Новости информационного портала "Все марины России"

В Петербурге обсудили поддержку импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса в сфере морского транспорта

Мероприятия ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ Судостроение
29 ноября в Санкт-Петербургском Экспо форуме прошло выездное расширенное заседание межфракционной рабочей группы Государственной Думы.

Заседание по законодательной поддержке импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса в сфере морского транспорта прошло в рамках форума "Российский промышленник" – федеральной площадки для дискуссий и консультаций крупного бизнеса с государством, ведущими технологическими компаниями, средним и малым бизнесом с повесткой развития в современных условиях.

Модератором выступил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Шайхутдинов Рифат Габдулхакович.
Во вступительном слове он обозначил основную проблематику, которая была рассмотрена на заседании: судостроение, портовая перегрузочная техника и контейнерное оборудование.
Целью заседания было обозначено получение от участников отрасли и бизнеса предложений по корректировке как законодательства Российской Федерации на уровне изменения Федерального законодательства и предложений на уровень правительства по
корректировке документов стратегического планирования и нормативных актов правительства.
Рифат Габдулхакович озвучил историю работы правительства по обсуждаемой тематике. Так, он рассказал, что ранее была утверждена стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, в которой констатированы основные параметры:
  • доля судостроения в ВВП России ничтожно мала 0,8 % и в этом количестве 90 % этой продукции военного назначения
  • объем производства на 2018 год составлял 620 миллиардов рублей
  • коэффициент долговой нагрузки 4
  • строить гражданские суда длиной более170 метров негде
  • производственные фонды более чем на 60 % морально устарели
  • до 80 % практически физически изношены
  • доля иностранных комплектующих в стоимостном выражении для гражданского сектора доходит до 85 %, военного до 60 %
  • судоремонт около 50 крупных и более 100 малых и средних предприятий, но крупные работают в основном на ремонт военных судов

В основном объем выделяемых государственных средств под потребности гражданского сектора до 2035 года определен в стратегии:
  • 250 морских транспортных судов,
  • 1500 судов класса река море
  • 1640 судов рыбопромыслового флота
  • 250 единиц вспомогательного технического флота
  • 90 научных судна
  • 24 ледокола
  • 150 судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений.

Текущее состояние считается достаточно тяжелым - на начало 2022 года доля российского коммерческого флота в мировых морских грузоперевозках ничтожно мала, в наливном и газовом сегменте она не выше 5-6 % соответственно. Внешнеторговые перевозки не обеспечены соответствующим национальным тоннажем российских судовладельцев, исключение - вывоз сырой нефти и нефтепродуктов, где мы обеспечены практически на 95 %. По контейнеровозам мультимодальных перевозок у нас менее 2 %.
Нет опыта строительства крупных судов большинства основных классов. За исключением, возможно, СПГ, строительство которых имеет высокую степень локализации строительства на российских верфях,но не превышает 42 %.
18 августа 2022 года прошло совещание судостроительной промышленности под руководством президента Владимира Владимировича Путина, на котором было выделено 7 миллиардов рублей на разработку и запуск серийного производства узлов и агрегатов до 2023-24 года, на эти же цели выделено 15 миллиардов рублей по льготному лизингу со
ставкой в 1,5 % и обнулением НДС по судоремонту.
Скоро будет заложена новая верх на острове Котлин, было уделено достаточно большое внимание завозом по Арктик СПБ-2 и заложены достаточно серьезные технологические
ориентиры.

Спикерами выступили:

Ориничева Ирина Владимировна, заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, рассказала, что вопросами импортозамещения Минпромторг начал заниматься с 2014 года и проведенная работа позволила во многом нивелировать те негативные последствия, с которыми столкнулась Россия после 24 февраля 2022 года.


Так же она сообщила что в октябре 2022 года принято новое Постановление Правительства и запущен новый механизм, который предусмотрен кодексом морского торгового мореплавания, учитывающий, что перевозки и отдельные виды деятельности,  такие как каботаж, перевозка нефти, природного газа, гидротехнические работы должны осуществляться только при помощи судов построенных на российских заводах и относиться к промышленной продукции, произведенной на нашей территории.
Для определения "бальности" создана целая система которая регламентируется Постановлением Правительства № 719, в котором предполагается, что для того чтобы судно считалось российским на него должны быть поставлены именно российские комплектующие и оборудование. которое имеет определенные баллы, и в результате, только набрав этот балл можно считать продукцию непосредственно российской.


"Нужно сказать что этот механизм уже заработал, всего уже выдано 116 заключений по ПП № 719, и соответствию судна промышленной продукции произведенной на нашей территории и еще 213 судов строится в соответствии с требованиями ПП № 719.
Также было озвучено, что по результатам совещания у президента 18 августа 2022 года заработала еще одна мера государственной поддержки. Вышло Постановление Правительства № 1872 - механизм по выдаче субсидий на выполнение комплексных работ по разработке судового комплектующего оборудования", - рассказала Ирина Владимировна об этих и других мерах поддержки отрасли.

Комментируя выступление представителя Минпромторга и Министерства транспорта, представители оператора на рынке рефрижераторных перевозок "FESCO" отметили, что существует ряд важных моментов, не предусмотренных указанными постановлениями правительства и мерами поддержки.

А председатель совета директоров группы компаний "Альянс Марин Девелопмент" Ольга Шебзухова, отметила, что при разработке постановлений Правительства необходимо учитывать не только потребности грузового морского транспорта, но и маломерного, в рамках принятой Правительством России Концепции развития яхтенного туризма.

Модератор заседания озвучил, что все пожелания и комментарии будут внесены в протокол данного заседания, по его окончанию.
Следующим выступающим был Риц Станислав Юрьевич, представитель контейнерного отдела Главного управления ФАУ «Российский морской регистр судоходства» с подробной аналитикой по импортозамещению в контейнерном оборудовании. Он рассказал, что в настоящее время изготовление контейнеров для российских клиентов осуществляется в России, в Республике Беларусь и Китайской Народной Республике, где российское классификационное общество оказывает услуги по проектированию и техническому наблюдению за изготовлением контейнеров.


Озвучив весь положительный и отрицательный опыт производства и применения контейнеров в России, Станислав Юрьвич отметил другую немаловажную тему - новые конструкции контейнеров цистерн.

"Это тема сейчас на подъеме. Наше классификационное общество в этом году приняло участие в 105 сессии Комитета по безопасности на море, на которой обсуждался проект поправок к Международному Кодексу по морской перевозке опасных грузов, результатом которого явилось решение о легализации применения полимерно-композиционных материалов для изготовления сосудов контейнеров цистерн, которые могут использоваться для транспортировки всеми видами транспорта. То есть, еще совсем недавно так называемые контейнеры из полимеров были разрешены международным
сообществом только для автомобильной перевозки, но не для морской и не для мультимодальных контейнерных перевозок. Как итог в этом году приняты поправки Кодексу о безопасности по контейнерам, которые вступают в силу с 1 января 2024 года.
На 2023 год процедура применения полимерных материалов для контейнеров и цистерн носит добровольный характер но с 2024 года, официально во всем мире будет полностью признано применение контейнеров из полимерных материалов, что удешевляет их производство. Единственное, что остается нерешенным вопрос  о последующей утилизации контейнеров".

По окончании выступления прошла небольшая дискуссия о том, сколько и откуда необходимо закупать контейнеров, учитывая реальную потребность на рынке. В ходе дискуссии было отмечено, что в определенных вопросах Правительство РФ оперативно решает возникающие на рынке проблемы.

Продолжил заседание с докладом о Северном Морском Пути представитель корпорации "Росатом" Генеральный директор ФГУП "Гидрографическое предприятие" Массанюк Анатолий Иванович. 

Наше предприятие работает уже 90 лет. Естественно, для того чтобы делать все работы, у нас есть флот который мы ремонтируем и модернизируем в рамках государственной программы модернизации транспортной инфраструктуры. Все эти суда финской постройки, соответственно у нас возникла проблема с импортозамещением.
Во-первых, это цена - они не конкурентоспособны, во-вторых мы видим такие риски, что возможно ухудшение ряда характеристик строящихся судов: экономичность двигателей, более высокие массогабаритные характеристики оборудования, уменьшение производительности, ухудшение специфического функционала, возможно более частые поломки, возможные проблемы с сервисным обслуживанием и запчастями в случае аварийного ремонта. Также существует проблема при закупках по 44 и 223 Федеральным Законам. 

Так же Анатолий Иванович отметил, что в этом году сделано рекордное количество промеров, порядка 25 тысяч линейных километров для больших газовозов, а на балансе предприятия находится на обслуживании порядка полторы тысячи маяков.

На вопрос о выгоде стоимости перевозок Северным Морским Путем, спикер ответил, что несмотря на стоимость путь нужен скорее для вывоза результатов производства и добычи через Северную территорию из центральной части страны. Нам в любом случае необходимо развитие СМП.

Член Совета директоров Ассоциации морских торговых портов Тарасов Дмитрий Борисович рассказал о проблеме импортозамещения для морских портов, он перечислил основные виды и направления портового оборудования которое
применяется в морском порту: судопогрузочные машины, конвейеры, питатели, стаке-реклаймеры, краны и дробилки, аспирационные установки, позиционеры, устройства отбора, автоматические системы управления технологическими процессами, опрокидыватель вагона, разбордеры, бункеры, узлы загрузки и выгрузки вагонов, размораживатели вагоны, бульдозерная техника, все что связано с перегрузкой контейнеров, с работой с навалочными грузами, погрузчики, манипуляторы, вилочные погрузчики, в том числе то, что является продукцией массового производства и многое другое.
В настоящий момент происходит комплектация этого оборудования в дружественных странах: Китай, Бразилия и других, приходится учитывать новые подходы в комплектовании портового оборудования.

Да у нас были и  еще остались от СССР свои компетенции в данном направлении. Но это больше связано с обработкой малотонажного речного флота. где мы можем создавать оборудование. А когда идет речь о погрузке на морской транспорт, там судов больше и  возникает проблема. Однако у нас сформировалась растущая отрасль навалочных грузов, особенно на Дальнем Востоке. За короткое время, около десятилетия часть терминалов была возведена, часть терминалов заложена и сейчас находится на финальной стадии. Параллельно с этим, в связи с востребованностью, происходит строительство навалочных  терминалов. За это время приобретались компетенции. Появились компании, которые являются в том числе членом ассоциации, которые являются производителем конкурентоспособного портального оборудования, в том числе производства оборудования непрерывного типа для работы грузами Кроме того есть еще ряд компаний, которые пришли к нам из смежных отраслей, где у нас более развиты компетенции, например в горнодобывающей промышленности со схожим типом машин для угля, минеральных удобрений, навалочных грузов и у нас есть возможность поддержать такого производителя, с привлечением Минтранса.

Дмитрий Борисович так же отметил, что по большой номенклатуре оборудования мы не имеем компетенций и не сможем их приобрести оперативно, поэтому необходимо сотрудничество в частности с Китаем, но и мотивировать отечественного производителя так же необходимо за счет мер финансовой поддержки, как производителей, так и портовиков, потому что портовая отрасль - одна из самых интенсивно развивающихся.

Далее слово перешло к представителю Дальне-Восточного морского пароходства Сидорову Сергею Васильевичу вице-президенту по работе с регионами, земельным и имущественным отношениям транспортной группы "FESCO".
Транспортная группа "FESCO" является частной транспортно-логистической компанией, большое количество собственных судов которой преимущественно работают на наших собственных морских линиях. В компании существует программа модернизации, на основании которой планируется строить корабли: порядка 16 контейнеровозов, 8 универсальных сухогрузов и буксиры.
Сергей Васильевич обратил внимание на необходимость юридической поддержки не только для производителей но и для компаний которые участвуют во всем процессе товарооборота и в первую очередь для логистических компаний. В частности внесение изменений в кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, черновик которого открыто противоречит целям правового регулирования общественных отношений  и не имеет достаточной степени проработки, и в дальнейшем несет негативные предпосылки рисков для каботажных перевозок  и социально значимых грузов, грозит срывом Северного завоза для населения Сахалинской области Камчатки Магадана и Чукотки,  обеспечение которых зависит от 90 до 100 % от морского сообщения.



"Мы просим разобраться в формулировках. В принципе по тексту упоминается слово "фрахт", как собирательный термин, который не имеет четкого определения. Просим вас поддержать нашу инициативу, что данный законопроект недопустимо принимать", - отметил представитель группы "FESCO".

В ответ на это модератор заседания сообщил, что совместно с Минтрансом готовят достаточно развернутую записку в Правительство с просьбой либо существенно поменять этот законопроект, либо его отозвать, ввиду того, что сам текст не соответствует Поручению Президента и этот пункт будет учтён в протоколе заседания.

Продолжил мероприятие Алексей Владимирович Юхнин, заместитель генерального директора АО "Невское проектно конструкторское бюро", рассказав о ходе импортозамещения при строительстве кораблей по проектам КБ, которое занимается проектированием как боевых надводных кораблей, так и гражданского судостроения и участвуют в разработках документации для плавучих энергоблоков для научных экспедиционных судов.

"Я просто хотел привести несколько примеров тех проблем с которыми мы сталкиваемся при разработке документации для строительства кораблей по гособоронзаказу и для гражданского рынка. Когда документация уже была разработана появились проблемы при строительстве кораблей. На сегодняшний день по проектам АО "Невское проектно конструкторское бюро" строится несколько объектов для Министерства обороны на судостроительном заводе Янтарь в городе Калининграде и производится ремонт с отдельными модернизационными работами нашего авианосца в городе Мурманске. В качестве примеров по проблемам, с которыми мы столкнулись по импортозамещению после 24 февраля 2022 года.  Мы сыграли на опережение, разослали много запросов различным поставщикам оборудования, которые поставляют его для строительства кораблей: общесудовое оборудование, якорно-швартовые лебедки, опреснительные установки  и т.д.  К счастью, на момент начала специальной операции все основное оборудование уже было закуплено. Завод "Янтарь" получил письменное подтверждение от поставщиков о готовности поставки этого оборудования на заказ, даже в текущей создавшейся ситуации. При организации закупочной деятельности и материально-технического обеспечения был выявлен ряд причин обуславливающих системные проблемы при проектировании строительства кораблей, в том числе по гражданским заказам - практически полное отсутствие для отечественных аналогов оборудования, изделий и материалов, отсутствие отечественных аналогов комплектующих входящих в состав отечественного оборудования то есть наша контрагенты закупают достаточно большое количество закупали достаточно большое количество комплектующих у зарубежных поставщиков. Ну и то что сегодня коллеги уже говорили: альтернативное отечественное оборудование почти во всех случаях значительно превышает импортные аналоги по массогабаритным характеристикам и по цене, при этом серийность гораздо ниже.
Не буду вдаваться в подробности, как мы из этой ситуации вышли практически по всем критическим позициям. На сегодняшний день при строительстве кораблей мы нашли те или иные выходы, нашли поставщиков на территории Российской Федерации или в дружественных странах, пришлось провести значительное перепроектирование кораблей, изменение документации, выросли массогабаритные характеристики, выросла цена и вырос естественно срок строительства кораблей. Вот это и есть проблема на сегодняшний день", - завершил свой доклад Алексей Владимирович.

"Я надеюсь что все таки в рамках механизма субсидий надо развивать и надо поддерживать российских производителей, чтобы их продукция соответствовала необходимому уровню. Мы сделали совместную группу с Минэком, что необходимо кардинально поменять или хотя бы приостановить действия определенных норм ФЗ № 44 и 223, посмотрим что из этого получится" - прокомментировал выступление модератор Шайхутдинов Рифат Габдулхакович.

В заключении заседания исполнительный директор Ассоциации предприятия чёрной металлургии представил презентацию организации об обеспечении отрасли сталью.

Заключительное слово модератора заседания помимо благодарностей включало и подытог всех докладов:

Уважаемые коллеги, во-первых благодарю всех докладчиков за ваш содержательные доклады. Мы привыкли работать на тех судах, с тем оборудованием портовым и так далее
которое традиционно поставлялось все эти годы. Сейчас мы столкнулись с беспрецедентными санкциями. И даже здесь чувствуется недоверие наших эксплуатантов от промышленности. его придется каким-то образом побеждать. Поэтому все те обсуждения, которые мы здесь провели в части проблем законодательства мы внесем в протокол и будем добиваться дальше от Межправкомиссии и Минпромторга.
Спасибо всем большое за ваше терпение участие, а также спасибо РСПП и лично
Александру Николаевичу Шохину за то, что мы совместно провели столь важное заседание.

Корреспондент Наталья Шлензина.