Новости информационного портала "Все марины России"

Речные круизы и водный туризм: перспективы развития отрасли и законодательные аспекты

Развитие инфраструктуры яхтинга ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ Мероприятия Шебзухова
18 марта 2024 года в Москве в рамках Международной туристической выставки «Интурмаркет» прошла конференция «Речные круизы и водный туризм: региональный фокус»

Несмотря на то, что это была первая конференция в заявленном цикле профильных мероприятий в этом году, она явилась логическим продолжением состоявшегося 8 февраля выездного расширенного совещания на тему «Актуальные вопросы развития речных круизных маршрутов в России» под руководством заместителя председателя Совета Федерации Инны Святенко и прошедшего 21 февраля совместного расширенного заседания рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры и транспортного комитета Российского союза туриндустрии на тему: «Туристический транспорт и групповой туризм. Законодательные аспекты» под руководством депутата Алексея Волоцкова.

Открывая конференцию, в приветственном слове заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Мохмад Ахмадов подчеркнул важность устойчивого годового роста числа круизных туристов на 10-15 % и последовательных мер государственной поддержки строительства судов.

Общее видение законодательных и регуляторных вопросов, которые предстоит рассмотреть в ближайшем будущем, прозвучало в выступлениях руководителя комиссии по круизам РСТ Алексея Растегаева, директора по судоходной политике Российской палаты судоходства Анны Исаевой и председателя комитета по туризму МТПП Сергея Абрамова.
Так, например, представитель комитета по туризму МТПП отметил, что «за последние годы произошла смена внимания россиян с выездного туризма на внутренний и особенно на круизный туризм». Так же он добавил, что МТПП создаёт специализированную платформу, на которой будет происходить популяризация круизного и водного туризма и размещаться профессиональные доклады.

Анна Исаева рассказала, что меры государственной поддержки позволили начать строить на российских верфях круизные суда: построены "Мустай Карим" и «Золотое кольцо», завершается строительство «Петра Великого», строятся суда типа «Карелия». Необходимо продолжить субсидирование процентных ставок и лизинговых платежей, применение механизма судового утилизационного гранта. За последние 10 лет было построено около 20 новых причалов для круизных судов, и работа по развитию инфраструктуры продолжается. Поставленную в Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации цель удвоения круизного рынка невозможно достигнуть без консолидации усилий бизнеса и федеральных и региональных властей.

Судоходное сообщество считает необходимым актуализацию и пролонгацию действия круизной концепции на период до 2030-2035 года, включение в План ее реализации мероприятий, направленных на совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования, повышения качества предоставляемых услуг, включая модернизацию судов, интеграцию проектов развития круизного туризма в федеральные и региональные программы, развитие детско-юношеского круизного туризма, развитие инфраструктуры, кадровое обеспечение и продвижение круизного турпродукта.

Из негативных моментов Анна Исаева отметила, что увеличение стоимости топлива съедает те ресурсы, которые могли бы пойти на модернизацию судов.

Алексей Растегаев подтвердил важность влияния фактора стоимости топлива на возможность реконструкции старых судов, подчеркнув, что у туристов повысились требования и необходимо им соответствовать. Много вопросов в проведении качественного тура возникает из-за отсутствия инфраструктуры на берегу: точек общественного питания, санитарных пунктов, а также обслуживания на берегу автотранспортом для проведения экскурсий. Особенно это касается малых городов, которые стоят в списке пожеланий от туристических компаний для разнообразия туристического маршрута. Каждый из них имеет свою изюминку, но требуется много работы для оборудования качественной прибрежной инфраструктуры, подготовки кадров и др.

Позитивным веянием руководитель комиссии по круизам РСТ назвал появление специализированных агрегаторов по продаже водных круизов и проводимые крупными круизными агентствами для туроператоров тренинги по обучению продвижения круизного турпродукта.

В настоящий момент круизный туризм имеет свою лояльную аудиторию, возвратные туристы составляют 75 %, поэтому необходимы новые подходы в популяризации этого туристского продукта: привлечение блогеров, специализированных телевизионных программ, статей в интернете.
Примеры комплексного и грамотного подхода к развитию инфраструктуры водного туризма были показаны Министром спорта и туризма Республики Марий Эл Лидией Батюковой, Министром по туризму Пермского края Юлией Ветошкиной и директором по стратегическим проектам Дептранса Москвы Ольгой Морозовой.

Московский опыт показал, что водный транспорт стал использоваться, как альтернативный вид городского транспорта. Учитывая, что было много скепсиса по переходу на электротранспорт, и этот опыт был отмечен, как позитивный. Несмотря на суровую зиму и толщину льда все суда продолжали ходить.

«Москва призывает круизные компании переходить на электричество и готова обеспечивать зарядную инфраструктуру», - обратилась с призывом к участникам отрасли Ольга Морозова.
Республика Марий Эл достигла хороших показателей в туризме – 1,5 туриста на жителя республики, но только 20 % из них попадают к туристическим объектам по воде.

На примере одного из новых инфраструктурных объектов – причала в Козьмодемьянске была показана возможность одномоментного роста туристов на 30 %.

Учитывая, что Марий Эл входит в Национальный туристский маршрут «Великий Волжский путь», который включает еще Татарстан и Чувашию, всем субъектам этого проекта надо развиваться вместе.

«Нужны межрегиональные маршруты» - отметила Лидия Батюкова.

Так же Министр спорта и туризма Республики Марий Эл озвучила ряд пунктов, важных в учете плановых финансовых показателей региона и многие законодательные и регуляторные факторы, не дающие водному и круизному туризму полномерного развития.
Пермский край тоже показал положительный пример увеличения круизного потока на 25%. В настоящий момент закуплены суда, конструируются причальные сооружения и начинаются межмуниципальные перевозки. Всего в бюджете крае на данные цели в период 2024-2026 годов предусмотрено около 144 млн.руб.(не 150 млн.).

В сравнении с 2019 годом число заходов туристических теплоходов в край увеличилось на 70%

В Перми находится единственное судостроительное предприятие на Урале, в его планах – участие в масштабных региональных и федеральных программах по развитию водного транспорта, который имеет очень большое значение для региона, - отметила министр по туризму и молодежной политике Пермского края Юлия Ветошкина после показа презентации различных туристских локаций, которые будут привлекательны для круизного туризма в Пермском крае.
Развитие прибрежных территорий и инфраструктуры становится особенно актуальным для восстановления и реализации туристического потенциала малых городов. Одним из инструментов, включенных в мастер-план малых городов, является аквапланирование, о котором рассказала Ольга Шебзухова, генеральный директор «Центра развития рекреационных территорий "Новые горизонты".
В ее презентации были отмечены такие регионы, как Карелия, Ярославская и Ульяновская области, а также Азово-Черноморское побережье. Во всех этих, а также в других регионах России, компания под руководством Ольги Александровны проводит различную работу от подготовки мастер-плана и стратегии развития до введения объектов в эксплуатацию и выхода на проектную мощность, включая такие услуги, как:
· аналитика и консалтинг по проектам территориального развития;
· составление бизнес-моделей;
· сопровождение и реализация проектов на всех стадиях проектирования;
· сопровождение получения исходно-разрешительной документации;
· подготовка проектной документации различной сложности;
· комплектация;
· ведение авторского надзора.
Александр Лисин, директор центра стратегического развития внутренних водных путей и инфраструктуры ВГУВТ, представил концепцию "Научного бюро туризма на реке", направленную на эффективное взаимодействие научной школы, системы подготовки кадров и профессионального сообщества. Он обозначил круг задач в плоскости Научного бюро:
· Кадры + Образование
· Проф. Сообщество + Кадры
· Образование + Сообщество

«Круизы и водные экскурсии являются перспективными направлениями речного судоходства больших и малых рек», - отметил Александр Лисин.

Эта конференция стала первым деловым мероприятием в рамках серии "Реки. Круизы. Маршруты", запланированных на 2024 год.

Организатор конференции – Гильдия операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при Московской торгово-промышленной палате (МТПП).

Полную запись конференции вы можете посмотреть по ссылке на официальном канале международной выставки "Интурмаркет"
Автор статьи: Наталья Шлензина
Фотографии предоставлены организаторами конференции