Новости информационного портала "Все марины России"

В мире много хороших людей: сибиряки рассказали об уникальной кругосветке на тримаране

Спортивные мероприятия. Путешествия Личный опыт

Путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского


Сибиряки Евгений Ковалевский и Станислав Березкин решили обогнуть земной шар на надувном парусном тримаране, пройдя путями русских мореплавателей. Стартовала экспедиция в июле 2021-го. Сейчас за кормой — десятки портов в 12 странах и более 16 тысяч километров. Приключения тандема можно увидеть на телеканале "Моя Планета". Отважные россияне рассказали РИА Новости, почему не успевают ловить рыбу, зачем везде с собой берут флаг мира и дружбы и как их встречают в других странах.

У них за плечами более 40 лет экстремальных путешествий.

Евгений — мастер спорта международного класса по спортивному туризму, обладатель звания "Выдающийся путешественник России". Совершил первопрохождения по рекам Эвереста, впервые в мире пересек три океана (Индийский, Атлантический, Тихий) на двух- и трехбалонных катамаранах. Начинал со сплавов по горным рекам в конце 1970-х.
Станислав работал инженером по системам автоматики, занимался сплавами, парусным туризмом, стал чемпионом России. Пытался организовать гонку через Атлантику, но желающих не нашлось, а одному было неинтересно.

— Кругосветку мы посвятили 250-летию русского путешественника Ивана Крузенштерна.

Сначала добились понимания конструктора корабля Анатолия Кулика. Прототип испытали в 2015-м на Каспии. Потом искали деньги, гранты, потому что такое предприятие требует немалых вложений: нужно несколько десятков миллионов рублей.

На борту тримарана

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Несколько лет решали финансовый вопрос.

В 2019-м выиграли президентский грант на проект "Народная дипломатия". Когда есть деньги — появляются спонсоры. Набрали сумму, казалось, что хватит. Но средства закончились через полгода. Было много непредвиденных расходов: пандемия, реконструкция и ремонт лодки, незапланированные остановки. Потом дали еще гранты. Томское отделение Русского географического общества, членами которого мы являемся, активно помогает. Это главный организатор экспедиции.

Во время кругосветного путешествия

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

У нас очень необычное судно — надувной парусный тримаран. Аналогов нет.

Между баллонами натянута металлическая сетка типа батута, на каркасе стоит четырехместная палатка с фанерным полом. Спим в палатке в спальниках. Ходим под парусами, есть мотор 15 лошадиных сил. Используем его в основном в портах (там иначе нельзя) и в ситуациях, когда не пройти. Идем по GPS-навигатору, куда загружается маршрут, который дублируется программой в телефоне капитана.

"Спальня" путешественников на тримаране

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Мы заявляем о трех рекордах Гиннесса.

Это первое кругосветное плавание и первое покорение мыса Горн на тримаране, а также самое дальнее путешествие на надувном судне.

Тримаран

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

На борту есть газовая плитка. Вода в шестилитровых баллонах — только для питья и приготовления пищи.

Душа и туалета нет. Холодильника тоже. Минимум электричества от солнечной панели для зарядки техники.

Во время кругосветного путешествия

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Из еды берем с собой макароны, рис, мясные и рыбные консервы, хлеб, печенье, яйца. Хранится все в пластиковых ящиках. Но вода заливает, продукты размокают, а в крупах моментально заводятся червячки.
Рыбу не ловим, хотя во многих странах нам периодически дарят снасти. Нет на это времени и сил, да и готовить потом нужно.

Станислав Березкин во время кругосветного путешествия

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Тримаран вызывает шок. Моряки в портах не понимают, что это.

Подходят, спрашивают, откуда мы. Как правило, русских видят впервые — и по нам судят о России. Для них россияне — воплощение мужества, смелости и храбрости. Мы открытые, общительные, позитивные, поем под гитару. На частых встречах с местными жителями нам аплодируют стоя.
За полтора года путешествия мы раздали из рук в руки более 20 тысяч календариков. Сейчас изготовили еще 20 тысяч на 2023 год.

Во время кругосветки путешественники постоянно знакомятся с иностранцами

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

С нами всегда флаг экспедиции — знамя мира и дружбы.

Мы его обязательно вывешиваем, когда стоим в порту. Любой желающий может на нем расписаться, оставить пожелание команде.

На флаге экспедиции любой желающий может оставить пожелание

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Нет ни одного места на Земле, где жили бы плохие люди.

Мы много общаемся. И везде люди похожи. Все хотят жить в мире, быть здоровыми и богатыми, любят природу и путешествия. Нам постоянно помогают. Приносят еду. Даже килограмм риса или банка консервов — весомый вклад. Дарят веревки — они же постоянно протираются и рвутся.

Евгений Ковалевский во время путешествия

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Общаемся в основном по-английски. Но пока стояли в Аргентине, подучили испанский.

За счет дружеского отношения сокращаются портовые расходы. В Аргентине на судоверфи с нас не взяли ни копейки за четыре месяца.

В северных водах

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Возим с собой пять ноутбуков, три камеры: снимаем путешествие.

Материалы пересылаем на берег в штаб в Томске и на канал "Моя Планета". Еще проводим онлайн-уроки географии для школьников в формате телемостов, где можно задавать вопросы в реальном времени. Детям интересно — проект востребован. Школы выстраиваются в очередь, бывает до тысячи подключений на эфир.
1. Путешественник Евгений Ковалевский
 2. Тримаран у берега
 3. Евгений Ковалевский на борту тримарана

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского


Путешествие необычайно сложное. Океан может подарить волшебную ночь или же прислать цунами.

Циклоны, штормы, неустойчивые и встречные ветра — не редкость. Если не удается найти бухту, чтобы переждать, приходится тяжко. За штурвалом кто-то должен быть всегда — ежесекундно. Руль — труба с доской. Удерживать нужно трехтонную конструкцию, следить, чтобы не воткнулись в другое судно.

Порт в городе Ушуайя, Аргентина

© AP Photo / Alejandro Madril

Жесткая волна способна выбросить за борт, поэтому обязательна страховочная веревка.

Меняемся каждые четыре часа. С учетом того что нужно работать с парусами, готовить еду, есть, устранять поломки, да еще делать свои какие-то дела, на сон остается совсем мало времени. Одежда почти всегда мокрая — промерзаем до костей. Но мы закалены, простужаемся редко. Чаще беспокоит спина — нагрузки и возраст (Евгению — 65, Станиславу — 54. — Прим. ред.) сказываются.

В таком путешествии будет трудно без сильного иммунитета

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Бывают и чрезвычайные ситуации.

Однажды, когда мы шли в сторону Бразилии, сломалось основание мачты — и она стала падать. До берега оставалось еще полторы тысячи километров. На помощь спасслужба Бразилии завернула с маршрута английский сухогруз, патрульный катер ВМФ подвез бензин, мы сумели выйти из зоны циклона и добраться до суши.

Вид на бразильский город Салвадор

© Fotolia / filipefrazao


В среднем между портами плывем неделю, хотя однажды получился целый месяц.

Как-то еды почти не осталось — пили дождевую воду. С тех пор берем с собой двойной запас. Хотя вес снаряжения строго ограничен, иначе тримаран сильно просядет, особенно в пресной воде. (Как-то раз сидели по самую палубу.)
1. Вид с борта
 2. Евгений Ковалевский
 3. Станислав Березкин во время кругосветки

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского


Мы так устаем, что, когда прибываем в порт, практически падаем замертво и день-два просто отсыпаемся.

Но если стоянка долгая, иногда успеваем попутешествовать и по суше. Две с половиной недели ездили по Патагонии. Ледники, Анды, пингвины. Русские кругосветчики XIX века там не высаживались — они шли вдоль берегов Южной Америки без захода в порты и обходили мыс Горн.

Ледник Хорхе Монтт в чилийской Патагонии

© РИА Новости / Александр Соловский


Не всегда выходит по плану.

Например, из-за пандемии мы не смогли в конце 2021-го обойти мыс Горн. Перенесли на этот декабрь.

Вид с берега

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского

Возникли проблемы со связью и визами.

Например, сложно было получить разрешение на въезд во Французскую Полинезию и Новую Каледонию — россиянам сейчас не выдают. Отправили письмо, нас пригласили на собеседование к сотруднику, который оказался поклонником Магеллана. К нам очень тепло отнеслись и визу дали.

Джунгли Полинезии

© Fotolia / Rafael Ben-Ari


Мы выполняем важную миссию для страны — плывем по следам русских мореплавателей-кругосветчиков.

Хотим напомнить о них миру. Всего было 100 кругосветных путешествий в XIX веке — и половина из них совершена россиянами. Многие даже не знают их имен, кроме самых известных. А это история мира и великих географических открытий, морская слава России. Нам есть чем гордиться!

Вид на водную гладь

© Фото из личного архива Евгения Ковалевского