Новости информационного портала "Все марины России"

Экспедиция МАКОЧУАН успешно завершена

Байкал, Сибирь Арктика Личный опыт
Экспедиция МАКОЧУАН успешно завершена

Спустя 55 дней пути мы прибыли в Анадырь. Давайте вспомним основные вехи этого маршрута и сопутствующие им сложности:

⁃ Верховья Колымы. От Усть-Среднеканской ГЭС до Зырянки. Это множество мелководных перекатов, которые мы преодолевали на загруженной 1,5 тоннами груза экспедиционной лодке «Кашалот».
⁃ Основное течение Колымы до выхода в Северный Ледовитый океан. Прошли легко и относительно быстро, набирая в среднем по 220 км в сутки.
⁃ Восточно-Сибирское море от устья Колымы до острова Айон. Тяжелейшая ледовая обстановка. Чуть не зажало льдами. Удалось проскочить в узкой полоске мелководья возле берега, где льды застревают. Хватило бы пары дней северного ветра, чтобы и это окно закрылось.
⁃ Малый Чаунский пролив. Глубина 20 сантиметров, львиную часть пути тащили лодку как бурлаки.
⁃ Певек. Здесь мы сложили и отправили на большую землю «Кашалот» и пересели на две маленькие лодки, которые до этого ехали в его «чреве».
⁃ Переход Певек-Рыткучи. Экономили бензин и шли по морю на моторе 5 л.с. Одна лодка буксировала другую. Первая проверка на прочность тёплых вещей (весь маршрут до Певека одним из участников был пройден в домашних тапочках).
⁃ Подъем по реке Чаун, ознаменовавший начало пересечения Чукотки. Буксиром идти стало невозможно. Лодку с подвесным мотором разгрузили, она шла налегке. Весь груз, еду, топливо и трёх участников путешествия везла аэроустановка на базе двигателя Rotax 50 л.с. От такой нагрузки начали протираться листы ПНД, которым было защищено дно. Листы меняли местами, износ шёл в основном в корме.
⁃ Малый Чаун от моста на трассе Певек-Билибино до подножия гор, окружающих озеро Эльгыгытгын. Подвесной мотор оказался бессилен - слишком много стало мелководных перекатов. Вещи завозили вверх по течению двумя партиями на аэролодке, люди шли пешком.
⁃ Перевал. Место, к которому мы стремились и которого боялись. Аэролодка поднялась почти до конца воды, остановившись в 6 км от перевала. Вторую лодку в 13 км от перевала поставили на колеса и покатили. Часть тяжелых вещей носили на себе. Сам перевал (500 метров от обсохшего русла до вершины) оказался проще, чем мы думали. Аэролодка на колёсах заехала в него сама, вторую лодку закатили вчетвером. Спуск с перевала - ещё 5 км, далеко не самых приятных. На выбор - либо кочковая тундра, либо «рыхлый» галечник мелководного ручья. Весь спуск лодки шли на колёсах. На этот этап ушло 6 очень долгих дней.
⁃ Эльгыгытгын. Мечта многих, одна из самых труднодоступных точек Чукотки. Цены на заброску сюда из Певека стартуют с 400 тысяч. Нас же подстерегала опасность не успеть пересечь озеро (12 км) до начала штормовой погоды. Нам это удалось и в тот же вечер северный ветер разогнал волну, достигавшую высоты 1,5 метров.
⁃ Река Энмываам. Несмотря на подъем воды, нагоняемой из озера, первые 50 км были жуткими. Ветер достигал 25 м/с, валил снег, промокала вся одежда. А нам надо было проталкивать лодки через перекаты. Аэроустановкой пользоваться уже не могли - запасов бензина едва-едва хватало на ближайшие 400 км работы подвесного мотора. С ним тоже было не все гладко. Гребные винты мы стёрли ещё на подъеме. В итоге было принято решение идти на самом побитом, чтобы сохранить другой на остаток пути.
⁃ Река Белая. Вот здесь мы наконец выдохнули. Появились глубина, наметилось мощное течение. Два дня - и мы в Усть-Белой. К этому моменту начала кончаться еда - много ели до этого на перевале, чтобы восстанавливать силы и уменьшать груз, который тащили в гору.
⁃ Река Анадырь и лиман, предшествующий одноименному городу. Здесь помешать нам мог только сильный встречный ветер. Но - повезло и 300 км мы преодолели всего за 4 дня. 12 сентября экспедиция прибыла в Анадырь.

Такие места, как верховья Колымы, побережье Восточно-Сибирского моря, Чаун и Энмываам, произвели сильнейшее впечатление. Периодически приходилось ловить себя на мысли, что во все предыдущие экспедиции можно было не ездить, а отправиться сразу сюда. Здесь и сопки, и горы, и столбы выветривания, и ещё тысячи нерукотворных достопримечательностей, каждая из которых в другом регионе вошла бы в путеводители «самых-самых» мест.

Видели диких оленей, лосей, медведей, росомаху, лису, нерп и белух, бесчисленное количество сов и журавлей. Местами захватывало дух от того, как близко вся эта жизнь окружала нашу экспедицию.

Хочется, конечно, отметить и производителя наших лодок - компанию Bratan. О большой лодке из производства - «Кашалоте» - мы уже неоднократно рассказывали. А вот лодки, которые трудились на чукотском этапе путешествия, заслуживают отдельного внимания. Можно ли себе представить более универсальное средство передвижения? Они прошли по морю, поднимались по реке до тех пор, пока в ней не кончилась вода, затем «встали на колеса» и поднялись в горы, а затем (несмотря на то, что мы их не щадили) - довезли нас ещё 700 км до самого финиша. Масса груженой лодки, шедшей под аэроустановкой, на отдельных участках пути достигала 800 кг. Может ли что-то сказать больше, чем это?

Источник: https://vk.com/wall-868237_79359