- В Улан-Удэ на Селенге и Уде есть два места, где можно безопасно спустить мелкие катера и лодки на воду. По улице Смолина находится «Речной порт Улан-Удэ», но это коммерческое предприятие, посторонних туда не пускают, да и невооруженным глазом видно, что порт почти не работает. Хотя объект замечательный, места достаточно, удобно и для спуска, и для подъема, и для стоянки судов. Можно было бы сделать базу-стоянку для всего города, организовывать экскурсии.
По данным Росморречфлота, в РФ протяженность внутренних водных судоходных путей сообщения на 2020 год составляет 102 тысячи километров. По ним ходят 46 тысяч морских и 2,6 тысячи речных пассажирских и грузопассажирских судов. В период пандемии морскими судами перевезено 4,6 млн человек, а внутренними водными судами - 8 млн человек.
- Правительство Бурятии направило предложения для формирования данного проекта, в том числе включающие мероприятия по развитию круизного туризма, выраженные в необходимости строительства инфраструктуры водного транспорта, обеспеченной пунктами приема и переработки подсланевых вод, заправки судов, сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ, - отмечают в Министерстве туризма республики.
- Будут проведены комплексные маркетинговые исследования, дана оценка текущей и потенциальной туристической привлекательности регионов, проанализированы существующие правовые режимы, социальные и экономические перспективы, градостроительные, инфраструктурные и иные ограничения, а также сформированы предложения о рациональном использовании пространственных и иных туристических ресурсов территорий, - подчеркивают в Минтуризме РБ. - Учитывая, что приоритетом развития Байкальской природной территории является туристическая отрасль, Минэкономразвития России поддерживает целесообразность формирования отдельного федерального проекта «Развитие туристической и обеспечивающей инфраструктуры озера Байкал».
- В республике существуют четыре порта, в том числе в Улан-Удэ, Нижнеангарске Северо-Байкальского района, Усть-Баргузине Баргузинского района, Турке. Порт в Турке является основным принимающим пунктом для водного транспорта на территории особой экономической зоны «Байкальская гавань». Безусловно, существующая инфраструктура будет основой развития круизного туризма, - заверяют там. - В рамках развития круизного туризма в 2022 году осуществлен запуск маршрута «Байкальская экспедиция» по акватории озера Байкал туроператором «ВодоходЪ». В перспективе компания планирует запустить электросуда по акватории озера Байкал. В связи с этим прорабатываются варианты размещения заправочных станций.
- Эта работа требуется в Котельниковском, Северобайкальске, Нижнеангарске, Хакусах Северо-Байкальского района, в бухте Змеиная, Курбулике, на острове Тонкий, в Усть-Баргузине, Максимихе Баргузинского района, в Турке Прибайкальского, в Сухой, Энхалуке, Посольском, Танхое, Выдрино Кабанского района. Часть данных причальных сооружений предложено обеспечить пунктами приема и переработки нефтесодержащих, подсланевых и сточных вод, заправки судов, сбора и утилизации твердых коммунальных отходов - это Северобайкальск, Усть-Баргузин, Максимиха, Турка, Сухая (Энхалук), Выдрино, - резюмируют специалисты ведомства. - Для развития круизного туризма ранее предложено предусмотреть предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета организациям внутреннего водного транспорта, субъектам РФ на организацию и осуществление межрегиональных и внутрирегиональных перевозок водным транспортом, а также субсидии для оказания мер государственной поддержки данных организаций.
- Величие, красота и мощь озера Байкал по-настоящему могут открыться только во время круиза, включающего в себя пешие прогулки по бухтам удивительной красоты, рыбалку, купание в горячих источниках, знакомство с памятниками природы и вечера у костра на берегу Байкала. Во время круиза по Байкалу можно понаблюдать за байкальской нерпой в естественных условиях, - говорит бывший министр экономики РБ. - В ближайшие годы спрос на внутренний туризм в России будет расти, а значит, будет расти спрос на туристические поездки на Байкал. Сейчас организованного круизного туризма на Байкале нет. Более 7 тысяч маломерных судов ходят по озеру. Прогулки по Байкалу организуют предприниматели и организации. Вместе с тем круизный туризм нужно очень аккуратно вплетать в Байкал, просчитывая все негативные последствия от увеличения антропогенной нагрузки.
- Спрос на круизный туризм будут формировать местные жители, население Европейской части России, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Привлечение туристов из Европейской части России возможно путем повышения качества туристического продукта в Иркутской области и Бурятии, реализации межрегиональных туристических маршрутов, рекламы преимуществ внутреннего туризма за счет его ценовой привлекательности по сравнению с зарубежными туристическими поездками. Развитие приграничного взаимодействия позволит привлечь значительное число туристов из Китая, Монголии, стран СНГ, для которых особую ценность представляют климатические условия весенне-летнего сезона на Байкале, - отмечает наша собеседница.
- Круизные туры должны быть сопряжены с бизнес-туризмом, экологическим, событийным и культурно-историческим туризмом с высоким потенциалом спроса на исторический туризм со стороны жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, - говорит председатель Общественной палаты РБ. - Круизный туризм требует огромных финансовых средств: со стороны государства - на развитие инфраструктуры, со стороны бизнеса - на производство и приобретение судов, на объекты туристической инфраструктуры. Для создания круизных маршрутов нужна государственная программа с единым подходом, чтобы туроператоры, судовладельцы и судоходцы могли разрабатывать логистику передвижения по Байкалу. В рамках поручения, данного на межведомственной комиссии по охране озера Байкал вице-премьером Викторией Абрамченко, началась подготовка к формированию единой концепции развития круизного туризма.
- Частные маломерные суда, яхты не выполняют функцию туристической направленности, - уточняет она. - Флот представлен в основном катерами «Ярославец», которые ни по каким параметрам не подходят - ни по безопасности, ни по экологическим нормам. Это несовременно, некомфортно, не экологично, всё это требует модернизации.
- Нас, таких перевозчиков, несколько, но мы специализируемся только на прогулочных турах. Например, ходим на переделанном катере «Ярославец» вместимостью 12–15 пассажиров от села Турка в «Байкальской гавани» до острова Ольхон и обратно, - подчеркнула руководитель компании «Кристальный Байкал» Мария Цивилёва. - Местный частный бизнес не в силах вложиться в развитие одного из самых дорогих видов туризма. Для этого необходимо судно, которое, во-первых, может уйти в автономное плавание на десять суток с 50–60 пассажирами, а во-вторых, будет отвечать не только требованиям безопасности, но и экологии. Чтобы построить такое, нужно как минимум 150 миллионов рублей, а окупится бизнес лет через 10–15.