Новости информационного портала "Все марины России"

Водные ресурсы, как основу любой экономики обсудили в рамках Российской Креативной Недели

Развитие инфраструктуры яхтинга Мероприятия ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ Шебзухова
Фото/«Известия»
Огромную территорию России омывают целых 12 морей, относящиеся к бассейнам Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океана, в России находятся более 2,8 млн рек общей длиной 12,4 млн км, а также 2,7 миллионов озер, среди которых крупнейшее в мире озеро, которое также именуется морем — Каспийским.

На Российской Креативной неделе – пространстве, где проектируются креативные отрасли, формируются стратегии национального креативного продукта и разрабатывают эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности обсудили креативную экономику водных объектов.

На панельной дискуссии с таким названием обозначили, что «в настоящее время в фокусе российской государственной политики по развитию водного и прибрежного туризма находится кластерный подход, основанный на реализации крупных проектов».

Организаторы отметили, что «сегодня активно развиваются такие направления как яхтинг, серфинг, трансформируются традиционные виды водного туризма, формируются новые экономические ниши для креативных индустрий. При этом водные объекты России остаются во многом недоиспользованными, отчасти из-за “сухопутного” менталитета».

Модератором дискуссии выступил руководитель рабочей группы по экологическому туризму Общественного совета при Минприроды РФ Станислав Корякин, который представил участников, рассказавших о том, как добиться качественного роста креативной экономики на воде.

Сам модератор рассказал о существующей в индустрии ситуации в части регулирования и правового управления прибрежных территорий. Привел примеры положительного международного опыта. На примере организации АНО «Агентство развития индустрии отдыха на воде и прибрежных территорий “Большая Арктическая Регата”» Станислав Корякин рассказал о сложностях в развитии программ, связанных с водным туризмом и обозначил предложения, которые были внесены от организации, директором которой он является.
Следущий спикер академик Национальной академии туризма Андрей Лаппо рассказал об опыте создания институтом аква-территориального планирования "Ермак Северо-Запад», который он возглавляет концепций по развитию инфраструктуры яхтенного туризма для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он отметил, что с учётом специфики моря пространственное планирование - это инструмент капитализации пространственного природного ресурса. Андрей Дорофеевич подытожил, что необходимо определить полномочные федеральные и региональные органы власти ответственные за развитие управления деятельности на воде, разработать законодательство по государственному регулированию, в том числе по пространственному планированию морской и, в целом, водной деятельности, устойчивое развитие хозяйственной деятельности, вовлечение общественности, разработку законодательной нормативной базы маломерных судов и их использования.
Ольга Шебзухова, глава группы компаний «Альянс Марин Девелопмент», соавтор Концепции развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края рассказала о проекте строительства 23 марин на 10000 стояночных мест на побережье края. Проект разработан под руководством Николая Гришина, профильного эксперта научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ и идеолога группы компаний «Альянс Марин Девелопмент».

Реализация концепции будет способствовать популяризации водного туризма и удобству вдольберегового сообщения. Создание марин обеспечит безопасную высадку, посадку пассажиров и стоянку морского транспорта в случае волнения на море. Ведь в Азово-Черноморской береговой зоне естественных природных укрытий практически нет, в отличии от береговых зон Хорватии или Дании.

На примере ближайших соседей – Турции, Ольга показала, как происходило комплексное развитие прибрежных территорий, что положительно повлияло на создание новых рабочих мест, инвестиционную привлекательность и развитие региона. Она отметила, что пилотные проекты строительства марин, которые сосредоточены в городе Сочи предполагают создание набережных, отелей, офисных пространств и культурных объектов. Для запуска этих проектов есть все необходимое – собственные разработки, технологии и даже заинтересованные инвесторы. Разработано много документов и, как только будет запущен первый проект, все «покатится как камушек с горы».
Мария Фигура, аналитик Института исследований культуры НИУ ВШЭ осветила вопрос развития прибрежных территорий с точки зрения культурологии и призвала уделять важное место культурологам в креативной экономике.
Дмитрий Крюков, заместитель начальника департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» и координатор клуба транспортных путешественников рассказал о тенденции в рейсовом, прогулочном, круизном судоходстве в 2023 году.

РЖД с недавнего времени очень успешно стали участвовать в организации мульти модальных пассажирских перевозках. Например, разработаны такие маршруты, как на Валаам, Кижи, крепость Орешек, Кронштадт, Валдай из Нижнего Новгорода, из Великого Новгорода во Взвад и т.д. Все эти маршруты очень востребованы у туристов. Дмитрий предметно рассказал о плюсах и минусах существующей индустрии и сделал вывод, что сейчас «есть шанс качнуть маятник в нужную сторону, но все очень индивидуально и зависит от властей регионов. К счастью водный транспорт становится модным.
Анна Терешкова, заместитель мэра, начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска представила реализуемые в городе проекты в рамках программы «Водно-зеленый городской каркас» и о том, как эти проекты стали основой для развития экономики водных территорий. Она отметила, что с помощью этой программы создается микроклимат для жителей и туристов. К программе разработанной Минстроем России подключились несколько городов и недавно в Новосибирске состоялось первое совместное заседание, на котором обсудили различную документацию по программе и какие условия нужно создать для успешной экономики. Как и во многих городах, на реке Обь была создана инфраструктура для грузовых портов, которая была закрыта для горожан

Сейчас ситуация начала меняться. На берегу создаются парки с учетом ландшафтного подхода, за два года практически изменили территорию, на который зашел малый и средний бизнес, сообщества спортсменов, стали проходить культурные мероприятия. Есть планы на новые территории с развитием парков, строительством причалов, функционирование речного транспорта. В этих программах синхронизируются все национальные проекты: комфортная среда, культура, спорт, экология, демография и т.д. Есть проблемы, но идет планомерная работа по их решению.

«Мы молодой город, но хотим создать комфортную городскую среду» - заключила Анна Васильевна.
Следующим спикером стала директор территориальных проектов компании «Сила Ветра» Анна Носова, представитель компании, которая является главным пользователем инфраструктуры водного туризма.

Она рассказала о проектах компании в сфере водного туризма, который отвечает основным современным трендам: на медленный туризм, экологический туризм, тренд на получение впечатлений. Она привела международные примеры государственных и региональных концепций развития яхтенного туризма и цифры развития отрасли в России.

«Уже больше 10 лет мы уходим от мифа, что яхтинг это люксовая история», отметила Анна.

Компания «Сила Ветра», у которой уже 10 баз в России считает, что яхтенный туризм конкурирует по стоимости со многими другими доступными видами туризма.

Ключевое ограничение в развитии индустрии, которое отмечают в компании - отсутствие строительства яхт в России и развитие сервисной инфраструктуры.
Виктория Козырева (Рожок), глава урбанистического консорциума LabT представила мировые примеры того, как водные, ветровые и волновые виды спорта развивали новые востребованные территории. Виктория рассказала, что «встать на кайт или на серф значительно проще, чем начать управлять яхтой». В настоящий момент кайтинг вошел в число олимпийский видов спорта, что безусловно придаст ему популярности, но в России нет необходимых для тренировки баз.

Однако, есть прорывные проекты, которые будут способствовать развитию этого вида спорта и отдыха. Самые лучшие локации для ветро-водного спорта располагаются на Азовском море, в Крыму, Дагестане, Калининграде, Камчатке и бухте Благовещенская, где запланровано строительство крупного курорта «Новая Анапа», создание которого имеет пример - кейсом создания в Испании курорта Тарифа - все строилось с нуля, включая дороги.

В заключении, Виктория рассказала об интересной тенденции. «Когда не работает природа, начинает работать креативная индустрия - работает механика» - отметила она. Речь идет о создании объектов с искусственной волной. В мире сейчас шесть таких объектов и еще семь строится. В «Новой Анапе» тоже есть возможно реализовать мировой тренд, который нельзя игнорировать.
Ксения Радченко, управляющий партнер природного комплекса (кемпинг и глэмпинг) «Ветрено» рассказала об объектах размещения на Рыбинском водохранилище. Практическая работа по развитию объекта прошла все этапы: кемпинг, глэмпинг, коттеджи. Туристический комплекс развивался с учетом природных характеристик территории и включает центр водных развлечений, где совместно с партнерами проводится организация спортивных мероприятий, водные путешествия и индивидуальные туры для новичков в водных видах спорта. Также развиваются зимние виды спорта в проекте "Малая Арктика". Есть планы на увеличение причальной зоны, строительство ангаров, развитие школ водных видов спорта.
По окончанию всех презентаций прошла короткая дискуссия, модератор которой Станислав Корякин отметил, что несколько идей из представленных на этой сессии вошли в топ 100 конкурса Агентства Стратегических Инициатив «Сильные идеи для нового времени»: проект компании «Сила Ветра», проект самого Станислава Корякина «BoatMap (ПОМОР). Суверенная платформа навигации по водным путям, развития прибрежных территорий и экосистемы водного туризма», а проект Ольги Шебзуховой о Развитии водного туризма в России вошел даже в топ-60.
«Интерес у государства и общества есть, но пока не произошел переход из интереса в качество реализуемых программ», - отметил модератор и совместно с участниками предложил продолжить общение инициативных участников настоящей сессии.
Автор: Наталья Шлензина