Новости информационного портала "Все марины России"

Возрождение судоходства в Суздале не повредит памятникам и домам?

Губернатор Владимирской области заявил, что расчистка реки Каменки в Суздале и возрождение судоходства на ней не повредит объектам архитектуры и жителям. Конструкция разводных мостов над Каменкой еще не определена окончательно
Вопросы возрождения судоходства в Суздале, а также нюансы ремонта плотин и создания разводных мостов в городе-музее обсудили на пресс-конференции губернатора Александра Авдеева.

Тема возрождения водного туризма на Каменке стала все чаще упоминаться после презентации кемпботов — это плавающие дома-амфибии, которые могут передвигаться и по дорогам, и по суше. Плавучий дом на колесах тестировали на Каменке весной 2024 года. Тогда же появились новости о выделении 2,4 миллиона рублей Суздальскому району на предпроектные изыскания русла реки Каменки: речь идет об участках от села Кибол до верхней плотины Каменки в Суздале и от нижней плотины до впадения в реку Нерль. Кроме того, по постановлению губернатора Александра Авдеева, ещё 2,7 миллиона рублей из областного бюджета получит город Суздаль для расчистки территории у верхней плотины на Каменке от водной и древесно-кустарниковой растительности. Ну а в конце 2024 года был объявлен тендер на рекогносцировочные предпроектные работы по расчистке реки Нерль от устья Каменки до впадения в Клязьму: это участок реки от Кидекши до Боголюбово, протяженностью около 65 километров.

После этого неоднократно город Суздаль упоминался в контексте развития регионального водного туризма — в новостях о создании инфраструктуры для кемпботов, а губернатор Авдеев анонсировал появление в Суздале разводных мостов, чтобы маломерные суда могли пройти по Каменке в черте города.

Эти новости спровоцировали беспокойство среди суздальцев: люди написали открытое письмо, в котором просили Александра Авдеева прислушаться к мнению гидрологов, прежде чем строить на Каменке плотины, разводные мосты и пускать по реке кемпботы. Люди выразили опасения, что в результате постройки дополнительных плотин будут затоплены дома на прибрежных улицах, усилятся оползни и обрушения построек, в том числе архитектурных памятников.

И вот на пресс-конференции губернатор заверил, что чиновники будут принимать решения аккуратно, исходя из мнения специалистов:
«Полностью поддерживаю переживания общественников. Каменка - это огромное достояние и природное, и туристическое. Поэтому, конечно, только эксперты, только проекты, только экспертиза и так далее. Поэтому ничего, что повредит объектам архитектуры или жителям делаться не будет. Две плотины построены в самом центре города, в советское время, тогда всё проектировали, смотрели, как будут берега работать, как памятники себя будут вести, как будет подтопление, пропуск талых вод и ледоход. Сама Каменка после плотин, да и до плотин, она давно не судоходная. Если почитать историю, там судоходство было развито где-то до середины 19 века. Тогда реки были более полноводные. Причину деградации разных рек за это время- и Клязьмы, и Каменки, и Нерли — я не нашел в источниках. Деградация рек, насколько я понимаю, началась где-то 170 лет назад. Надо экологам найти причину и посмотреть.

Если говорить про Каменку и строительство дополнительных плотин, это пока в проектах, конечно, мы консультируемся, то это вообще за пределами исторического центра. Кто был на нижней плотине и вдоль Каменки проходил до Кидекши — это как бы исторический ландшафт, но это не центр города. В центре города, где высокая концентрация объектов культурного наследия, плотины уже построены со всеми расчётами в советское время. Там ничего меняться не будет. Наоборот, мы ремонтируем плотины, сейчас заканчивается ремонт плотины нижней, которая держит основное зеркало воды, которое идёт мимо Кремля, мимо Спас-Ефимьева монастыря. Поэтому полностью поддерживаю опасения. Ничего, что будет нарушать режим эксплуатации памятников или жилищную инфраструктуру, конечно, делаться не будет».
Развитие инфраструктуры яхтинга Поволжье и Центральная Россия