Новости информационного портала "Все марины России"

Михаил Васильев: «Парусным спортом могут заниматься все – от 6 до 90»

В редакции поговорили о том, чем притягателен парусный спорт и где в Ижевске можно получить удостоверение шкипера. Грот, шкоты, швертбот – эти слова будоражат воображение, цепляют слух, напоминая звучанием шум волны, бьющей о борт судна. При этих звуках сердца людей, увлечённых парусами, начинают учащённо биться.
Яхтинг – это увлечение из разряда исключительных, потому что доступно далеко не всем. Жителям Ижевска повезло: в городе есть удобная акватория, где круглый год можно заниматься различными видами парусного спорта. На прошлой неделе гостем рубрики «Планёрка» стал руководитель издательского дома «Сделано в Удмуртии», председатель Федерации парусного спорта Удмуртской Республики Михаил ВАСИЛЬЕВ. Он поделился своими мыслями о прошедшей в столице Удмуртии «Ижевской регате», о перспективах детско-юношеского парусного спорта в республике, а также о том, какие виды яхтинга могут развиваться на Ижевском пруду.

Елена БОРОДИНА: Михаил Александрович, кто вы?
– Я романтик, и, наверное, поэтому выбрал такую романтичную профессию, как журналистика. С самого раннего детства мечтал о парусах, грезил большими кораблями, дальними странами, путешествиями, много читал приключенческие романы, поэтому парусный спорт стал моим увлечением. У меня есть ещё одно хобби: я пишу стихи. Ну, и вообще испытываю возвышенное, восторженное отношение к жизни.

– В этом году в Ижевске впервые за 50 лет удалось провести парусную регату. Как Федерация парусного спорта Удмуртии и вы лично оцениваете это событие? Есть ли надежда, что регата уже окончательно пропишется в нашем городе?
– Конечно, это большое счастье, что в Ижевске наконец-то состоялась регата. Честно признаюсь, Федерация парусного спорта Удмуртии не имела большого отношения к проведению этого события. Оно проходило под эгидой Правительства Удмуртии, под личным кураторством Ярослава Владимировича Семёнова. Для организации соревнований была приглашена московская компания, которая проводит серию регат в классе яхт mX700 по всей России. Тем не менее, «Ижевская регата» стала очень радостным событием, потому что так совпало, что 2 августа наша федерация получила государственную аккредитацию, а уже 2 сентября на Ижевском пруду стартовала регата. Это был большой праздник парусного спорта, который Удмуртия ещё не видела. Он, безусловно, удался. Думаю, что зрителям было очень радостно наблюдать паруса, тем более, что в регате участвовали не только взрослые на больших яхтах, но и дети, воспитанники филиала Санкт-Петербургской Академии парусного спорта в городе Воткинске – на компактных швертботах «Оптимист». Когда они одновременно выходили в акваторию Ижевского пруда, это было очень впечатляющее, грандиозное зрелище. Есть надежда, что прошедшая регата послужит стимулом для развития парусного спорта у нас в республике, в частности, в городе Ижевске. По крайней мере, на следующий год проведение «Ижевской регаты» в классе яхт mX700 уже запланировано.

Татьяна ИВАНЦОВА: Расскажите подробнее про «Ижевскую регату». Каков был уровень этих соревнований?
– В «Ижевской регате» участвовали 20 команд: 12 ижевских, 8 приезжих – из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Перми. По регламенту соревнований на яхте мог быть только один профессиональный яхтсмен, остальные – любители. Среди профессионалов были мастера спорта международного класса, мастера спорта и перворазрядники. Главным судьёй соревнований выступила судья международного класса по парусному спорту из Екатеринбурга Анна Владимировна Деянова. В составе судейской коллегии также работали судьи высшей категории из разных городов страны – Москвы, Санкт-Петербурга. Судя по судейству и по составу участников, «Ижевская регата» – это соревнования довольно высокого ранга, которые можно приравнять к чемпионату или кубку России. Яхты прибыли из Москвы. Их было 9. Владелец этого флота – московская компания «X-sailing club», которая устраивает такие регаты по всей России: в Геленджике, Сочи, других городах, где есть большая акватория. В этом году они впервые обратили внимание на наш город, на наш пруд и решили попробовать провести регату у нас. До старта соревнований была проведена большая подготовительная работа. В июне представители компании «X-sailing club» и профессиональные яхтсмены приезжали в Ижевск, осматривали акваторию пруда, выходили на катере, делали замеры глубин. Киль яхты опускается под воду на 1,5 м. Если бы глубины не хватило, то, наверное, проведение регаты было бы под вопросом. Но специалисты высоко оценили нашу акваторию, отметив, что она хорошо подходит для проведения таких мероприятий. Погода тоже не подвела. Да, было достаточно прохладно (после 30-градусной августовской жары сентябрь принёс резкое похолодание), зато без дождя. Но самое главное, ветер был хороший. Худшее, что может случиться в яхтенном спорте, это штиль, отсутствие ветра. Все три дня, пока проходила «Ижевская регата», дул сильный западный ветер. Гонки проходили между набережной и линией ЛЭП. Дистанция была оптимальная. Яхты не уходили особо далеко от берега, поэтому их было хорошо видно, и в то же время у яхтсменов была возможность разогнаться и маневрировать. Они должны были преодолеть дистанцию, которая носит название двойной олимпийской петли: спортсмены огибали сначала один буй, потом второй. И так два раза. 2 сентября был тренировочный день. Команды отрабатывали слаженность действий. Те, кому это больше удалось, заняли призовые места, кому меньше – остались в хвосте зачёта.

– Какие отзывы получила «Ижевская регата»?
– И организаторы, и участники – все остались довольны. Яхты ходили очень хорошо, на высоких скоростях, красиво, с приличным креном, чуть ли не ложась мачтой на воду. Гонка получилась очень зрелищной, динамичной. Участники показали всю красоту и мощь парусного спорта, каким он должен быть сегодня, когда современные спортивные лодки практически международного класса ходят с хорошей скоростью, прекрасно маневрируют. «Ижевская регата» была совершенно любительской. Одна из команд-участниц впервые вышла под парусом всего за неделю до старта соревнований. В итоге ижевские парни вместе с профессиональным шкипером заняли 12-е место из 20. Так что яхтсмен – это призвание. Каждый, кого поманят паруса, может принять участие в гонках. «Ижевская регата» даёт возможность любому человеку попробовать себя в качестве яхтсмена, чтобы понять, по душе ему это занятие или нет, получится у него ходить под парусами или не получится.

– Какие перспективы у парусного спорта в плане инвестиций? Есть ли люди, которые готовы вкладывать в развитие яхтенной инфраструктуры у нас в республике?
– В Ижевске парусный спорт – перспективное для инвестиций направление. На Ижевском пруду не хватает взрослого яхт-клуба. Это оборудованный пирс, где могут швартоваться яхты, гостиница, где яхтсмены и гости могут остановиться на время проведения соревнований, ресторан для дружеского общения. Думаю, что предпринимателям будет выгодно инвестировать в создание на Ижевском пруду яхт-клуба. После «Ижевской регаты» такие люди появились, некоторые подходили ко мне и разговаривали на этот счёт.

Елена БОРОДИНА: Какие задачи ставит перед собой Федерация парусного спорта Удмуртии?
– В настоящее время федерация ставит перед собой задачу развития детско-юношеского парусного спорта, потому что взрослые яхтсмены могут действовать самостоятельно – приобретать яхты, выступать на соревнованиях. В Ижевске взрослый яхтенный спорт представлен большими крейсерскими яхтами, небольшими гоночными яхтами класса «Луч». Мы их не видим, потому что они базируются на водно-моторной станции ИжГТУ, которая находится на 5-м км Якшур-Бодьинского тракта, за парком Кирова, тем не менее, взрослый яхтинг существует, а вот детско-юношеский парусный спорт в Ижевске только начал своё возрождение на базе спортивной школы «Морской центр «Дельфин». Там с 2020 года работает секция парусного спорта. На сегодняшний день уже готов проект детского яхт-клуба на улице Береговой, в районе Ижевского центрального пляжа. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация, вскоре она будет готова, и в следующем году при наличии финансирования яхт-клуб будет построен. Это будет отдельно стоящее двухэтажное здание, где на первом этаже будет располагаться эллинг для хранения яхт, а на втором – учебные классы и душевые. Оно будет принадлежать морскому центру «Дельфин».

– Сколько человек состоит в Федерации парусного спорта Удмуртии?
– В нашей федерации порядка 50 человек, но я подчёркиваю: это только члены федерации. Яхтсменов, конечно, в Удмуртии больше.

Татьяна ИВАНЦОВА: Чем является яхтинг для его последователей? Что такое современный парусный спорт?
– Яхтинг дарит ощущение свободы. Выходя на яхте, испытываешь удивительное чувство. Оно рождается от осознания, что у тебя нет ни мотора, ни вёсел, но при этом ты движешься по поверхности воды. Движение яхты по водной глади напоминает полёт. Ведь что такое парус? Это крыло, поставленное вертикально. Поэтому, управляя яхтой, ты как будто летишь над водой. Это колоссальный восторг! Вообще яхта передвигается в двух средах: по водной поверхности и в воздушном пространстве, отсюда ощущение, что ты покоритель сразу двух стихий. Парусная романтика не случайно живёт с давних времён. Действительно, на яхте я чувствую себя капитаном корабля, особенно если рядом со мной в экипаже мои друзья, моя команда. Для меня яхтинг – это ещё и чувство товарищества, чувство локтя, потому что, находясь в яхте, мы движемся к одной цели. Это объединяет, доставляет много позитивных эмоций.
А современный яхтинг – это современные материалы и большие скорости. Взять хотя бы яхты класса mX700, на которых соревновались участники «Ижевской регаты». Это отечественная спортивная яхта совершенно нового класса, построенная в Санкт-Петербурге. Она изготавливается из стеклопластика с применением самых современных технологий производства. Я выходил на этой яхте и могу сказать, что как только ты в неё садишься, сразу чувствуется скорость, мощь, прекрасная управляемость спортивного снаряда.

– В Ижевске можно обучиться яхтенному спорту? Получить удостоверение шкипера?
– Федерация парусного спорта Удмуртии обучает всех желающих. После обучения и сдачи экзаменов мы выдаём удостоверение рулевого парусной яхты. Я приглашаю всех приобщиться к прекрасному миру парусов. Приходите к нам на занятия и получите много интересных, ярких, незабываемых впечатлений и эмоций. Яхтинг – это лучший способ провести время и отдохнуть. Что такое моторный катер? Моторный катер – это средство передвижения. А что такое парусная яхта? Это средство релаксации.

Сергей РОГОЗИН: Существуют ли какие-то ограничения по здоровью для занятия яхтенным спортом?
– Никаких ограничений для занятия яхтенным спортом не существует. В начале августа в Ижевске традиционно проводится фестиваль водных активностей IzhWaterFest, организатором которого является Удмуртская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов. В нём принимают участие люди с ограниченными физическими возможностями. Они выходят в акваторию Ижевского пруда на парусных катамаранах, соревнуются между собой, тем самым доказывая, что парусный спорт доступен всем, независимо от возраста и состояния здоровья.

Елена БОРОДИНА: Какие физические качества нужны, чтобы яхта «слушалась»?
– Надо иметь много качеств: ловкость, силу, выносливость, быстроту реакции, точный глазомер, хорошую координацию и определённые интеллектуальные способности. Считается, что парусный спорт – это шахматы на воде. Яхтсмену нужно учитывать сразу и силу, и направление ветра, и дистанцию. В чём проявляется мастерство спортсмена, когда у всех участников соревнований яхты одного класса, когда все стартуют в одинаковых погодных условиях, когда для всех дует один и тот же ветер, когда волны бьют с одинаковой силой? Спортсмен должен управлять яхтой и парусами, уметь выбирать курс так, чтобы скорость судна была максимальной – больше, чем у его соперников. Так и достигается победа в яхтенном спорте.

Андрей ИВАНОВ: Какую максимальную скорость может развить яхта?
– Яхта mX700 – порядка 30 км/ч. Естественно, всё зависит от ветра, но рекорд парусного судна – больше 100 км/ч.

Александр КИРИЛИН: – У вас есть своя яхта? У неё есть какая-то история?
– Я купил свою яхту в Ижевске. Это судно класса «Ассоль». Яхта заслуженная, у неё достаточно давняя история. Она была построена в Ленинграде ещё в 1976 году. Несмотря на свой возраст, это хорошая спортивно-туристическая яхта. На ней очень удобно проводить начальное обучение парусному спорту. Да, она не гоночная, но свою функцию выполняет, то есть даёт полное представление о том, как движется яхта, как она управляется.

Елена БОРОДИНА: Что значит иметь собственную яхту?
– Во-первых, яхта должна быть зарегистрирована в Государственной инспекции по маломерным судам. Во-вторых, для неё нужно арендовать место. Зимой яхта хранится на берегу. Для этого желательно иметь или арендовать эллинг, но можно просто на берегу под тентом. Яхту поднимают при помощи крана и ставят на кильблок (своего рода подставку под яхту) или на прицеп (так называемую портовую телегу) и накрывают тентом. Весной, когда снег сойдёт, яхтсмены начинают ремонтировать свои суда, подкрашивать, готовить к спуску на воду.

– Михаил Александрович, расскажите свою историю, как вы занялись парусным спортом.
– Меня с детства манила морская романтика. Тяга к парусам началась с того, что во дворе дома по улице Зенитной, где я жил, был большой бассейн, и мы с мальчишками регулярно устраивали там регаты. Каждый мастерил для себя парусник, какой мог. Мой двоюродный брат, с которым мы жили в одном подъезде, слепил из гипса корпус корабля, мы обклеили его папье-маше, сделали палубу, поставили мачты, натянули паруса из ткани, и у нас получился фрегат. Мы выкрасили его в чёрный цвет и дали название «Чёрный принц».
Когда первый раз спустили его на воду, он перевернулся на бок. Мы же были неопытные корабелы: забыли заложить балласт внутрь корпуса. Пришлось вскрывать палубу, чтобы исправить досадное упущение. Зато потом наш фрегат не раз становился победителем дворовых регат. Наверное, с этого и началось увлечение парусным спортом. Потом я занимался судомоделированием во Дворце пионеров, но со временем отошёл от этих занятий, увлёкся журналистикой. Окончив исторический факультет Удмуртского госуниверситета, работал в разных редакциях и был далёк от спорта. Тем не менее, именно журналистика связала меня с парусным спортом.
В 2005 году я работал экономическим обозревателем «Удмуртской правды» и на коммерческой основе писал материалы о наших предприятиях. Как-то я предложил публикацию одному из победителей конкурса «Предприниматель Удмуртии», сарапульскому предпринимателю, директору компании «Эней» Виктору Тимофеевичу Гнатюку, который занимался производством деревообрабатывающего оборудования. 29 апреля 2005 года я, фотограф Володя Беломорских и водитель Валера поехали на редакционной «Ниве» к нему в Сарапул на предприятие «Эней». Помню, заходим в ворота ангара, и я понимаю, что попал туда, куда надо: в ангаре стоял огромный деревянный корпус океанской яхты, а чуть подальше – корпус стальной яхты. Оказалось, что Виктор Тимофеевич – корабел и старейший яхтсмен Удмуртии. Он долгое время возглавлял сарапульский яхт-клуб «Эней», построил немало яхт.
Мы разговорились, и он предложил поехать с ним на юг Удмуртии, в Зуевы Ключи. А так как это было в пятницу, дело уже шло к вечеру, то мы решили, не возвращаясь в Ижевск, принять приглашение и отправились вслед за Виктором Тимофеевичем в деревню Зуевы Ключи. Он привёз нас в яхт-клуб, построенный его собственными руками. Там я увидел яхты, которые тоже были построены руками Виктора Тимофеевича. Я хочу сказать, мне так понравился этот человек! Он романтик, очень увлечённый, который буквально живёт парусами. Знакомство с ним, которое постепенно переросло в дружбу, и побудило меня заняться парусным спортом. 16 сентября Виктору Тимофеевичу исполнилось 77 лет. Пользуясь случаем, я хочу поздравить его, пожелать доброго здоровья, новых успехов и достижений в развитии парусного спорта.
Виктор Тимофеевич одержим идеей развития парусного спорта в Удмуртской Республике. Он заразил меня своим энтузиазмом, и у меня возникло желание помочь ему. Тем более что в 90-х в Ижевске парусный спорт практически прекратился, и надо было всё начинать заново. Я начал регулярно приезжать в Зуевы Ключи, занимался в яхт-клубе на яхтах класса «Луч». Иногда мы с Виктором Тимофеевичем выходили на больших крейсерских яхтах. Где-то в 2012 году я познакомился с яхтсменами Удмуртии, и мы стали пытаться возродить парусный спорт на базе Школы юных лётчиков (к тому времени её объединили с детским морским клубом «Бриз» Первомайского района). С моим товарищем Александром Владимировичем Заболоцким (кандидатом в мастера спорта по парусному спорту, тренером с 20-летним стажем) мы построили по чертежам пять корпусов детских швертботов «Оптимист», причём это было сделано без единого бюджетного рубля, полностью на спонсорские средства. Затем мы зарегистрировали федерацию парусного спорта. В августе этого года она прошла аккредитацию, и практически одновременно с этим состоялась «Ижевская регата». Да, путь к возрождению парусного спорта в Ижевске был труден и долог, но сейчас всё очень хорошо складывается.

Сергей РОГОЗИН: С какого возраста дети могут начинать заниматься яхтенным спортом? Готовы ли мамы отпускать своих детей под парусом?
– С 6 лет. Парусный спорт контролируется Государственной инспекцией по маломерным судам – ГИМС. Все правила проведения тренировок и соревнований нами неукоснительно соблюдаются, поэтому родители могут быть спокойны за своих детей (думаю, после «Ижевской регаты» мамочки сами поведут своих детей в парусную секцию). Когда проходит тренировка, на воде обязательно находится тренерско-спасательный катер. Да, и падения за борт происходят, и яхточки, бывает, переворачиваются, но ничего страшного в этом нет, потому что дети тренируются в спасательных жилетах, и либо тренер достаёт ребёнка из воды, либо он сам забирается в яхту. Так что при соблюдении техники безопасности парусный спорт безопасен. И хотя это экстремальный вид спорта (это надо признать), им могут заниматься все желающие – от 6 лет до 90.


– Под парусами можно выходить и зимой. Планируете ли вы развивать буерный спорт?
– Мы планируем возрождать все виды парусного спорта, как это было раньше. Если появится база, где можно будет строить, хранить спортивные снаряды, то, конечно, это будет огромный стимул для развития всех направлений парусного спорта, в том числе и буерного спорта. К парусному спорту также относятся кайтинг, виндсёрфинг. Направлений, которые можно развивать на Ижевском пруду, много.

Татьяна ИВАНЦОВА: Вы планируете готовить профессиональных спортсменов, которым будет под силу выступать на международных соревнованиях?
– Обязательно. Когда на «Ижевской регате» воткинские ребята, сидя в своих маленьких скорлупках – швертботах «Оптимист», увидели яхты mX700 и прошлись на них (им дали такую возможность), они увидели перспективу. Они так и сказали, что теперь видят, куда им расти. Будем растить мастеров спорта международного класса, победителей регат и международных соревнований, может быть, даже Олимпийских игр. Почему бы нет? Перспективы есть.

Сергей РОГОЗИН: Когда ждать первый чемпионат Удмуртии по парусному спорту?
– В следующем сезоне мы проведём сразу несколько чемпионатов и кубков Удмуртии в различных классах. Это гонки на крейсерских яхтах, в классе «Луч», на парусных катамаранах, парусных ялах. Соревнования будут открытые – надеюсь, к нам приедут участники из других регионов.

– Яхты какого класса можно использовать на нашем пруду, чтобы провести полноценную регату?
– У нас не такой уж и маленький пруд. Он самый большой по площади зеркала в Европе. По сути, Ижевский пруд – это рукотворное озеро. Организаторы «Ижевской регаты» тоже отметили, что у нас очень большой пруд. И даже на 7-метровой скоростной яхте mX700 есть где разогнаться и развернуться. Вообще, считается, что на Ижевском пруду очень удобная акватория. Наверное, нет смысла держать здесь океанскую яхту, а вот прогулочное судно длиной 7-8 метров вполне подойдёт. Но лучше всего на Ижевском пруду развивать спортивные направления, используя детские и юношеские классы «Оптимист» для детишек 6-9 лет, двухместные яхты «Кадет», на которые пересаживаются ребята постарше, и, наконец, у нас есть яхты класса «Луч». Это быстроходная, очень маневренная, спортивная яхта олимпийского класса. На ней занимаются уже более взрослые ребята.
В Воткинской академии парусного спорта как раз и развивают все эти направления: и «Оптимист», и «Кадет», и «Луч». У них есть яхты размером побольше – класса «420» (название соответствует длине яхты, которая составляет 420 см), «470». Дети занимаются парусным спортом в олимпийских дисциплинах, выезжают на соревнования, приглашают юных яхтсменов из других регионов к себе.
Все эти направления парусного спорта когда-то существовали и в ижевском яхт-клубе «Темп». Когда около сотни яхт одновременно выходили в акваторию Ижевского пруда, зрелище было фееричное. Пруд был весь усыпан белыми лепестками парусов. У нас очень удобно наблюдать за тем, что происходит в акватории пруда. Берега высокие. Всё как на ладони.

Елена БОРОДИНА: Какое ваше самое заветное желание?
– Первое и основное желание, чтобы в детском морском центре «Дельфин» появился яхт-клуб, который станет базой для развития детского парусного спорта в Ижевске. Ну, и второе, чтобы наши воспитанники росли, развивались как спортсмены, достигали высоких спортивных результатов. 

Задание «УП»
У меня есть для вас задание: съездить в Зуевы Ключи и пообщаться с Виктором Тимофеевичем Гнатюком. Он очень интересный, незаурядный, разносторонний, эрудированный человек. Предлагаю вам сделать с ним интервью или написать очерк об этом человеке, об истории парусного спорта в Удмуртии, о перспективах его дальнейшего развития.

Вопрос «УП»
Неделю назад в кресле главного редактора «УП» сидел писатель Дмитрий Емец. Он задал вопрос: «Следующего гостя «Планёрки» я хотел бы спросить, смог ли бы он пройти всю Россию пешком. И как он думает, понравилось бы ему это?» Думаю, что смог бы. Люблю ходить пешком, гулять, двигаться. Люблю Россию, люблю нашу природу, наши города, наших людей. С большим удовольствием прошёл бы всю Россию пешком, но ещё лучше было бы пойти на яхте по внутренним водным путям. Это возможно. Если не с запада на восток, то с севера на юг уж точно. С огромным удовольствием пошёл бы по Каме, по Волге в Чёрное или Азовское море, по Волго-Балтийскому каналу – в Белое море. Следующего, кто займёт кресло главного редактора «УП», я хочу спросить, что для него значит слово «Удмуртия»? Что он понимает под этим словом? Какой смысл в него вкладывает?

Источник >>
Поволжье и Центральная Россия