Судостроение

85 судов по всей стране,15 проектов: рецепт от хандры без зарубежного оборудования

Водный транспорт
Два спуска на воду в один день. Проект 3052 / Фото: ГК "Р-Флот"

Как известно, театр начинается с вешалки, а судно начинается с проекта. Исполнительный директор "Р-Флот Проектирование" Александр Семеновых рассказал Корабел.ру о том, как решаются проблемы с поставками зарубежного оборудования и что должен знать каждый конструктор

– Александр Александрович, сколько лет вы работаете в ГК "Р-Флот"?
– С 2011 года, с учетом пяти лет университета получается, что я в отрасли уже более 15 лет.

– Какой университет заканчивали?
– Волжская государственная академия водного транспорта, кораблестроительный факультет.

 – В какой должности начинали деятельность в ГК "Р-Флот"
– В должности главного конструктора, занимался по большей части техническим флотом – обстановочные суда, земснаряды. 

О санкциях 

– Как нынешняя санкционная политика влияет на работу конструкторов?
– В части проектирования санкции влияют в большей степени на сроки. Многие европейские партнеры отказали в поставке оборудования, поэтому приходится заниматься перепроектированием.
В любом случае, все эти девять месяцев, суда продолжают проектироваться, строиться, сдаваться, работа идет.

– Новое оборудование приходится искать с нуля?
– Нет такого что с нуля, рынок новым то не стал. Раньше шла ориентация на Европу, как оказалось недружественную нам, теперь идет переориентация на дружественные страны.

– По судовому оборудованию ориентируетесь на Китай?
– Мы смотрим разные варианты – Россия, Турция, Китай... Также стараемся повышать номенклатуру производимых изделий на производственной площадке нашей ГК.

– Обратили внимание на российского производителя?
– Если рассматривать те суда, которые мы реализуем на верфи нашей ГК, то у нас применимость российского оборудования очень высокая – мы активно используем двигатели небольшой мощности, лебедки, различное электротехническое оборудование, судовую мебель, панели обстройки и т.д. Сами являясь российским производителем всегда стараемся поддержать других – считаю, что именно в этом будущее российского судостроения.
Импортозамещение – это не проблема, импортозамещение это большая работа, которую мы всей нашей судостроительной отраслью должны проделать.

– На каком программном обеспечении проектируете?
– Вот тут, к сожалению, на заграничном – Cadmatic, по моему мнению, конкурентоспособного ПО в России пока нет, но опять же верю, что при должной работе оно может появиться.

– Сейчас многие используют систему VR?
– Тоже используем. Дать возможность заказчику пройтись по его будущему судну еще на стадии концептуального проекта – это же хорошо.

– Что можете сказать про европейский рынок оборудования и наш?
– У них большой рынок сбыта, нам свой рынок надо строить, и чем меньше мы будем смотреть в сторону европейских партнеров, тем раньше нам это удастся.

О проектах

– Насколько у вас сформирован портфель заказов на 2023 год?
– На 100 %, работы очень много. На данный момент по проектам, в которых мы принимаем участие, в строительстве находится около 85 судов по всей стране, от Европейской части до Дальнего Востока.

– А как вы относитесь к концепции распределенной верфи?
– Положительно, страна большая.

– Как это влияет на качество?
– Все зависит от качества проектной документации, квалификации строителей ну и конечно управления всеми процессами.  При должном подходе проблем считаю быть не должно.

– Вы готовы рассматривать любой тип судов для проектирования?
– Да. 

– Обстановочное судно проекта 3052?
– Для нашей верфи это пилотный проект. Проект реализован по принципу одного окна, от концепции, дизайна до конечного продукта. Три судна спроектированы, построены, сданы в срок. 

– Это же госпрограмма?
– Конечно, мы всегда много работали с государством, и очень ценим предоставленную нам возможность. 
Если же касаться проекта 3052, то его жизнь началась в 2011 году. 

– Одно судно проекта 3052 уже год работает, есть какая-то обратная связь от экипажа?
– Обратная связь с заказчиком есть всегда, это очень позитивно. Без них мы идти вперед не можем, испрямляем недочеты, учитываем пожелания.

– Есть проекты, которые вы сами проектируете, а потом предлагаете заказчику или всегда работаете только под заказ?
– Анализируем рынок, предлагаем. Очень много реализованных судов начинается с концепции, пожеланиям заказчика всегда уделяем особое внимание.

– Сколько по времени нужно чтобы разработать концептуальный проект?
– Зависит от сложно планируемого судна, от 1 до 3 месяцев.

– Что бывает с концептуальными проектами в дальнейшем?
– Они претерпевает изменения. Мы можем предложить, но пожелания заказчиков для нас в приоритете. 

– Что делаете для круизного теплохода "Петр Великий"?
– Мы разработали рабочую конструкторскую документацию для 1 и 4 судостроительных районов. Носовая оконечность, корпус и надстройка.

– Какие выполненные проекты вы бы выделили?
– Я бы отметил те, которые мы сами реализуем на нашей верфи, их много, но самые интересные, это те которые ведем с нуля. Например, это проект 3052, МПКС.

МПКС (Малое пассажирское круизное судно) Фото: ГК "Р-Флот"

– С кем бы вы хотели поработать?
– Мы ценим долгосрочные отношения, поэтому работать хотим с теми, с кем работаем. Для нас долгосрочные партнеры самый важный заказчик.

– У вас есть концепт проекты рыболовецких судов?
– Да, это как раз тот случай, когда мы сначала разрабатываем, а потом предлагаем. Сейчас мы преимущественно работаем над теми проектами, которые могли бы строить у себя на верфи. 

– Демпингуете цены?
– Нет. Работы хватает всем. 

О кадрах

– Как обстоят дела с кадрами у вас?
– Дефицит квалифицированных кадров в отрасли присутствует это не секрет, наши кадры стараемся воспитывать сами. Плотно работаем с университетами ВГУВТ, НГТУ.

– А как строится работа с университетами?
– Я являюсь председателем государственной экзаменационной комиссии во ВГУВТ, стараемся строить отношения со студентами на стадии дипломного проектирования. Предлагаем писать дипломные работы на базе нашего предприятия.

– Кого вы бы выделили, как выдающегося конструктора?
– Перцева Валентина Андреевич. 

Дизайн-проект МПКС. Нижний салон. Фото: ГК "Р-Флот"

– Где он работал?
– У нас. Ранее в "ЦКБ НПО "Судоремонт", выдающийся человек в области технического флота, земснарядов, второго такого человека в нашей стране, думаю нет.

– Сколько человек сегодня работает в бюро?
– Более 100 человек.

– Как разделяется работа между конструкторами?
– Каждый работает непосредственно по своей специализации.

– Что бы вы посоветовали молодым конструкторам, только начинающим свою карьеру?
– Любить свою профессию.

– Вы на каком курсе полюбили свою профессию?
– После практики на судостроительной верфи. 

– Какие планы на следующий год?
– Портфель заказов на следующий год уже сформирован, так что основные планы не подвести наших заказчиков.

– Какие у вас есть бонусы, когда к вам приходят конструктора?
– Основной бонус – саморазвитие, даем возможность к самореализации, стареемся доверять и помогать молодым специалистам.

ЗАКЛАДКА ГОЛОВНОГО СУДНА МПКС  в эллинге судостроительного  комплекса «Р-Флот» / Фото: ГК "Р-Флот"

– Каким вы видите себя через пят лет?
– Хочется расти в плане строительства судов, хочется более крупных и масштабных проектов.

Источник