Новости информационного портала "Все марины России"

В Бурятии может появиться свой флот на Байкале

Развитие инфраструктуры яхтинга Байкал, Сибирь Водный транспорт
Фото: planeta-baikal.ru

Во многих регионах России водный туризм, в том числе круизный, широко представлен и продолжает развиваться, тогда как Бурятия отстает от своих соседей. И это при наличии большого количества рек и озера Байкал. Последний стал очень популярен в последние годы, но практически весь его потенциал работает на Иркутскую область. Однако на федеральном уровне заговорили о создании здесь флота и развитии круизного туризма.
О том, появится ли в республике свой флот, что для этого нужно и сколько это может стоить для предпринимателей и туристов, - в материале «Информ Полиса».

Бурятия на задворках

Ранее руководитель отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по РБ Николай Зайцев отмечал, что в республике всего одна  официальная база-стоянка для спуска на воду маломерных судов, да и та находится на севере.
- В Улан-Удэ на Селенге и Уде есть два места, где можно безопасно спустить мелкие катера и лодки на воду. По улице Смолина находится «Речной порт Улан-Удэ», но это коммерческое предприятие, посторонних туда не пускают, да и невооруженным глазом видно, что порт почти не работает. Хотя объект замечательный, места достаточно, удобно и для спуска, и для подъема, и для стоянки судов. Можно было бы сделать базу-стоянку для всего города, организовывать экскурсии.

Так выглядит «Речной порт Улан-Удэ» сейчас. Фото: Н.Соктуева

При этом в других регионах эта отрасль активно развивается. Есть субъекты РФ, для населения которых пассажирские перевозки по судоходным маршрутам вдоль побережья имеют большое значение. Такие перевозки обеспечивают транспортную связность муниципальных образований, например в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской, Сахалинской, Мурманской, Калининградской областях, на Камчатке, в Крыму, Карелии и других регионах.

По данным Росморречфлота, в РФ протяженность внутренних водных судоходных путей сообщения на 2020 год составляет 102 тысячи километров. По ним ходят 46 тысяч морских и 2,6 тысячи речных пассажирских и грузопассажирских судов. В период пандемии морскими судами перевезено 4,6 млн человек, а внутренними водными судами - 8 млн человек.

Однако ситуация с водным туризмом в Бурятии может измениться к лучшему. 22 июля в республике состоялось заседание правительственной комиссии по вопросам охраны Байкала под председательством зампреда правительства РФ Виктории Абрамченко. По его итогам Минэкономразвития России совместно с Ростуризмом, Минприроды России, правительствами РБ и Иркутской области дано поручение проработать вопрос формирования отдельного федерального проекта «Развитие туристической и обеспечивающей инфраструктуры озера Байкал».

- Правительство Бурятии направило предложения для формирования данного проекта, в том числе включающие мероприятия по развитию круизного туризма, выраженные в необходимости строительства инфраструктуры водного транспорта, обеспеченной пунктами приема и переработки подсланевых вод, заправки судов, сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ, - отмечают в Министерстве туризма республики.

По информации Минэкономразвития России, в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Ростуризмом в 2023–2024 годах запланирована разработка федеральной туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования для туристической макротерритории Байкала.

- Будут проведены комплексные маркетинговые исследования, дана оценка текущей и потенциальной туристической привлекательности регионов, проанализированы существующие правовые режимы, социальные и экономические перспективы, градостроительные, инфраструктурные и иные ограничения, а также сформированы предложения о рациональном использовании пространственных и иных туристических ресурсов территорий, - подчеркивают в Минтуризме РБ. - Учитывая, что приоритетом развития Байкальской природной территории является туристическая отрасль, Минэкономразвития России поддерживает целесообразность формирования отдельного федерального проекта «Развитие туристической и обеспечивающей инфраструктуры озера Байкал».

Создание портов и пунктов переработки

В Министерстве туризма Бурятии рассказывают, что особый интерес для организации круизного туризма представляет само озеро Байкал, на берегах которого сосредоточено около 10 тысяч мест размещения.

- В республике существуют четыре порта, в том числе в Улан-Удэ, Нижнеангарске Северо-Байкальского района, Усть-Баргузине Баргузинского района, Турке. Порт в Турке является основным принимающим пунктом для водного транспорта на территории особой экономической зоны «Байкальская гавань». Безусловно, существующая инфраструктура будет основой развития круизного туризма, - заверяют там. - В рамках развития круизного туризма в 2022 году осуществлен запуск маршрута «Байкальская экспедиция» по акватории озера Байкал туроператором «ВодоходЪ». В перспективе компания планирует запустить электросуда по акватории озера Байкал. В связи с этим прорабатываются варианты размещения заправочных станций.

Для развития инфраструктуры водного транспорта направлены предложения по созданию и реконструкции причальных сооружений на восточном берегу Байкала с проведением дноуглубительных и берегоукрепительных работ, делятся планами в Минтуризма.

- Эта работа требуется в Котельниковском, Северобайкальске, Нижнеангарске, Хакусах Северо-Байкальского района, в бухте Змеиная, Курбулике, на острове Тонкий, в Усть-Баргузине, Максимихе Баргузинского района, в Турке Прибайкальского, в Сухой, Энхалуке, Посольском, Танхое, Выдрино Кабанского района. Часть данных причальных сооружений предложено обеспечить пунктами приема и переработки нефтесодержащих, подсланевых и сточных вод, заправки судов, сбора и утилизации твердых коммунальных отходов - это Северобайкальск, Усть-Баргузин, Максимиха, Турка, Сухая (Энхалук), Выдрино, - резюмируют специалисты ведомства. - Для развития круизного туризма ранее предложено предусмотреть предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета организациям внутреннего водного транспорта, субъектам РФ на организацию и осуществление межрегиональных и внутрирегиональных перевозок водным транспортом, а также субсидии для оказания мер государственной поддержки данных организаций.

В Минтуризме добавляют, что на сегодня отдельный план мероприятий по реализации проекта «Развитие туристической и обеспечивающей инфраструктуры озера Байкал» в республику не поступал. По информации Минэкономразвития России, источники финансирования еще не определены. После проработки этих вопросов будет возможно определение сроков и стоимости. Пока не оценивались и показатели того, сколько рабочих мест будет создано и какое число туристов круизный вид отдыха может привлечь.

Без вреда Байкалу

Мы узнали мнение председателя Общественной палаты Бурятии Татьяны Думновой о создании водного туризма в республике. Она уверена, что круизный туризм в РБ - это безусловно перспективное направление в будущем, так как у нас для этого есть все шансы и потенциальные ресурсы.

- Величие, красота и мощь озера Байкал по-настоящему могут открыться только во время круиза, включающего в себя пешие прогулки по бухтам удивительной красоты, рыбалку, купание в горячих источниках, знакомство с памятниками природы и вечера у костра на берегу Байкала. Во время круиза по Байкалу можно понаблюдать за байкальской нерпой в естественных условиях, - говорит бывший министр экономики РБ. - В ближайшие годы спрос на внутренний туризм в России будет расти, а значит, будет расти спрос на туристические поездки на Байкал. Сейчас организованного круизного туризма на Байкале нет. Более 7 тысяч маломерных судов ходят по озеру. Прогулки по Байкалу организуют предприниматели и организации. Вместе с тем круизный туризм нужно очень аккуратно вплетать в Байкал, просчитывая все негативные последствия от увеличения антропогенной нагрузки.

Татьяна Думнова отмечает, что значительные инвестиции необходимы:
  • на развитие и модернизацию инфраструктуры: строительство портов, причальных сооружений, средств хранения судов в зимнее время, берегоукрепление и дноуглубительные работы;
  • на строительство инфраструктуры по сбору и утилизации жидких бытовых отходов, подключение причалов к системе раздельного сбора и переработки твердых коммунальных отходов. Большинство нынешних катеров не приспособлены для накопления больших объемов и часто сбрасывают излишки прямо в Байкал;
  • на производство нового водного транспорта. Суда должны быть оснащены инновационными двигателями для сжиженного природного газа по новым стандартам экологии, системами очистки вод, выхлопными фильтрами, шумоглушителями, обеспечивающими сохранение байкальского биоразнообразия. Новые суда должны быть построены с учетом особенностей навигации на Байкале: короткая волна высотой до 3,5 м, наличие сильных ветров и штормов.

По словам Думновой, это возможно при развитии инфраструктуры, которая минимизирует негативное воздействие на природу. Также потребуется внесение изменений в действующее федеральное законодательство.

- Спрос на круизный туризм будут формировать местные жители, население Европейской части России, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Привлечение туристов из Европейской части России возможно путем повышения качества туристического продукта в Иркутской области и Бурятии, реализации межрегиональных туристических маршрутов, рекламы преимуществ внутреннего туризма за счет его ценовой привлекательности по сравнению с зарубежными туристическими поездками. Развитие приграничного взаимодействия позволит привлечь значительное число туристов из Китая, Монголии, стран СНГ, для которых особую ценность представляют климатические условия весенне-летнего сезона на Байкале, - отмечает наша собеседница.

Татьяна Думнова подчеркивает, что в долгосрочной перспективе акцент можно сделать на более высоком ценовом сегменте туров, сравнимых с отдыхом на курортах севера Китая и Республики Корея.

- Круизные туры должны быть сопряжены с бизнес-туризмом, экологическим, событийным и культурно-историческим туризмом с высоким потенциалом спроса на исторический туризм со стороны жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, - говорит председатель Общественной палаты РБ. - Круизный туризм требует огромных финансовых средств: со стороны государства - на развитие инфраструктуры, со стороны бизнеса - на производство и приобретение судов, на объекты туристической инфраструктуры. Для создания круизных маршрутов нужна государственная программа с единым подходом, чтобы туроператоры, судовладельцы и судоходцы могли разрабатывать логистику передвижения по Байкалу. В рамках поручения, данного на межведомственной комиссии по охране озера Байкал вице-премьером Викторией Абрамченко, началась подготовка к формированию единой концепции развития круизного туризма.

Эконом и премиум

Сейчас организацией туров по Байкалу занимаются в основном предприниматели из Иркутской области. Трафик проложен, как правило, на теплоходах и яхтах в западной части водоёма. Однако, по словам председателя профильного комитета Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марины Григорьевой, пока круизного флота как такового на озере нет, пишет ТАСС
.
- Частные маломерные суда, яхты не выполняют функцию туристической направленности, - уточняет она. - Флот представлен в основном катерами «Ярославец», которые ни по каким параметрам не подходят - ни по безопасности, ни по экологическим нормам. Это несовременно, некомфортно, не экологично, всё это требует модернизации.

В Бурятии круизными турами вообще не занимаются. Отдыхающие могут лишь совершить однодневную водную прогулку.

- Нас, таких перевозчиков, несколько, но мы специализируемся только на прогулочных турах. Например, ходим на переделанном катере «Ярославец» вместимостью 12–15 пассажиров от села Турка в «Байкальской гавани» до острова Ольхон и обратно, - подчеркнула руководитель компании «Кристальный Байкал» Мария Цивилёва. - Местный частный бизнес не в силах вложиться в развитие одного из самых дорогих видов туризма. Для этого необходимо судно, которое, во-первых, может уйти в автономное плавание на десять суток с 50–60 пассажирами, а во-вторых, будет отвечать не только требованиям безопасности, но и экологии. Чтобы построить такое, нужно как минимум 150 миллионов рублей, а окупится бизнес лет через 10–15.

И сколько же будет стоить круиз по Байкалу на таком дорогом судне? Взглянем на имеющиеся примеры. Наиболее дешевые предложения у иркутской туристической компании «Планета Байкал». Круиз «Байкал кристальный», который длится восемь дней, будет стоить 28 тысяч рублей на одного человека. При этом самый дорогой круиз компании «Легенды острова Ольхон + Аршан» обойдется почти в 53 тысячи рублей и длится две недели.

Дороже всех за свои круизы по священному озеру берет московская судоходная компания «ВодоходЪ», упомянутая Минтуризмом. Самым дешевым и самым дорогим их круизом является «Байкальская экспедиция» на теплоходе «Бирюса». Меньше всего придется заплатить за шесть дней плавания - 117 тысяч рублей для одного человека. А вот восьмидневная экспедиция обойдется дороже всего - 217 тысяч рублей.
Выходит, что создание своего флота для Бурятии и Иркутской области может стать выгодным только при наличии федеральных инвестиций. При этом вложиться придется и в создание сопутствующей инфраструктуры, которая сейчас не подходит для этих целей. Остается только ждать, когда в республике сможет развиться и полноценно заработать такое перспективное направление туристической отрасли.

Справка infpol.ru
Замминистра туризма РБ 
Баярма Цыдыпова  сообщает, что Бурятию ежегодно посещают более миллиона туристов, среди которых растет интерес к Байкалу, посещению его заповедных зон. Среднегодовой прирост турпотока составляет 7–10%. Однако доля путешественников, совершивших поездку по озеру водным транспортом, не превышает 10%. В 2021 году Бурятию посетили 412 тысяч туристов, в первом полугодии 2022 года в коллективных средствах размещения переночевали, а значит, прошли официальную регистрацию и попали в статистику Росстата, свыше 179 тысяч человек.