Водный транспорт и круизный туризм

Спрос на речные туры требует пополнения флота

Круизы
Ставка на скорость

Согласно данным Ассоциации туроператоров России, в 2022 году примерно на 28% вырос речной круизный турпоток, а общее количество туристов на реках России приблизилось к допандемийному уровню. О схожей динамике свидетельствуют в компании «Водоходъ». Круизными турами перевозчика воспользовалось более 120 тыс. человек, что на 30% больше, чем в 2021 году, и близко к продажам до пандемии.

В то же время старение флота, не обновлявшегося несколько десятилетий, – одна из главных проблем на пути развития пассажирских перевозок в речных бассейнах многих регионов РФ. Так, водный транспорт Татарстана за прошлый сезон перевез 293 тыс. туристов, что в 1,6 раза больше результата предыдущего года, а количество заходов таких судов в местные порты возросло вдвое, до 2,2 тыс. Вместе с тем, говорит глава республики Рустам Минниханов, в прошлом году регион столкнулся с проблемами нехватки транспортных средств.

Республиканским министерством транспорта разработан план мероприятий по обновлению и ремонту пассажирских судов и дебаркадерного хозяйства, которым предусмотрено приобретение двух скоростных теплоходов «Метеор-2020» и одного судна А-217 – на 120 и 176 пассажиров соответственно. Технику выпускает Зеленодольский завод им. А. М. Горького.

Пополнение судов также в планах Якутии. По данным за прошлый год, из 20 ед. скоростного флота ООО «Ленатурфлот», главного перевозчика пассажиров в Ленском бассейне, только у трех не был превышен нормативный срок эксплуатации.

В 2023–2025 гг. по договору с Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р. Е. Алексеева планируется построить три судна «Метеор 120Р». Как сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Якутии, каждое рассчитано на перевозку 120 человек на расстояние до 600 км. Улучшенная крыльевая схема новой серии теплохода (с советского времени в стране построено более 400 судов семейства «Метеор») и мощные силовые установки позволяют ему развивать крейсерскую скорость до 75 км/ч.

В ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева уточнили, что, помимо Якутии, суда «Метеор 120Р» запланированы к поставкам в регионы Северо-Западного и Приволжского федеральных округов. Кроме того, 1,5 месяца назад на верфи было заложено головное судно на воздушной подушке (СВП) «Волжский». Оно предназначено для круглогодичной эксплуатации на водных, снежных и грунтовых поверхностях. Пассажировместимость СВП составит до 25 человек, скорость хода – 65 км/ч, а дальность – 900 км.

Катамараны ставят на крыло

Долгое время пассажирский флот не обновлялся в Байкальском регионе, где действует развитая сеть социально значимых и коммерческих маршрутов. Байкал давно является притягательным местом для путешественников, но без развитого водного сообщения его потенциал вряд ли будет раскрыт.

Тем не менее в навигацию 2023 года на озере должна начаться эксплуатация двух катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150В. Суда строятся при участии судостроительного завода «Вымпел» из Рыбинска в партнерстве с Восточно-Сибирским речным пароходством и компанией «Машпромлизинг».

В ходе реализации проекта были улучшены динамические характеристики катамарана. Конструкторы добавили корпусу катамаранного типа подводные крылья в носовой и кормовой частях судна. Таким образом обеспечивается минимальный часовой расход топлива на пассажиро-километр на крейсерской скорости, также крыльевая система снижает качку при волнении, позволяет осуществлять безопасную посадку и высадку пассажиров на необорудованный берег. При этом малая осадка судна существенно расширяет географию пассажирских перевозок.

В этом же году к перевозкам должны приступить два катамарана проекта Ecocruiser с электрическими двигателями. Они построены на верфи компании «Эмпериум» в Ленинградской области. Катамараны прибудут в Красноярск и Нижний Новгород для обслуживания регулярных и прогулочных линий.

Экологически чистые суда на электродвижении могут обеспечивать перевозки на Байкале. Правда, для эксплуатации такого флота необходимо наличие современной причальной инфраструктуры с зарядными устройствами, в том числе в таких пунктах назначения, как Иркутск, Листвянка, Малое Море, Байкальск, Турка, Максимиха и др. Без бюджетного финансирования здесь, очевидно, не обойтись.

Автор Павел Белов