Доклад Николая Гришина первоначально был представлен на Международном фестивале «ЭкоБерег 2016», который в этом году прошёл в Баку. Сочинские архитекторы и гости фестиваля «АрхРазрез 2016» могли увидеть интересный материал на Круглом столе «Признаки южной архитектуры».
В последние годы всё чаще марины становятся неотъемлемой частью курортных городов, формируя и развивая прибрежную среду. Сочинские архитектор Георгий Серебряков и инженер Николай Гришин много лет изучают проблематику методов берогозащиты на Черноморском побережье России и градостроительное развитие берегового пространства. Ими были разработаны проекты марин в Сочинском порту, Лазаревском, Адлере, г. Тиват (Черногория) и совсем недавно в Голубой Бухте, в Геленджике. Сочинские специалисты принимали участие в разработке Концепции развития яхтенных марин на Черноморском побережье Краснодарского края и совсем недавно стали соавторами ГОСТа на яхтенные порты, который вступит в силу в январе следующего года.
Лекции Николая Гришина всегда интересны не только профессионалам, но и широкой аудитории, поэтому мы решили его доклад выделить в отдельную публикацию.
В последние годы всё чаще марины становятся неотъемлемой частью курортных городов, формируя и развивая прибрежную среду. Сочинские архитектор Георгий Серебряков и инженер Николай Гришин много лет изучают проблематику методов берогозащиты на Черноморском побережье России и градостроительное развитие берегового пространства. Ими были разработаны проекты марин в Сочинском порту, Лазаревском, Адлере, г. Тиват (Черногория) и совсем недавно в Голубой Бухте, в Геленджике. Сочинские специалисты принимали участие в разработке Концепции развития яхтенных марин на Черноморском побережье Краснодарского края и совсем недавно стали соавторами ГОСТа на яхтенные порты, который вступит в силу в январе следующего года.
Лекции Николая Гришина всегда интересны не только профессионалам, но и широкой аудитории, поэтому мы решили его доклад выделить в отдельную публикацию.
Представляем доклад Николая Гришина и в виде презентации.
![](https://static.tildacdn.com/tild3630-3234-4462-a464-353131313236/img-arso-2177.jpg)
В последнее время всё большую популярность и массовость приобретает морской туризм, причём наиболее бурными темпами развивается яхтинг. Сегодня яхтинг является мощной самостоятельной индустрией по производству, эксплуатации и сервисному обслуживанию огромного парка яхт.
Основными элементами, формирующими градостроительную ситуацию на рекреационно ориентированном побережье, являются объекты инфраструктуры яхтинга (марины) и пляжные комплексы.
Марина:
Объекты, сооpужения и службы, обеспечивающие производство, эксплуатацию и обслуживание яхт, обpазуют инфpастpуктуpу яхтинга.
Совpеменная яхта пpедставляет собой мотоpное или паpусное, технически высокооснащённое и экологически чистое судно, пpедназначенное для отдыха, споpта и развлечений.
Крейсерская яхта – моторная или парусно-моторная яхта, имеющая каюты со спальными местами, санузел и др. оборудование, обеспечивающее возможность долговременного пребывания людей на борту, не требующая ежедневного спуска/подъёма на воду и обязательного хранения на суше.
Марины 1-го поколения.
Первоначально марины возникали стихийно в естественных условиях, обеспечивающих их безопасную и, как правило, рейдовую стоянку. Это было возможным в устьях судоходных рек со слабым течением и в естественных закрытых бухтах. Чаще всего марины возникали возле населённых пунктов или около верфей.
Гидротехнические сооружения и причальное оборудование марин 1-го поколения было примитивным и обеспечивало лишь минимальные потребности по стоянке и обслуживанию плавсредств.
Основными элементами, формирующими градостроительную ситуацию на рекреационно ориентированном побережье, являются объекты инфраструктуры яхтинга (марины) и пляжные комплексы.
Марина:
- Гавань и база для прогулочных и спортивных судов. (Толковый морской словарь – Москва, Астрель, АСТ 2006, с. 371)
- Марина (яхтенный порт) — защищённая от неблагоприятных погодных условий акватория с береговой территорией, оснащённая причалами для швартовки судов, а также основными зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими как безопасную стоянку, хранение и обслуживание прогулочных и спортивных судов, так и сервисные услуги их экипажам.
Объекты, сооpужения и службы, обеспечивающие производство, эксплуатацию и обслуживание яхт, обpазуют инфpастpуктуpу яхтинга.
Совpеменная яхта пpедставляет собой мотоpное или паpусное, технически высокооснащённое и экологически чистое судно, пpедназначенное для отдыха, споpта и развлечений.
Крейсерская яхта – моторная или парусно-моторная яхта, имеющая каюты со спальными местами, санузел и др. оборудование, обеспечивающее возможность долговременного пребывания людей на борту, не требующая ежедневного спуска/подъёма на воду и обязательного хранения на суше.
Марины 1-го поколения.
Первоначально марины возникали стихийно в естественных условиях, обеспечивающих их безопасную и, как правило, рейдовую стоянку. Это было возможным в устьях судоходных рек со слабым течением и в естественных закрытых бухтах. Чаще всего марины возникали возле населённых пунктов или около верфей.
Гидротехнические сооружения и причальное оборудование марин 1-го поколения было примитивным и обеспечивало лишь минимальные потребности по стоянке и обслуживанию плавсредств.
![](https://static.tildacdn.com/tild6238-3437-4366-b537-333066613433/img-arso-2178.jpg)
Марины 2-го поколения.
Специально обустраивались в качестве мест для стоянки яхт на территории и акватории ранее построенных торговых или рыбных портов. Имеют мощные капитальные причальные сооружения, трансформированные или реконструированные специально для обслуживания яхт. Широко распространены, создаются и в наше время.
Примером может служить Старый порт в Марселе.
Специально обустраивались в качестве мест для стоянки яхт на территории и акватории ранее построенных торговых или рыбных портов. Имеют мощные капитальные причальные сооружения, трансформированные или реконструированные специально для обслуживания яхт. Широко распространены, создаются и в наше время.
Примером может служить Старый порт в Марселе.
![](https://static.tildacdn.com/tild6630-3737-4566-b966-343063643730/img-arso-2179.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3465-6166-4632-b665-666439633366/img-arso-2180.jpg)
Марины 3-го поколения.
Представляют собой специально построенные порты для стоянки и обслуживания яхт. Как правило, площадь акватории значительно больше площади территории марины. Фактически представляют собой стоянки для яхт на воде. Наибольшее распространение получили во 2-й половине ХХ века, сегодня являются наиболее распространённым типом марин. Основная прибыль — от арендной платы за стоянку и обслуживание яхт.
Представляют собой специально построенные порты для стоянки и обслуживания яхт. Как правило, площадь акватории значительно больше площади территории марины. Фактически представляют собой стоянки для яхт на воде. Наибольшее распространение получили во 2-й половине ХХ века, сегодня являются наиболее распространённым типом марин. Основная прибыль — от арендной платы за стоянку и обслуживание яхт.
![](https://static.tildacdn.com/tild6365-3538-4366-b764-353765643739/img-arso-2181.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3965-3266-4562-b530-393335646135/img-arso-2182.jpg)
Марины 4-го поколения — марины-деревни.
Наиболее перспективные объекты яхтинга, представляющие собой марины с развитыми ГТС и жилыми зданиями непосредственно на причалах (при определённых допущениях можно провести аналогию с мотелями). Являются максимально привлекательными для туристов самого широкого спектра интересов. Обычно площадь территории сопоставима с площадью акватории, при высокой плотности жилой и рекреационной застройки. Основная прибыль — за счёт функционирования самых разнообразных объектов сервисного обслуживания рекреантов на фоне морского и яхтенного антуража.
Наиболее перспективные объекты яхтинга, представляющие собой марины с развитыми ГТС и жилыми зданиями непосредственно на причалах (при определённых допущениях можно провести аналогию с мотелями). Являются максимально привлекательными для туристов самого широкого спектра интересов. Обычно площадь территории сопоставима с площадью акватории, при высокой плотности жилой и рекреационной застройки. Основная прибыль — за счёт функционирования самых разнообразных объектов сервисного обслуживания рекреантов на фоне морского и яхтенного антуража.
![](https://static.tildacdn.com/tild3731-3934-4033-a339-613330393763/img-arso-2183.jpg)
Миф первый: для развития яхтинга обязательно нужен интересный берег.
![](https://static.tildacdn.com/tild3532-3134-4536-a432-353537306238/img-arso-2184.jpg)
На средиземноморском побережье Франции от г. Сан-Мари-де-ла-Мер до границы с Испанией 200 из 220 км – однообразная унылая равнинная низменность, но на этом участке – 28 крупных марин!
Именно марины – главная достопримечательность этого берега, привлекательная для яхтинга и туризма.
Миф второй: марины интересны только для яхтсменов
В современных маринах сочетание яхт и окружающей архитектуры создаёт среду, привлекательную для огромного количества туристов. Примеры: «Гранд-марина» в Сочи, марины Порт-Гримо, Порт-Камарг, Ла-Рошель и Антиб во Франции, марины в Барселоне и Аликанте (Испания), Кливленде и Маунтин-Крике (Австралия) и много других.
Именно марины – главная достопримечательность этого берега, привлекательная для яхтинга и туризма.
Миф второй: марины интересны только для яхтсменов
В современных маринах сочетание яхт и окружающей архитектуры создаёт среду, привлекательную для огромного количества туристов. Примеры: «Гранд-марина» в Сочи, марины Порт-Гримо, Порт-Камарг, Ла-Рошель и Антиб во Франции, марины в Барселоне и Аликанте (Испания), Кливленде и Маунтин-Крике (Австралия) и много других.
![](https://static.tildacdn.com/tild3265-3765-4566-b463-363631336537/img-arso-2185.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3364-3135-4261-a533-356233396531/img-arso-2186.jpg)
Миф третий: стоимость оградительных гидротехнических сооружений составляет подавляющую часть стоимости марины и так высока, что отпугивает инвесторов.
Утверждение незнакомых со спецификой экономики современных марин. В маринах 3-го и 4-го поколений стоимость ГТС составляет 15÷30% от общей себестоимости марины. При этом стоимость аренды или продажи объектов недвижимости значительно выше, чем на соседних территориях.
Утверждение незнакомых со спецификой экономики современных марин. В маринах 3-го и 4-го поколений стоимость ГТС составляет 15÷30% от общей себестоимости марины. При этом стоимость аренды или продажи объектов недвижимости значительно выше, чем на соседних территориях.
![](https://static.tildacdn.com/tild3461-6435-4635-b738-343261633032/img-arso-2187.jpg)
Миф четвёртый: марины не интересны для туризма и проживания.
Совершенно наоборот! Марины, если они интересно спроектированы и хорошо построены, становятся катализатором развития и главным стимулом роста привлекательности прилегающей территории. Выигрывают все.
Совершенно наоборот! Марины, если они интересно спроектированы и хорошо построены, становятся катализатором развития и главным стимулом роста привлекательности прилегающей территории. Выигрывают все.
![](https://static.tildacdn.com/tild3532-3065-4136-b466-663932646361/img-arso-2188.jpg)
Порт Камарг. Первая в Европе развлекательная марина на 4500 яхт. Построена в 1969 году в заболоченном устье Роны – на казавшейся бесперспективной территории
Миф пятый: строительство на искусственной территории непривлекательно из-за высокой стоимости ГТС.
Возможно, для территорий, где рядом с мариной много легко доступных земель, это утверждение верно. Но в случае сложного рельефа такое утверждение ошибочно. Примеры – стоимость строительства в условиях Сочи, или простое отсутствие свободных земель, как в Монако.
Возможно, для территорий, где рядом с мариной много легко доступных земель, это утверждение верно. Но в случае сложного рельефа такое утверждение ошибочно. Примеры – стоимость строительства в условиях Сочи, или простое отсутствие свободных земель, как в Монако.
![](https://static.tildacdn.com/tild3832-3631-4436-b532-336465333430/img-arso-2189.jpg)
Строительство здания на склоне из нескальных пород. При таких ландшафтно-геологических условиях стоимость подготовки территории может составлять до 60% от стоимости строительства объекта!
![](https://static.tildacdn.com/tild6139-6438-4531-b135-323134383232/img-arso-2190.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3431-3361-4362-b839-393135653936/img-arso-2191.jpg)
Квартал Фонвьей в Монако – искусственная территория с маринами и застройкой. Нашлось место для стадиона, жилья, парков и даже для цирка и вертодрома.
![](https://static.tildacdn.com/tild6266-3337-4437-b262-393730363835/img-arso-2192.jpg)
Миф шестой: жизнь и пребывание в марине скучны и однообразны.
Бывает и такое, если управление мариной идёт без понимания важности создания имиджа привлекательности марины для всех: яхтсменов, туристов, местных жителей… Но есть марины, где жизнь кипит, и каждые выходные (иногда – без перерывов!) там проходят интереснейшие мероприятия. Регаты и фестивали, конгрессы и конференции, концерты и бот-шоу! А во многих есть объекты досуга, активного отдыха, музеи, ярмарки… Такие марины становятся всесезонными центрами туризма, культуры и общественно-образовательной деятельности!
Бывает и такое, если управление мариной идёт без понимания важности создания имиджа привлекательности марины для всех: яхтсменов, туристов, местных жителей… Но есть марины, где жизнь кипит, и каждые выходные (иногда – без перерывов!) там проходят интереснейшие мероприятия. Регаты и фестивали, конгрессы и конференции, концерты и бот-шоу! А во многих есть объекты досуга, активного отдыха, музеи, ярмарки… Такие марины становятся всесезонными центрами туризма, культуры и общественно-образовательной деятельности!
![](https://static.tildacdn.com/tild3032-3664-4264-b664-323266316135/img-arso-2193.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3561-3435-4036-b361-393862396535/img-arso-2194.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3633-3061-4734-a130-376461396263/img-arso-2195.jpg)
Миф седьмой: Яхтинг – удел миллионеров.
Да, когда-то было так. Но сегодня выход в море на несколько часов или дней вполне по карману тем, кто любит туризм и активный отдых. При этом не обязательно покупать яхту. Есть огромное количество чартерных компаний, которые предложат вам яхту на любой вкус и на любой срок. Хотите – путешествуйте сами, можете и побездельничать, если возьмёте яхту с экипажем. Можете просто бороздить море, а можете принять участие в регате… Выбор огромен, и он – за вами!
Да, когда-то было так. Но сегодня выход в море на несколько часов или дней вполне по карману тем, кто любит туризм и активный отдых. При этом не обязательно покупать яхту. Есть огромное количество чартерных компаний, которые предложат вам яхту на любой вкус и на любой срок. Хотите – путешествуйте сами, можете и побездельничать, если возьмёте яхту с экипажем. Можете просто бороздить море, а можете принять участие в регате… Выбор огромен, и он – за вами!
![](https://static.tildacdn.com/tild6461-3063-4337-a138-386339346133/img-arso-2196.jpg)
Миф восьмой: марины нужны только на тёплых морях.
А вы посетите берега замерзающих морей – страны Скандинавии, наши Санкт-Петербург и Владивосток, Германию, Канаду и США… И убедитесь в своих заблуждениях! Например, в Финляндии – более 60 тысяч катеров и яхт при населении 5,3 млн. человек, а в Швеции – более 200 тысяч при населении 9 млн!
А вы посетите берега замерзающих морей – страны Скандинавии, наши Санкт-Петербург и Владивосток, Германию, Канаду и США… И убедитесь в своих заблуждениях! Например, в Финляндии – более 60 тысяч катеров и яхт при населении 5,3 млн. человек, а в Швеции – более 200 тысяч при населении 9 млн!
![](https://static.tildacdn.com/tild3632-6134-4966-b066-386662323338/img-arso-2197.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3863-3836-4232-b261-323931336365/img-arso-2198.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6537-3637-4231-b564-306465343634/img-arso-2199.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3832-3934-4461-a633-623765356563/img-arso-2200.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3061-6232-4939-a334-356164363431/img-arso-2201.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6362-3365-4231-b235-333731306432/img-arso-2202.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3966-6566-4936-b661-323330323665/img-arso-2203.jpg)
Миф десятый: если на побережье нет яхт – не нужны и марины
![](https://static.tildacdn.com/tild6339-6631-4266-b365-363066303436/img-arso-2204.jpg)
Курьёзные заблуждения
Некоторые инвесторы, не понимая истинных масштабов, специфики и технологии марин, считают, что марина может быть создана при каком-то объекте, являющимся их основной целью. Нам приходится разъяснять им, что марина является значительно большим по масштабу и стоимости объектом, чем, например, один отель или группа коттеджей.
Некоторые инвесторы, не понимая истинных масштабов, специфики и технологии марин, считают, что марина может быть создана при каком-то объекте, являющимся их основной целью. Нам приходится разъяснять им, что марина является значительно большим по масштабу и стоимости объектом, чем, например, один отель или группа коттеджей.
![](https://static.tildacdn.com/tild6235-3135-4565-b935-383365373835/img-arso-2205.jpg)
Кроме того, зачастую заказчику приходится объяснять, что если проектировать марину на пару мегаяхт, то на её акватории разместится ещё несколько десятков стояночных мест для яхт меньших размерений.
![](https://static.tildacdn.com/tild6336-6362-4437-a638-313535306635/img-arso-2206.jpg)
Это обусловлено требованиями по обеспечению возможности безопасного маневрирования яхты на акватории во время швартовных операций, в т.ч. и при неблагоприятных погодных условиях, когда возможны значительные неуправляемые сносы, навалы и прижимы судна под воздействием ветра.
![](https://static.tildacdn.com/tild3639-3264-4231-a134-313837336564/img-arso-2207.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6539-6337-4132-b739-646533666232/img-arso-2208.jpg)