Два спуска на воду в один день. Проект 3052 / Фото: ГК "Р-Флот"
Как известно, театр начинается с вешалки, а судно начинается с проекта. Исполнительный директор "Р-Флот Проектирование" Александр Семеновых рассказал Корабел.ру о том, как решаются проблемы с поставками зарубежного оборудования и что должен знать каждый конструктор
– Александр Александрович, сколько лет вы работаете в ГК "Р-Флот"? – С 2011 года, с учетом пяти лет университета получается, что я в отрасли уже более 15 лет.
– Какой университет заканчивали? – Волжская государственная академия водного транспорта, кораблестроительный факультет.
– В какой должности начинали деятельность в ГК "Р-Флот" – В должности главного конструктора, занимался по большей части техническим флотом – обстановочные суда, земснаряды.
О санкциях
– Как нынешняя санкционная политика влияет на работу конструкторов? – В части проектирования санкции влияют в большей степени на сроки. Многие европейские партнеры отказали в поставке оборудования, поэтому приходится заниматься перепроектированием. В любом случае, все эти девять месяцев, суда продолжают проектироваться, строиться, сдаваться, работа идет.
– Новое оборудование приходится искать с нуля? – Нет такого что с нуля, рынок новым то не стал. Раньше шла ориентация на Европу, как оказалось недружественную нам, теперь идет переориентация на дружественные страны.
– По судовому оборудованию ориентируетесь на Китай? – Мы смотрим разные варианты – Россия, Турция, Китай... Также стараемся повышать номенклатуру производимых изделий на производственной площадке нашей ГК.
– Обратили внимание на российского производителя? – Если рассматривать те суда, которые мы реализуем на верфи нашей ГК, то у нас применимость российского оборудования очень высокая – мы активно используем двигатели небольшой мощности, лебедки, различное электротехническое оборудование, судовую мебель, панели обстройки и т.д. Сами являясь российским производителем всегда стараемся поддержать других – считаю, что именно в этом будущее российского судостроения. Импортозамещение – это не проблема, импортозамещение это большая работа, которую мы всей нашей судостроительной отраслью должны проделать.
– На каком программном обеспечении проектируете? – Вот тут, к сожалению, на заграничном – Cadmatic, по моему мнению, конкурентоспособного ПО в России пока нет, но опять же верю, что при должной работе оно может появиться.
– Сейчас многие используют систему VR? – Тоже используем. Дать возможность заказчику пройтись по его будущему судну еще на стадии концептуального проекта – это же хорошо.
– Что можете сказать про европейский рынок оборудования и наш? – У них большой рынок сбыта, нам свой рынок надо строить, и чем меньше мы будем смотреть в сторону европейских партнеров, тем раньше нам это удастся.
О проектах
– Насколько у вас сформирован портфель заказов на 2023 год? – На 100 %, работы очень много. На данный момент по проектам, в которых мы принимаем участие, в строительстве находится около 85 судов по всей стране, от Европейской части до Дальнего Востока.
– А как вы относитесь к концепции распределенной верфи? – Положительно, страна большая.
– Как это влияет на качество? – Все зависит от качества проектной документации, квалификации строителей ну и конечно управления всеми процессами. При должном подходе проблем считаю быть не должно.
– Вы готовы рассматривать любой тип судов для проектирования? – Да.
– Обстановочное судно проекта 3052? – Для нашей верфи это пилотный проект. Проект реализован по принципу одного окна, от концепции, дизайна до конечного продукта. Три судна спроектированы, построены, сданы в срок.
– Это же госпрограмма? – Конечно, мы всегда много работали с государством, и очень ценим предоставленную нам возможность. Если же касаться проекта 3052, то его жизнь началась в 2011 году.
– Одно судно проекта 3052 уже год работает, есть какая-то обратная связь от экипажа? – Обратная связь с заказчиком есть всегда, это очень позитивно. Без них мы идти вперед не можем, испрямляем недочеты, учитываем пожелания.
– Есть проекты, которые вы сами проектируете, а потом предлагаете заказчику или всегда работаете только под заказ? – Анализируем рынок, предлагаем. Очень много реализованных судов начинается с концепции, пожеланиям заказчика всегда уделяем особое внимание.
– Сколько по времени нужно чтобы разработать концептуальный проект? – Зависит от сложно планируемого судна, от 1 до 3 месяцев.
– Что бывает с концептуальными проектами в дальнейшем? – Они претерпевает изменения. Мы можем предложить, но пожелания заказчиков для нас в приоритете.
– Что делаете для круизного теплохода "Петр Великий"? – Мы разработали рабочую конструкторскую документацию для 1 и 4 судостроительных районов. Носовая оконечность, корпус и надстройка.
– Какие выполненные проекты вы бы выделили? – Я бы отметил те, которые мы сами реализуем на нашей верфи, их много, но самые интересные, это те которые ведем с нуля. Например, это проект 3052, МПКС.
– С кем бы вы хотели поработать? – Мы ценим долгосрочные отношения, поэтому работать хотим с теми, с кем работаем. Для нас долгосрочные партнеры самый важный заказчик.
– У вас есть концепт проекты рыболовецких судов? – Да, это как раз тот случай, когда мы сначала разрабатываем, а потом предлагаем. Сейчас мы преимущественно работаем над теми проектами, которые могли бы строить у себя на верфи.
– Демпингуете цены? – Нет. Работы хватает всем.
О кадрах
– Как обстоят дела с кадрами у вас? – Дефицит квалифицированных кадров в отрасли присутствует это не секрет, наши кадры стараемся воспитывать сами. Плотно работаем с университетами ВГУВТ, НГТУ.
– А как строится работа с университетами? – Я являюсь председателем государственной экзаменационной комиссии во ВГУВТ, стараемся строить отношения со студентами на стадии дипломного проектирования. Предлагаем писать дипломные работы на базе нашего предприятия.
– Кого вы бы выделили, как выдающегося конструктора? – Перцева Валентина Андреевич.
Дизайн-проект МПКС. Нижний салон. Фото: ГК "Р-Флот"
– Где он работал? – У нас. Ранее в "ЦКБ НПО "Судоремонт", выдающийся человек в области технического флота, земснарядов, второго такого человека в нашей стране, думаю нет.
– Сколько человек сегодня работает в бюро? – Более 100 человек.
– Как разделяется работа между конструкторами? – Каждый работает непосредственно по своей специализации.
– Что бы вы посоветовали молодым конструкторам, только начинающим свою карьеру? – Любить свою профессию.
– Вы на каком курсе полюбили свою профессию? – После практики на судостроительной верфи.
– Какие планы на следующий год? – Портфель заказов на следующий год уже сформирован, так что основные планы не подвести наших заказчиков.
– Какие у вас есть бонусы, когда к вам приходят конструктора? – Основной бонус – саморазвитие, даем возможность к самореализации, стареемся доверять и помогать молодым специалистам.
ЗАКЛАДКА ГОЛОВНОГО СУДНА МПКС в эллинге судостроительного комплекса «Р-Флот» / Фото: ГК "Р-Флот"
– Каким вы видите себя через пят лет? – Хочется расти в плане строительства судов, хочется более крупных и масштабных проектов.