма Осокиным Иваном Евгеньевичем отмечено, что распространение механизмов комплексного развития территории за границами населенных пунктов в курортных регионах позволит развивать якорным инвесторам прибрежную территорию и такое решение позволит добавить уверенности при серьёзных капиталовлажениях.



Тему создания марин - яхтенной инфраструктуры продолжил Кондратенко Максим Юрьевич, директор по развитию марины и порта, ООО «Морской Порт Геленджик». Он выступил с докладом по теме «Курс на реализацию стратегии развития яхтенного туризма в РФ. Марина Геленджик, текущий статус реализации проекта и проблематика».

Продолжила освещать тему марин на территории России в стадии реализации Шебзухова Ольга Александровна, генеральный директор проектно инвестиционной компании ООО «Центр развития рекреационных территорий «Новые Горизонты», группа компаний «Альянс Марин Девелопмент» с описанием проекта «Марина «Каньон Прохладный» в поселке Головинкагорода Сочи - пилотный проект Концепции развития инфраструктуры яхтинга Краснодарского края. Этапы реализации». Она отметила, что в настоящий момент тщательно выбирается грамотный алгоритм реализации и согласования проекта и предложила взять его как пилотный для выявления всех неточностей и сложностей в реализации подобных проектов.



Модератор форума депутат Государственой Думы Волоцков Алексей Анатольевич отметил, что участникам рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма на форуме СКИФ-2022 «Марины. Инфраструктура яхтинга» были представлены три разных сценария реализации проектов марин:






  • на вновь возводимой искусственной территории «Марина «Каньон Прохладный»
  • реконструируемый в марину порт в городе Геленджик
  • естественная бухта в Балаклаве, исторически предназначенная для стоянки судов.

И заключил, что по этим проектам необходимо разрабатывать индивидуальные дорожные карты по каждому из сценариев, как пример для создания инфраструктуры яхтенного туризма в России.

Среди выступивших на форуме были представители федераций парусного спорта, производители яхт и судового оборудования, другие представители власти, бизнеса, науки, общественных организаций.

Отдельной темой прошла Пленарная сессия по экологии, модератором которой выступил
Платнов Андрей Петрович, эксперт ФИЦ СНЦ РАН по системе коммуникаций между органами власти, учреждениями науки, общественными и коммерческими организациями; председатель комитета по науке, цифровизации, экологии и природопользованию Союза Промышленников и предпринимателей города-курорта Сочи.

Николай Александрович Гришин куратор СКИФ-2022 «Марины. Инфраструктура яхтинга» обозначил, что по итогам первого дня будет представлена резолюция, в которую в том числе будут внесены предложения по правовой части, такие как:
  1. Необходимость утверждения корректной терминологической базы и регламентирующих проектирование марин нормативных документов.
  2. Решение вопросов по внесению объектов яхтинга, расположенных на водных объектах в утверждаемую часть документов территориального планирования. Обеспечение возможности расположения марин первой санитарной зоне. Резервирование участков на береговой зоне. Начинать надо с Градостроительного и Водного кодексов, вносить изменения, и на этой базе корректировать действующие нормативно правовые акты и разработать новые.
  3. Нормы регулирующие судоходство, это непростая процедура. Даже в зоне российского побережья для выхода в море требуется согласование многих ведомств.

В завершении Николай Александрович поблагодарил Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, Министерство экономического развития, Министерство Строительства и другие ведомства за внимание к вопросу развития яхтенного туризма в России.

«Совместными усилиями нам удастся преодолеть все проблемы» – подытожил он.

По окончании проведения форума СКИФ-2022 «Марины. Инфраструктура яхтинга» будет сформирована резолюция


Для получения актуальной информации подпишитесь на наши аккаунты в социальных сетях

t.me/allmarinas

vk.com/allmarinas_ru

www.youtube.com/@allmarinas

Азово-Черноморское побережье ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ Развитие инфраструктуры яхтинга СКИФ-2022 Законодательство Шебзухова Гришин