«Человек все свое существование стремился к воде. Любое судно — это фактически дом, пусть и маленький. А яхтинг, как бы гламурно и дорого это ни звучало, в общем достаточно доступный вид отдыха. Я всегда пытаюсь немного приземлить гламурность яхтинга», — рассуждает Андрей Бойко, профессиональный яхтсмен и владелец Burevestnik Group (занимается дистрибуцией судов и строительством яхтенной инфраструктуры, а также развивает сеть яхт-клубов «Буревестник»).
«Про меня когда-то ваши коллеги из «Коммерсанта» сказали, что я придумал яхтинг в России», — шутит Бойко.
Андрей Ломакин и Андрей Бойко, 10 июля 2010 г. (Фото: Сергей Портер / Ведомости / ТАСС)
Яхтинг, традиционно ассоциирующийся с роскошью, вошел в моду у россиян в конце 1990-х годов — тогда дистрибьюторы международных верфей завозили в Россию больше сотни яхт в год. Еще недавно россияне, по экспертным оценкам, занимали второе место в мире по покупке яхт после США. Отдыхать, впрочем, многие предпочитали за границей: по оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), до пандемии на яхтинг за рубеж ежегодно выезжало около 200 тыс. россиян. Популярностью для поездок пользовались страны Европы, где развит этот вид отдыха и существует большая сеть марин. На стоянку и обслуживание своих яхт за границей россияне ежегодно тратили около €200 млн, оценивали в РСТ.
После начала специальной военной операции на Украине российские владельцы яхт, которые использовали их для отдыха за рубежом, столкнулись со сложностями из-за санкций. Возможности путешествовать в страны ЕС оказались ограничены из-за ужесточения визовой политики, а власти европейских стран начали арестовывать имущество попавших под санкции россиян. Только в Финляндии в марте 2022 года была арестована 21 яхта российских бизнесменов. В апреле прошлого года испанская газета El Pais сообщала, что европейские власти задержали яхты общей стоимостью €1,8 млрд, владельцами которых якобы были российские предприниматели. В частности, под арест на Балеарских островах попала яхта Tango, принадлежащая Виктору Вексельбергу. В апреле 2022 года с введением Евросоюзом пятого пакета санкций судам с российским флагом запретили вход в европейские порты. Запрет также распространяется на суда, сменившие флаг после 24 февраля 2022 года.
«Сейчас происходит разворот в другую сторону — парусный спорт оказался классово доступным. В России открылось много школ, которые обучают яхтингу, организуют разные регаты, соревнования, тимбилдинги и все остальное», — рассказывает владелец Burevestnik Group. По его словам, это ближе даже не к спорту, а к водному туризму, который не требует каких-то сверхчеловеческих навыков и усилий. «Это просто физкультура и здоровый образ жизни. Это прекрасная погода, солнце, ветерок, море или озеро — гонка на два-три часа в день, а дальше пляж, музыка, возможность весело провести время. Таких регат очень много», — рассказывает Бойко.
Участники самой массовой регаты в России, Геленджик (Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости)
«Введенные против России санкции привели к тому, что примерно тысяча россиян в год не смогут купить катер или яхту. Логистика достаточно тяжелая, параллельный импорт в данном случае практически не работает. Тем более что это не продукт первой необходимости», — говорит Бойко.
Международная выставка яхт на воде «Буревестник Boat Show», Красногорск (Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости)
«Наверное, неправильно сказать, что весь этот флот благодаря санкциям рванул в Россию. Ряд известных владельцев яхт попали в неприятное положение, но каких-то сверхглобальных репрессий для рядового российского судовладельца нигде в мире нет. Ни одной экономике невыгодно отказываться от покупателя пончика, значка, магнитика, литра топлива и так далее. Поэтому, если прямого запрета на обслуживание или взаимодействие нет, зачем отказываться? Никто отказываться и не будет», — отмечает Бойко.
«У людей появилось меньше возможностей перемещаться за границу. Но лето-то никто не отменял. Многие из тех, кто на лето перемещался в район любой судоходной воды, стали обживаться в зонах обитания — в ближнем Подмосковье, Ленинградской области или Поволжье. «Катер или яхта независимо от размера — прекрасный способ самоизоляции» — под этим лозунгом российский яхтинг получил очень мощный толчок для развития, и в этом смысле российский яхтинг только выиграл, потому что те средства и ту энергию, которую раньше наши клиенты тратили где-то вне, они стали тратить здесь».
«Главная наша задача — дать самому небольшому судовладельцу возможность пользоваться его лодкой максимально часто и в самых разных уголках нашей страны, будь то Волга, Кама, Баренцево и Белое, Черное или Каспийское моря, крупные российские озера — Ладога, Онега, Байкал», — добавляет Бойко.
«Со стороны это вроде выглядит несерьезно: лодка шесть-семь метров, какой-то катерок на трейлере едет куда-то на фаркопе транспортного средства. Но на каждом из этих 500 тыс. судов в среднем помещается по четыре человека — это уже совсем другие цифры. Это туристы, которые платят за стоянки, топливо, еду и сервис вокруг — магнитик, пончик, рыболовный крючок, надувной матрас и так далее», — поясняет владелец Burevestnik Group.
Парусные яхты и катера в Третьем заливе реки Енисей в Красноярском крае (Фото: Илья Наймушин / РИА Новости)
«Яхты не приходят туда, где ничего нет. Если это, конечно, не совсем дикий турист, который специально приехал на рыбалку или посмотреть на Сортавальские фьорды, где фантастическая красота и просто дикие камни. В основном это туризм из раздела посмотреть и пойти в комфортные места дислокации, которые должны быть понятными, безопасными с точки зрения судовождения и удобными. Яхты не появятся до тех пор, пока не появится инфраструктура», — говорит Бойко.
«В этом году я наконец побывал в Мурманске летом, — рассказывает Бойко. — Еду, и просто, глядя по сторонам, думаю: как в Норвегии, как в Финляндии, как в Швеции. И ловлю себя на мысли: «Почему как? Я же должен был, будучи в Норвегии и Швеции, ехать и думать: как у нас в Мурманске: фьорды такие же, море такое же, треска ловится такая же. Просто раньше я там не был, откладывал поездки на «ближние дистанции» из-за их элементарной непопулярности, из-за отсутствия рекламы, той же инфраструктуры и т.д.».
Полуостров Средний в бухте Мотовского залива, Мурманская область (Фото: Павел Львов / РИА Новости)
Пять фактов про Андрея Бойко
Родился в 1964 году в Москве.
В 1986 году окончил факультет психологии Государственного педагогического института им. В.И. Ленина.
С детства профессионально занимался парусным спортом, а в 1992 году закончил спортивную карьеру. Мастер спорта международного класса.
В начале 1990-х работал в коммерческих структурах.
С 1996 года — владелец яхт-клуба «Буревестник».