Новости информационного портала "Все марины России"

По реке аки посуху пока не получается

Развитие инфраструктуры яхтинга Законодательство
Профессиональное сообщество обсудило проблемы эксплуатации маломерных плавсредств и развитие парка пассажирских речных судов
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

По статистике ГИМС, в 2019 году на учете состояли 1 510 018 маломерных судов, в 2023 году их количество выросло до 1 555 686. Ежегодно количество зарегистрированных маломерных судов увеличивается в среднем на 18–20 тыс.

При этом, по данным Национальной ассоциации маломерного судоходства (НАМС), количество происшествий на водных объектах в России остается стабильным в течение пяти лет и составляет в среднем за год около 3,5 тыс., куда входят все происшествия на воде. Вместе с тем растет именно число ЧП с маломерными судами. Если в 2019 году их было 52, то в 2023–м – 308 (рост в шесть раз). Число погибших на воде при авариях маломерных судов выросло в пять раз: с 50 человек в 2019 году до 248 человек в 2022–м.

С учетом роста спроса на водный туризм в России, развития инфраструктуры, увеличения числа яхт и катеров эта проблема требует незамедлительного решения. Одним из способов решения может стать разработка и внедрение единой экстренной системы реагирования для применения на реках по образцу ГЛОНАСС на российских дорогах, считают в НАМС.

На заседании рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма при Комитете Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры под председательством Алексея Волоцкова обсуждались вопросы поддержки строительства маломерных судов, в том числе хаусботинга, и проблемы, связанные с бункеризацией и топливозаправочными станциями. В дискуссии принимали участие представители Минприроды России, Минтранса России, Минпромторга России, МЧС России, Генеральной прокуратуры РФ, Ространснадзора, Росморречфлота, Росреестра, а также производители и эксплуатанты маломерного флота из 19 субъектов РФ.

Суда разные нужны...

Начальник отдела стратегического планирования и управления департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Артем Огиенко представил результаты работы по обновлению всех пассажирских судов разных классов и назначения. «В течение пяти лет построены порядка 50 пассажирских судов различных проектов, в том числе в 2024 году заказчикам сданы 16. В стадии строительства находятся более 70 пассажирских судов, – привел цифры Артем Огиенко. – Судостроители нарастили компетенции по строительству пассажирских судов, работающих на региональных маршрутах. По заказу Минпромторга возобновлено строительство скоростных судов на подводных крыльях – «Валдай» и «Метеор», широкая линейка таких судов запущена на АО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева» и АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», также строятся суда типа «Комета» и серия скоростных пассажирских катамаранов проекта 04580 «Котлин» (Средне–Невский судостроительный завод)».

Активно развивается водный электротранспорт. Достаточно сказать, что на маршрутах в Москве работает 21 пассажирское электросудно модели Ecobus ледового класса. Суда предназначены для круглогодичных внутригородских пассажирских перевозок. На смену самым распространенным судам на российских внутренних водных путях – проектов «Москва» и «Москвич» – пришли суда «Экокрузер–м», три таких судна работают на маршрутах в Красноярске, Нижнем Новгороде и Перми.

По мнению Артема Огиенко, наиболее эффективной мерой для строительства и развития маломерного флота является программа льготного лизинга. «С 2008 года из федерального бюджета направлены порядка 68 млрд руб., из средств ФНБ – 35,5 млрд руб. В рамках этих программ поддержки были построены 54 пассажирских судна, 84 единицы – в стадии строительства. С 2003 года программа льготного лизинга реализуется в рамках инфраструктурного проекта по постановлению Правительства РФ № 337. Обновленный инвестпроект предусматривает строительство 76 пассажирских судов. Кроме того, часть стоимости новых пассажирских судов компенсируется за счет утилизационных грантов. По этой программе предоставлены 3 млрд руб., построены 12 судов», – рассказал он.

В целях развития перевозок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части РФ на период до 2035 года, в том числе по маршрутной сети пассажирских перевозок, Владимир Путин дал поручение о выделении начиная с 2025 года дополнительных объемов из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на реализацию программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта, производимых в РФ, для обеспечения поддержки строительства в России дополнительно не менее 200 пассажирских судов, в том числе электросудов.
«Минтранс определил потребность регионов в таких судах, проработан вопрос финансирования за счет средств ФНБ, однако Минфин дал отрицательное заключение и в ближайшее время подобных программ реализовываться не будет, – проинформировал Артем Огиенко. – В то же время мы ведем работу по подготовке нового нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», где в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» предусмотрена новая мера поддержки – субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. На эти цели до 2030 года запланировано выделить порядка 60 млрд руб.».
Первопроходец – Нижний Новгород

Развитие речного пассажирского транспорта актуально для всех регионов, находящихся на территории Волжско–Камского бассейна. Возрождение внутреннего водного судоходства – это мощный фактор экономического роста. Нижегородская область первой стала развивать речные пассажирские перевозки, создав флотилию скоростных судов на подводных крыльях.

Этот проект был реализован благодаря программе льготного лизинга, разработанной Минпромторгом России. Льготное финансирование позволило заказать серию судов, создан оператор – ООО «Водолет». Компания располагает флотом из пяти судов типа «Валдай 45Р», которые используются на внутрирегиональных маршрутах, в 2024 году на межрегиональных линиях запустили два новых судна типа «Метеор 120Р».

Речные маршруты общей протяженностью свыше 1,5 тыс. км соединяют Нижний Новгород с Ярославской, Ивановской, Костромской, Ульяновской областями, Чувашией, Татарстаном, Удмуртией. «За пять лет мы перевезли более 300 тыс. пассажиров, совершили более 10 тыс. рейсов, – сообщил гендиректор компании Никита Итальянцев. – В 2024 году по сравнению с прошлым годом пассажиропоток увеличился на 50%. Такие межрегиональные маршруты, как Нижний Новгород – Казань, Нижний Новгород – Ульяновск, Нижний Новгород – Ярославль, пользуются большой популярностью, в 2024 году по этим маршрутам перевезены около 20 тыс. пассажиров».

В дальнейших планах компании – продление маршрутов по Каме от Казани до Перми –900 км, по Волге от Ярославля до Самары – 1226 км, по Оке от Нижнего Новгорода до Рязани – 699 км. Таким образом, общая протяженность маршрутной сети увеличится до 2825 км.

Согласно расчетам, для организации перевозок судами на подводных крыльях (СПК) по Волге от Рыбинска до Астрахани потребуется 76 судов, включая 51 «Валдай 45Р» и 25 «Метеоров 120Р». Такой «крылатый» флот обеспечит перевозку более 1,5 млн пассажиров ежегодно.

Следующим этапом развития речных перевозок в Нижегородской области станет выпуск в навигацию электросудов, для которых будет создан единый стандарт зарядной инфраструктуры.

Помимо собственно судов развитие внутреннего водного транспорта требует решения таких вопросов, как доступность лизинга судов, восстановление причальной инфраструктуры для скоростных судов, необходимость реконструкции шлюзов.

Никита Итальянцев обратил внимание на плохое состояние причальной инфраструктуры на реках Волга и Ока и нехватку заправочных станций. В 2022 году «Водолет» совместно с ПАО «Чкаловская судоверфь» разработал проект мобильного причала для СПК «Валдай 45Р» и СПК «Метеор 120Р».

Ни заправиться, ни зарегистрировать

Практически все эксперты указывали на то, что отсутствие заправок, а также невозможность пришвартоваться маломерным судам в черте города напрочь отбивают желание путешествовать по реке.

К слову, вопрос строительства АЗС для заправки судов вызвал бурную дискуссию. Ввиду ограниченной навигации с апреля по октябрь эксплуатировать АЗС на воде исключительно в этот период экономически нецелесообразно. Выгодно ее использовать как для водных, так и для сухопутных транспортных средств, но с учетом природоохранных норм получить земельный участок в водоохранной зоне для строительства заправок невозможно.

Как пояснил директор департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития России Георгий Груша, сложность с размещением плавучих заправочных станций связана с отсутствием свободной акватории. Неопределенный правовой статус плавучей АЗС (в законодательстве отсутствует сам термин) делает невозможным их размещение в водоохранных зонах, несмотря на то что для размещения в водоохранной зоне автозаправочных станций действует исключение.

Генеральный директор ООО «Эдан Инжиниринг» Эдуард Анимаев поделился опытом строительства контейнерных заправочных станций для катеров и маленьких яхт стоимостью 1,5–3 млн руб. По его словам, клиенты, которые хотят поставить контейнерные заправочные станции вдоль береговой линии, сталкиваются с непреодолимыми бюрократическими препонами, поэтому им проще по старинке заправлять суда канистрами, что небезопасно.

Гендиректор ООО «Маринпласт» Сергей Немцов рассказал о сложностях при создании лодочных стоянок. Это комплекс инженерных сооружений, включающий акваторию, земельный участок, причальные и иные сооружения. Но, как заметил Сергей Немцов, очень непросто выиграть аукцион по аренде акватории. «Сроки оформления варьируются от 6 до 12 месяцев, в случае перехода на электронную форму этот срок можно сократить вдвое, – отметил он. – Камень преткновения – водоохранная зона. Муниципалитеты рассматривают береговую полосу как территорию общественного пользования и ни под каким предлогом не соглашаются выделять участки для нужд причалов. Этот законодательный пробел необходимо устранить».

Головная боль производителей маломерных судов – регистрация. «Мы произвели судно, передали его клиенту, но он не может поставить его на учет, не нарушив закон, – говорит один из участников обсуждения. – Представители МЧС на осмотр не выезжают, а для прохождения осмотра нужно доставить судно по воде. И мы идем на осмотр в сумерках, под прикрытием с берега, чтобы нас на штрафстоянку не отогнали, получаем номера, но потом не можем выйти на техосмотр, потому что без него тоже нельзя выйти на воду, и мы опять нарушаем закон».

Аналогичные сложности возникают при перегоне негабаритных судов из региона в регион. Решить проблему мог бы транзитный документ, считают эксперты.

Как объяснил начальник отдела нормативного правового обеспечения и перспективного развития департамента Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Алексей Петров, служба испытывает серьезный кадровый голод, практически во всех регионах отмечается дефицит инспекторского состава.

Что такое хаусбот?

Хаусботы – это небольшие речные суда с автономной системой жизнеобеспечения, где жилая часть представляет собой энергоэффективный дом. По сути, такие суда могут служить дополнительным номерным фондом, базирующимся на воде.

Владимирская область, по территории которой протекают 740 больших и малых рек, станет пилотным регионом для запуска плавучих домов – хаусботов.

По словам первого заместителя губернатора Владимирской области Александра Ремиги, запуск программы отдыха на воде в плавучих домиках требует проработки безопасных и привлекательных маршрутов на крупных и малых реках, таких как Клязьма, Нерль, Ока или Каменка, наличия инфраструктуры, разработки правил аренды домиков–амфибий.

Основная проблема – отсутствие правового статуса хаусбота. Из–за высокой себестоимости это маломерное судно не может использоваться как номерной фонд.

Александр Ремига предложил законодательно утвердить понятия «кемпбот» и «хаусбот» в законе «Об основах туристской деятельности в РФ». «Для нас водный туризм – новая точка роста, способ выстроить межрегиональные связи с соседними регионами. В рамках проекта «Московское Золотое кольцо» прорабатываем возможность создания инфраструктуры по пути следования из Москвы во Владимирскую область и далее в Нижегородскую область», – заключил Александр Ремига.

Директор по развитию ООО «Корпорация «Проект–техника» Ирина Михайлова представила проект дома на воде с объемом производства более 100 единиц в год. Этим летом спущены на воду первые образцы, компания формирует план производства на 2025 год. В зависимости от комплектации и модульности ценовой диапазон такого плавучего дома варьируется от 3,5 до 12 млн руб. «На наш взгляд, нужен оператор, который будет определять требования для производителя, оценивать наличие инфраструктуры в регионе. Тогда производитель будет лучше понимать потребности регионов и возможности населения, – считает Ирина Михайлова. – Чтобы дом на воде стал доступным, необходимо минимизировать ограничения, упростить постановку на учет, получение прав и юридическое оформление аренды хаусботов частными лицами».

Справедливости ради надо сказать, что на данном этапе основными потребителями хаусботов являются предприниматели, которые сдают их в аренду. И в ближайшем будущем не стоит ожидать большого спроса на хаусботы частными лицами, так как эта дорогостоящая «игрушка» требует достаточно больших ресурсов для обеспечения ее хранения и транспортировки.

Парус! Порвали парус!

Полномочиями по координации деятельности по развитию инфраструктуры яхтенного туризма наделен Минстрой России, который приступил к разработке двух документов: свода правил по проектированию и строительству марин на внутренних водных путях и свода правил по проектированию и строительству марин на море, в которых, в частности, будут отражены разделы по бункеровке и размещению заправочных станций.

Руководитель компании «Байкал Яхт Групп» Сергей Гмыра рассказал о сложностях и перспективах строительства яхт в России. «В настоящее время практически все верфи заняты государственными заказами, а производители маломерного флота остались не у дел, цены нам выставляют, как на большой крупнотоннажный флот. У нас нет ни дотаций, ни господдержки, ни лизинга. Не можем найти строительную площадку. При этом яхтенная индустрия имеет большой потенциал для привлечения туристических потоков, способствует развитию круизного и маломерного флота», – подчеркнул Сергей Гмыра.

По мнению директора территориальных проектов яхтенной компании «Сила ветра» Анны Носовой, главным сдерживающим фактором для развития яхтенного туризма является отсутствие инфраструктуры на маршруте (причалы, заправки). «Для развития этого направления туризма регионы должны определить территории интенсивного яхтинга, изучить возможность создания сезонных некапитальных причалов, освободить бизнес от их регистрации как плавучих объектов и согласования с Росрыболовством», – заявила Анна Носова.

Необходима помощь государства в создании кластера по строительству маломерных судов, что принесло бы пользу развитию водного туризма в стране, полагают эксперты.

Базовый закон в области обеспечения безопасности людей на водных объектах

Многие вопросы, которые поднимались профессиональным сообществом, призван решить Федеральный закон «О безопасности людей на водных объектах».

3 февраля Президент Владимир Путин подписал федеральный закон, который устанавливает основные понятия и разграничивает полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно–правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, наделяется полномочиями по координации деятельности по обеспечению безопасности людей на водных объектах, нормативно–правовому регулированию вопросов в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и введению ограничений или запретов на движение маломерных судов, использование иных технических средств на водных объектах. При этом реализация полномочий по организации и осуществлению федерального государственного надзора за маломерными судами, федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах, ведению реестра маломерных судов, реестра удостоверений на право управления маломерными судами, предоставлению государственных услуг по государственной регистрации и освидетельствованию маломерных судов, аттестации физического лица на право управления маломерным судном возлагается на Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России.

Федеральный закон устанавливает порядок освидетельствования и государственной регистрации маломерных судов и аттестации физических лиц на право управления маломерным судном, срок действия и условия прекращения права управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, порядок и условия проведения медицинского освидетельствования судоводителя маломерного судна (кандидата в судоводители маломерного судна).

Федеральный закон устанавливает, что федеральный государственный контроль (надзор) будет осуществляться как за маломерными судами, так и за безопасностью людей на водных объектах.

В развитие этого федерального закона внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О безопасности людей на водных объектах», который прошел процедуру первого чтения. Дата вступления в силу положений данного закона синхронизирована с датой вступления в силу Федерального закона «О безопасности людей на водных объектах».

Законопроектом предусматривается внесение изменений:

  • в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и Кодекс торгового мореплавания РФ в части определения понятия «маломерное судно», порядков классификации и освидетельствования маломерных судов, а также их регистрации;
  • в Водный кодекс РФ в части исключения дублирования полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области безопасности людей на водных объектах;
  • в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в части приведения его положений в соответствие с новым наименованием вида федерального государственного контроля (надзора) – федерального государственного надзора за маломерными судами.

Детальные обязательные требования в отношении поднадзорных объектов будут содержаться в нормативных правовых актах МЧС России, устанавливающих обязательные требования по организации, оборудованию, оснащению и эксплуатации этих объектов.

Законопроектом предусматривается 5–летний период, в течение которого владельцы маломерных судов, используемых в некоммерческих целях и зарегистрированных в Государственном судовом реестре, пройдут процедуру перерегистрации в Реестре маломерных судов.

Аналогичная ситуация с удостоверениями на право управления маломерными судами. Владельцы дипломов капитанов после окончания срока их действия должны будут сдать экзамены в ГИМС и получить соответствующее удостоверение на право управления маломерными судами, срок действия которого составляет 10 лет.

В законопроекте закреплены два вида контроля (надзора): федеральный государственный надзор за маломерными судами и федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах.

Законопроектом также устанавливаются случаи и порядок применения государственными инспекторами по маломерным судам физической силы и специальных средств.

Материалы подготовила
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»