17 сентября в Санкт-Петербурге успешно завершился Форум «Архитектура и Гостеприимство», организованный Общенациональным союзом индустрии гостеприимства, комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга и Ассоциацией специалистов индустрии дизайна.
Ключевой темой форума стала «Архитектура яхтенных портов как драйвер развития туризма и инвестиционной привлекательности регионов». Центральное место в дискуссии занял вопрос о концепции современной марины. Эксперты единогласно пришли к выводу, что будущее за комплексным подходом, где марина становится точкой притяжения и многофункциональным пространством, объединяющим яхтинг, парусный спорт, гостиничную инфраструктуру, гастрономию и эвент-туризм.
Модератор мероприятия Алексей Волков, президент ОСИГ, подчеркнул важность ориентации на развитие функциональных комплексов с опорой на инфраструктуру и инвестиционную привлекательность при строительстве и развитии территорий. Он отметил, что стоимость перспективных активов формируется с учетом реализуемых и будущих проектов.
Дарья Чигарева, директор блока «Активы ВЭБа: новые решения» ВЭБ.РФ, рассказала о многолетнем опыте ВЭБа в вопросах мастер-планирования туристических территорий, таких как Большой Кавказ, юг России, Крым, Кубань, Балтика, Русский Север, Дальний Восток и Байкал. Теперь портфель мастер-планирования ВЭБа пополнился проектом территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в Байкальске.
Байкальск – город в Иркутской области с развивающимся курортно-туристическим потенциалом, где находится гора Соболиная – один из немногих горнолыжных курортов на побережье Байкала, предлагающий уникальную возможность катания на горных лыжах с видом на озеро. Население города составляет всего 13 000 человек, при этом в 2023 году его посетили 254 000 туристов, половина из которых – благодаря горе Соболиной.
Помимо горнолыжного курорта, Байкальск известен Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом, крупным производством, где была задействована большая часть населения. После банкротства предприятия в 2013 году ВЭБ занимается переосмыслением территории БЦБК, которая вдвое превышает территорию самого города. Территорию комбината разделили на две части. Разработана концепция развития первой очереди (245 гектар), предусматривающая создание к 2030 году гостиниц (пяти- и четырехзвездочные), модульного жилья (индивидуального и многоквартирного), яхтенной марины, ресторана на берегу Байкала, променада, музея истории Байкала, видовых бассейнов, спа, конгресс-центра, экстрим-станции и кольцевых веломаршрутов. Первая очередь ориентирована на развитие туристических функций. На севере территории, рядом с пятизвездочным отелем, планируется разместить яхтенную марину.
Вторая очередь проекта (576 гектар) направлена на диверсификацию экономики города, рассматриваются промышленные и обеспечивающие туристическое наполнение функции. Активно ведется работа над реализацией этой концепции.
Для разработки качественной яхтенной марины был проведен анализ рынка яхтинга в Иркутской области и Республике Бурятия. Сезон навигации составляет 4,5 месяца. В Иркутской области количество лодок на душу населения соизмеримо с Центральной Россией, в Бурятии – значительно меньше. Преобладают гребные и моторные лодки, катера и яхты составляют меньшую часть флота. Планируется создание сети марин, покрывающей существующий спрос, включая проект «Байкальская слобода» (Туризм.РФ) в Тальцах. Анализ показал, что рынок Иркутской области более развит, чем рынок Бурятии.
В Иркутской области популярны прогулки по Байкалу с остановками на пляжах и осмотром достопримечательностей. В 2023 году объем пассажирских перевозок составил 390 000 человек, вместимость клубов – 220 мест. Существующий набор функций считается базовым. Планируется диверсификация за счет яхтенных школ и коммерческих функций, а также обновление устаревшего флота.
Предлагается создание круглогодичной яхтенной марины вместимостью до 100 судов (максимальная длина – 70 метров). Проект включает четыре зоны: коммерческую (магазины, рестораны), пассажирскую логистическую (школы для взрослых и детей), объездную и техническую (эллинги).
Срок реализации проекта – 7 лет. Основные инвестиции потребуются на дноуглубительные работы и подводку инженерной инфраструктуры.
Ожидаемые эффекты от реализации первой очереди: увеличение туристического потока в Байкальск до 403 000 человек, создание около 1500 новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений во все бюджеты более чем на 11 миллиардов рублей. Стоимость реализации проекта превысит 40 миллиардов рублей.
ВЭБ активно работает над включением проекта в состав федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», а также привлекает инвесторов. Реализацию первого этапа планируется завершить к 2030 году, второго – к 2045 году.
В ходе обсуждения был поднят вопрос о финансировании марин в рамках проекта «Пять морей и озеро Байкал». Было отмечено отсутствие финансирования на ввод марин, несмотря на запланированный номерной фонд и количество трудоустроенных в рамках нацпроекта.
Дарья Чигарева ответила, что реализация марины планируется за счет нескольких источников финансирования: средств ВЭБа, региональных средств и взаимодействия с Минстроем.
В мероприятии приняли участие более 120 ключевых игроков рынка: представители федеральных и региональных органов власти, девелоперы, руководители отелей и управляющих компаний, инвесторы, а также ведущие архитектурные и дизайн-бюро. Форум прошел благодаря партнерам: текстильной компании KADO, производителю напольных покрытий FINEX, компании FAMMA Coatings - российскому производителю красок и лаков, компании LeArt - проектированию и оснащению авторских кухонь, компании ALT Techno Group - проектированию и поставке оборудования для объектов общественного питания.