Новости информационного портала "Все марины России"

Рекорды 2022 года в яхтинге мотивируют к развитию

Организованная РБК Петербург дискуссии о яхтинге прошла в конце октября. Участники обсудили успешный сезон 2022 года и обозначили, что это позволяет "Петербургу подтвердить статус столицы яхтинга России".

Однако достигнутые успехи дают не только повод гордиться, но и заставляют задуматься о будущем. Так, большинство участников круглого стола "считают, что на данный момент потенциал города для развития этого направления практически исчерпан". Несмотря на позитивные сдвиги в сфере внутреннего туризма из-за текущей международной обстановки, развитие яхтенного туризма и спорта тормозит недостаточное обеспечение инфраструктурой.

Участники круглого стола считают, что "нужны инвестиции, воля властей, в том числе на федеральном уровне, и развитие культуры яхтинга".

РБК, как организатор дискуссии, собрал следующую статистику по сезону 2022 в Санкт-Петербурге:
На открытии навигации было порядка 500 спортсменов. В большой Санкт-Петербургской парусной неделе приняли участие около 1,5 тыс. яхтсменов и более 600 яхт. Только четвертый этап регаты для начинающих яхтсменов «Оптимисты Северной столицы» собрал 211 участников.

"Очень успешным" охарактеризовал сезон и вице-президент Всероссийской Федерации парусного спорта, и член Морского совета при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Алексеев, по его словам, это связано "не только с городскими спортивными мероприятиями - налицо изменение отношения к яхтингу. Например, организованный энтузиастом в Приморске парусный фестиваль собрал множество гостей в возрасте от 2 до 80 лет. Они приезжают не только как участники, но и как зрители".

Сергей Алексеев, Всероссийская Федерация парусного спорта (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Мотивировать к развитию инфраструктуры яхтинга в России может хотя бы то, что в этом году зафиксирован массовое "бегство" яхт из-за границы в Россию. И экономическая (низкий курс валют позволил сделать выгодные покупки в Европе) и международная ситуации способствуют передислокации приписки стоянок яхт.

Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев объясняет повышенный интерес к яхтингу в том числе и влиянием пандемии. Такие преимущества парусного спорта, как экологичность и возможность оставаться в изоляции на свежем воздухе, а также потребность в семейном и активном отдыхе сделали яхтенный туризм максимально привлекательным для аудитории.

Сергей Корнеев, Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Одной из примет "нового времени" стало проведение корпоративных мероприятий на яхтах и других маломерных судах. О развитии такого тренда рассказали участники круглого стола.

Негативными факторами развития отрасли назвали: отсутствие необходимой базы для производства и ремонта судов и недостаточно развитую инфраструктуру.

Об этом с горечью говорят практикующие капитаны. «Стоять негде, ходить некуда» - отметил капитан яхты «Кондор» Александр Григорьев. 

Должны быть созданы условия и для стоянки, хранения яхт, и для комфортного перемещения в другие регионы.

Преимущества зарубежного яхтинга особенно заметны на таком фоне:
«Почти никто из петербургских яхтсменов не ходит в Белое море, потому что нет заправок, нет газа, нет причалов. Причалы на Неве не доступны для маломерных судов: даже если подойдешь — не вылезешь. Заправка сейчас работает по схеме: вышел на сушу, сел в машину с канистрой, поехал за топливом. Так что пока этот вид отдыха только для фанатиков» - рассказал капитан "Кондора".

Александр Григорьев, капитан яхты «Кондор» (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

В дискуссии пришли к выводу, что нет непоправимой ситуации, необходимо перенимать зарубежный опыт, в частности в сфере развития заправок. Не фиксироваться на глобальных стройках, а для начала обеспечить заправками в виде "достаточно небольшой мобильной цистерны или даже нескольких баков объемом от полутонны до тонны. При этом должна быть инфраструктура для оплаты прямо на месте".

Продолжил дискуссию о развитии инфраструктуры яхтинга и капитан яхты «Арлекин» Александр Мухин. По его мнению, "яхтсмену нужно не так и много: место для швартовки, чистый душ, туалет, электричество", и возможность оплаты и наличными, и картой. Оптимальным же видится вариант развития комфортной инфраструктуры, когда днем яхтсмены делают переход, а ночью спят на суше.

Александр Мухин , капитан яхты «Арлекин» (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Развитие подобной инфраструктуры способствует и развитию смежного бизнеса. Так, например, участники дискуссии вспомнили, что строительство одного из причалов в Тверской области дало возможность появлению магазинов с сувенирами, экскурсионного бизнеса, и даже местного винного завода.

Отдельно отметили необходимость развития культуры туризма вообще. Мусорные свалки, неухоженные места стоянок, все это результат не только просчетов государства, но и менталитета российского туриста.

Большое количество островов в агломерации вокруг Санкт-Петербурга и в Ленинградской области должно способствовать развитию частного бизнеса.

Помимо недостаточно развитой инфраструктуры, распространению яхтинга мешает и зарегулированность этой сферы.

«Яхтингом занимаются всюду, где есть вода, т.е. яхтсменов в стране много. Еще больше желающих ими стать. Но может ли яхтсмен прилететь из Новосибирска в Петербург и, взяв яхту в аренду, сам отправиться в путешествие? Нет, потому что его права никто не подтвердит», — объясняет директор по развитию яхтенного порта Форта Константин Кирилл Разумов.


Кирилл Разумов, яхтенный порт Форта Константин (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

PR-директор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексей Жиров отметил опыт Турции по развитию чартерного флота. Он считает, что необходима программа господдержки строительства такого флота. Учитывая успешный передовой опыт строительства спортивных яхт в России, это направление можно и нужно развивать.

Алексей Жиров, Яхт-клуб Санкт-Петербурга (Фото: Антон Кузнецов/РБК Петербург)

Так же недостаточно развитыми являются страхование яхт и спортсменов, оперативная помощь попавшим в сложные ситуации путешественникам.

"Светлое будущее" всё же у отрасли есть. Так считают многие из участников дискуссии. Отдельно отмечают туристический маршрут Санкт-Петербург - Москва. 
Безусловно большие надежды возлагаются на реализацию Концепции развития яхтенного туризма на период до 2030 года, которую Правительство РФ приняло год назад. Так, например, восемь регионов разрабатывают в настоящий момент маршруты, чтобы создать единый "коридор" из Петербурга в Москву. Эти маршруты будут учтены в едином мастер-плане, предусматривающим развитие сопутствующей инфраструктуры.

Помимо мастер плана маршрута Санкт-Петербург - Москва, активное участие в реализации Концепции развития яхтенного туризма принимают Краснодарский край и Республика Крым.

Подытожить дискуссию организованную РБК Петербург можно выводом, что несмотря на различные сложности, участники круглого стола продолжают с оптимизмом смотреть на будущее развития яхтинга.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ Развитие инфраструктуры яхтинга Балтика