«В практике РФ зачастую международные конвенции применяются в полном объеме даже когда речь идет о внутренних перевозках, и даже вне области их предполагаемого применения…, например, для прогулочных судов!»– рассказал руководитель конструкторского бюро.
«Конечно, для судовладельцев по-прежнему остается вариант с регистрацией маломерного прогулочного судна в ГИМС. Однако, этим маломерным судам присущи определенные ограничения – по длине судна – не более 20м, числу людей на борту - не более 12 человек, ограничения по сезонности эксплуатации, возможности ходить по судоходным путям и т.д.
Опыт показывает, что в связи с введением ограничений против российских судовладельцев и политики «выдавливания» их из Европы, где ранее многие россияне держали свои прогулочные суда, все большее число судовладельцев смотрят в сторону постановки судов под флаг РФ и в классификации своего прогулочного судна российским Регистром, тем более что для судов длиной более 20м других вариантов и нет.
Проблема заключается в том, что в правилах для прогулочных судов Регистра четко прописано требование применять негорючий материал для корпусов судов высших категорий – «А» и «В», что де-факто запрещает использование для их постройки композиты. Это требование, скажем так, не имеет аналогов в мировой практике – за рубежом никаких ограничений на применение композитов нет, там противопожарные нормы определяются стандартом ИСО9094 где подобные требования отсутствуют».
«Следует понимать», - продолжил судостроитель, - «что навряд ли судовладелец судна из композитов будет довольствоваться «разрешенной» для судна Регистром категорией «С» с удалением от места убежища 20 миль – это менее часа хода на современной моторной яхте… Такая категория подходит для «маломерки» под ГИМС, а не для мореходной яхты.
Вот и получается, что прогулочные суда больших размеров в России строят крайне редко, а если и строят – то только из стали или алюминия – материалов, которые пригодны в основном для относительно тяжелых водоизмещающих судов единичной постройки. Говорить о серийной постройке из этих материалов для удовлетворения внутреннего спроса не приходится; обеспечить серийность может только постройка из композитов».
"Эта тема сейчас на подъеме. Наше классификационное общество в этом году приняло участие в 105 сессии Комитета по безопасности на море, на которой обсуждался проект поправок к Международному Кодексу по морской перевозке опасных грузов, результатом которого явилось решение о легализации применения полимерно-композиционных материалов для изготовления сосудов контейнеров цистерн, которые могут использоваться для транспортировки всеми видами транспорта. То есть, еще совсем недавно так называемые контейнеры из полимеров были разрешены международным сообществом только для автомобильной перевозки, но не для морской и не для мультимодальных контейнерных перевозок. Как итог в этом году приняты поправки Кодексу о безопасности по контейнерам, которые вступают в силу с 1 января 2024 года.
На 2023 год процедура применения полимерных материалов для контейнеров и цистерн носит добровольный характер, но с 2024 года, официально во всем мире будет полностью признано применение контейнеров из полимерных материалов, что удешевляет их производство. Единственное, что остается нерешенным вопрос о последующей утилизации контейнеров".