Власти ЕС, Британии и примкнувшие к ним страны должны замораживать все активы подсанкционных лиц на своей территории, а власти США при нарушении санкционного режима могут даже арестовать то или иное имущество. Так, к примеру, произошло с 78-метров яхтой Tango основателя «Ренова» Виктора Вексельберга и с 106-метровой Amadea, чьим бенефициаром американские власти считают сенатора Сулеймана Керимова.
Части суперъяхт удалось спастись благодаря отключению транспондеров — устройств для отслеживания их местоположения. К примеру, 140-метровая Ocean Victory совладельца ММК Виктора Рашникова отключила транспондер 1 марта у берегов Мале и затем «всплыла» в Дубае. Яхта Pacific председателя правления «Новатэк» Леонида Михельсона исчезла с радаров в Карибском море в середине марта, а объявилась уже в июне — у берегов Турции.
Кто-то сработал на опережение. Так яхта Graceful, прибывшая в сентябре 2021 года в Гамбург для ремонта и модификации (на судне должны были появиться дополнительные балконы и расширена плавательная платформа), 10 февраля срочно покинула Германию до завершения работ и направилась в Калининград.
Спасение яхт от ареста — только одна из множества проблем, с которыми столкнулись их подсанкционные владельцы. «У 90% яхт, принадлежащих российским владельцам, были английские управляющие компании, — рассказывает генеральный директор Orca Group Евгений Ижевский. — Эти же компании лоббировали свои интересы, поэтому и выбирались для регистрации юрисдикции, подконтрольные Британии (так называемое семейство Red Ensign, к которому относятся такие популярные для регистрации яхт юрисдикции, как Каймановы острова, Британские Виргинские, острова Гернси и Джерси. — Forbes), британские страховщики, британские телекоммуникационные компании и британские системы картографии». После 24 февраля многие владельцы яхт получили от управляющих уведомления о прекращении работы, после чего отключались системы навигации и отзывалась страховка. Без действующего страхового полиса судно не имеет права перемещаться между странами и портами.
Столкнувшись с этим, владельцы суперъяхт были вынуждены искать новые юрисдикции. Стран, желающих их принять, особенно когда речь идет о попавших под санкции, немного, говорит знакомый владельца суперяхты, вынужденно перерегистрировавшего свое судно.
Одним из решений проблем стала регистрация яхт в России. Самым ярким примером здесь является 142-метровая Nord совладельца «Северстали» Алексея Мордашова. До введения санкций против миллиардера судно было зарегистрировано на Каймановых островах, сейчас яхта ходит под русским флагом.
Сегодня отечественная «прописка» имеет очевидные плюсы. При определенном типе регистрации отсутствуют таможенная пошлина и НДС при оформлении ввоза, а также косвенные эксплуатационные налоги, говорит Ижевский. Но и с российской регистрацией часть проблем остается: европейские порты зачастую отказывают связанным с Россией судам в стоянке, а турецкие увеличивают цену на свои услуги вдвое, говорят собеседники Forbes на яхтенном рынке. Какие суперъяхты сейчас ходят под российским флагом — в материале Forbes.
При написании статьи использовались ресурсы MarineTraffic, VesselFinder, MyShipTracking.
Предполагаемый владелец: бенефициар «Северстали» Алексей Мордашов
Длина: 142 м
Верфь: Lürssen
Год постройки: 2020
Оценочная стоимость: больше $300 млн
Яхта Nord длиной 142 метра и шириной 21 метр построена немецкой верфью Lürssen по проекту дизайн-бюро Nuvolari Lenard. Судно было спущено на воду в конце 2020 года и передано владельцу Алексею Мордашову в начале 2021 года. Обладая водоизмещением 10 154 т, Nord является одной из крупнейших яхт, принадлежащих русским владельцам. После введения санкций против Алексея Мордашова судно переместилось с Сейшельских островов во Владивосток и с тех пор курсирует вдоль российского тихоокеанского побережья.
Ранее судно было зарегистрировано на Каймановых островах.
Предполагаемый владелец: неизвестен
Длина: 82 м
Верфь: «Севмаш», Blohm and Voss
Год постройки: 2014
Оценочная стоимость: $100 млн
Строительство яхты начиналось на российской верфи «Севмаш» на побережье Белого моря в 2005 году. В 2014 году судно было отправлено на достройку на немецкую верфь Blohm and Voss, причем по пути от яхты отвалилась часть корпуса, что, как писали профильные СМИ, значительно усложнило завершение строительства.
Дизайн яхты спроектирован H2 Yacht Design, ее длина составляет 80 м, ширина — 20 м. На борту есть салон с белым пианино Steinway, библиотека, спа-центр с тренажерным залом и бассейн, который преобразуется в танцпол.
Официально владелец судна неизвестен. Основатель H2 Джонни Хорсфилд заявил Boat International в 2015 году, что «владелец — очень уверенный в себе человек. Он знает, что ему нравится, и он не раб тенденций».
Ранее судно было зарегистрировано на Британских Виргинских островах.
Предполагаемый владелец: основатель банка «Тинькофф» Олег Тиньков
Длина: 77 м
Верфь: Damen Yachting
Год постройки: 2020
Оценочная стоимость: €100 млн
Олег Тиньков заказал себе первую в мире яхту-ледокол в 2019 году. На яхте шесть палуб, она может вместить 12 гостей. Судно способно находиться в автономном плавании до 40 дней подряд. На борту имеются две вертолетные площадки, батискаф и снегоходы. Яхта сдается в аренду по цене от €900 000 в неделю.
Ранее судно было зарегистрировано на Каймановых островах.
Предполагаемый владелец: неизвестен
Длина: 71 м
Верфь: «Севмаш», AES Yachts
Год постройки: 2019
Оценочная стоимость: нет данных
Работы над созданием Victoria начались на «Севмаше» еще в 2006 году, тогда же, когда на этом российском судостроительном заводе велось строительство Graceful. Изначально проект носил имя «Балтика», в 2008–2009 годах строительство этой яхты было приостановлено, в 2013 году работы были возобновлены — судно было доставлено в Италию на достройку на верфи ISA Yachts, а затем отправлено в Турцию на верфь AES Yachts.
Дизайн экстерьера Victoria разработан H2 Yacht Design и Gresham Yacht Design, интерьера — H2 Yacht Design, а над морской архитектурой работало конструкторское бюро «Агат». На борту суперъяхты Victoria могут разместиться до 14 гостей, а также 16 членов экипажа. Яхта имеет стальной корпус и алюминиевую надстройку.
Предполагаемый владелец: владелец «Мостотреста» Аркадий Ротенберг
Длина: 65 м
Верфь: Benetti
Год постройки: 2011
Оценочная стоимость: $60 млн
Rahil — моторная яхта длиной 65 м, построенная в Италии компанией Benetti в 2011 году. Заказчиком лодки был британский миллиардер Грэма де Зилль, изначально она называлась Amnesia. Позднее ее приобрел партнер Ротенберга Григорий Баевский, а затем якобы ее владельцем стал уже сам участник списка Forbes. После сделки судно получило имя Nataly, а после развода Ротенберга с супругой Натальей — Rahil. Официально представитель Ротенберга отрицал, что судно ему принадлежит.
Суперъяхта может одновременно размещать 14 гостей. Судно изначально ходило под российским флагом.
Предполагаемый владелец: Управление делами президента России
Длина: 54 м
Верфь: Proteksan-Turquoise
Год постройки: 2009
Оценочная стоимость: €30 млн
Судно было построено на турецкой верфи Proteksan-Turquoise в 2009 году. Его длина составляет 53,7 м, а ширина — 9,5 м, яхта способна развивать скорость до 18 узлов (33,3 км/ч). Судно рассчитано на размещение до 12 гостей и 11 членов экипажа.
После постройки яхта носила имя Leo Fun. По данным турецкой газеты Vatan, решение о покупке Leo Fun было принято после того, как она была взята в чартер для российского президента. После оформления сделки название яхты сменили на Sirius, а еще позже — на Chayka.
«Купили на вторичном европейском рынке корабль среднего размера», — рассказывал в 2011 году на тот момент управляющий делами президента Владимир Кожин, отметив, что вначале предполагалось заказать новое судно на российских верфях, но «не устроили ни цена, ни сроки, ни качество».
Судно эксплуатируется администрацией президента до сих пор. К примеру, в мае 2021 года Владимир Путин встречался на нем с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
Владелец: управляющий директор Millhouse Capital Давид Давидович
Длина: 50 м
Верфь: Heesen
Год постройки: 2021
Оценочная стоимость: $40,3 млн
Aquamarine был построен голландской фирмой Heesen в 2021 году. Лодка может принять до 12 гостей. Как заявляла сама верфь, «небольшая осадка всего 2,15 м делает ее универсальной крейсерской яхтой как для прозрачных заливов Багамских островов, так и для Средиземного моря».
Формальным владельцем судна является зарегистрированная на Джерси MHC Jersey Ltd, она в свою очередь принадлежит зарегистрированной на Британских Виргинских островах Norma Investments. Как писала The Wall Street Journal, владельцем Norma Investments считался совладелец Millhouse Роман Абрамович, однако 24 февраля 2022 года компания перешла Давидовичу. Сам Давидович подтвердил The Guardian, что является владельцем MHC Jersey Ltd и яхты Aquamarine.