Когда речь заходит про яхты, в голове многих людей возникает картинка шикарных многопалубных «посудин», на которых прожигают жизнь миллиардеры. На самом деле, яхты – это не только дорогие игрушки для «сверхбогачей», но и хобби для многих представителей среднего класса. А работают на этом рынке компании малого и среднего бизнеса.
О том, куда движется российская яхтенная индустрия, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель Baikal Yachts Group Сергей Гмыра. Досье. Сергей Гмыра – основатель и директор компании Baikal Yachts Group. По образованию – инженер-судоводитель. В яхтенной индустрии – с 2006 года. Работал в ряде известных проектов по строительству яхт в Турции, Италии, России; прошёл стажировку на всемирно известных верфях в Виареджио. Проект Baikal Yachts Group запустил в 2010 году, компания специализируется на проектировании, строительстве и обслуживании яхт, катамаранов и хаусботов.
Почему яхтенная индустрия важна для общества и для страны. Раньше в России яхтенная индустрия была неким «элитным изгоем» в сфере отдыха и туризма – при том, что в других странах она способствует развитию внутреннего туризма и привлекает людей, которые владеют яхтами за рубежом или приезжают арендовать их на несколько дней или недель. И это не какая-то закрытая ниша, что называется, «для богачей», а достаточно популярный отдых для среднего класса. У нас же каким-то странным образом всё, что связано с яхтами, было возведено в некую отрицательную степень. К владельцам яхт формировалось негативное отношение, а это приводило к негативу и на административном уровне. Например, на ввозимые яхты государство поставило заградительные пошлины более чем в 40%. До сих пор считается, что яхта – это что-то плохое, что это развлечение только для супербогатых людей. А что же в этом плохого? Во-первых, яхты бывают разные, и уже многие представители среднего класса обзавелись небольшим судном. Во-вторых, каждая яхта даёт большому количеству людей возможность работать, способствует развитию береговой инфраструктуры. Кроме того, благодаря развитию яхтенного судостроения совершенствуется производство, приобретается современное оборудование, платятся налоги. Кому от этого плохо? Те же чиновники с удовольствием отдыхают на яхтах, но как только где-то прозвучит про предпринимателя – а у него же яхта! – это почему-то звучит в негативном тоне.
Когда люди спрашивали, где я работаю, на ответ «в яхтенной индустрии» очень часто следовал вопрос: «Что, Абрамовичу яхты строишь?» Нет, я проектировал и строил яхты не для Абрамовича, но делал это для многих других обеспеченных людей, которые вкладывают деньги не только в приобретение яхты, но и в развитие инфраструктуры и территорий отдыха. Благодаря этим людям у нас в стране стали появляться яхт-клубы, а вслед за этим начали облагораживать прибрежные территории, стало чище в акваториях, начала развиваться инфраструктура там, где раньше была заброшенная земля. Во многих странах Европы, в Америке, в Австралии яхтенная индустрия даёт толчок развитию производства, массового туризма и инфраструктуры. У нас же всё локализовалось в яхт-клубах, а потом вообще замерло.
Кто работает в яхтенной индустрии. Владельцы яхт и специалисты, занятые в яхтенной индустрии – это разные категории людей. Многие их путают и считают, что если ты занимаешься яхтами – ты такой же богатый, как и владелец яхты. Но нет, люди яхтенной индустрии – это энтузиасты, это те, кому просто нравится строительство яхт, нравится производство, нравится яхтенная эстетика – красота линий, техническое совершенство, то, как судно элегантно скользит по воде.
Обороты в яхтенном бизнесе довольно большие, но они не концентрируются в одном месте, а распределяются по разным сегментам: кто-то проектирует яхты, кто-то их строит, кто-то поставляет материалы и механизмы, кто-то обслуживает суда и инфраструктуру. Поэтому в нашей индустрии в основном работают компании малого и среднего бизнеса, крупных корпораций, как на Западе, в этой нише в России нет.
Сложности яхтенной индустрии в России
В России много подходящих для яхтенного отдыха водоёмов, но развитие яхтенного туризма всегда упиралось в разные препоны. Например, очень сложно «выбить» землю под стоянки судов через торги. Поставить заправки – ещё одна серьёзная головная боль: оборудованная заправка стоит 20 млн. рублей, плюс ещё 20 млн. нужны на разного рода «стимулирования», чтобы разрешили эту заправку поставить. Поэтому заправки на воде не выгодны для компаний, которые занимаются продажей топлива. Хотя с точки зрения экологии заправки на воде гора горючего вёдрами и канистрами много горючего проливается – и природе наносится гораздо больший ущерб, чем при заправке из шланга. К сожалению, бюрократия и желание заработать на этих вещах превалируют над здравым смыслом. Когда я пришёл в яхтенную индустрию, мы создали «Российский яхтенный союз», пытались организоваться, заниматься нашими проблемами сообща, но всё уперлось в проволочки и невозможность принятия решений. Это был 2009 год – мы опередили время на 12-13 лет.
Что дальше В 2021 году правительство России утвердило «Концепцию развития яхтенного туризма в РФ на период до 2030 года». С точки зрения игроков нашего рынка и яхтсменов, это важный признак того, что на яхтенную индустрию государство наконец-то обратило внимание. Я очень надеюсь, что эта концепция из простого документа превратится в реальный драйвер, который позволит рынку начать серьёзно развиваться и мощно расти. И самое главное – что появятся люди, которые будут отвечать за всё это. Также я надеюсь, что премьер-министр Михаил Мишустин для развития этой концепции создаст рабочую группу, куда войдут не только чиновники, но и представители сервисных и производственных компаний, а также сами судовладельцы, чтобы от них шла дополнительная инициатива и инсайты – что им нужно, как именно и когда. Многие идеи из этой концепции великолепны. Например, очень хорошая инициатива – определить в качестве маломерного судно до 24 метров – как во всём мире, а не как у нас, до 20 метров. Но как все эти изменения будут осуществляться на практике? Недавно мы написали письмо министру промышленности и торговли Денису Мантурову, документ был «спущен» в проектный институт, а он ответил: у вас в Нижегородской области есть объединение производителей, обращайтесь туда, а яхты – это не наш профиль, отстаньте. Будем надеяться, что совместными усилиями мы сможем поднять яхтенную тему на высокий уровень и помочь развитию всего рынка. Было бы замечательно, если б на нас обратил внимание крупный инвестор, если бы образовалось частно-государственное партнёрство, и мы стали совместно работать в этом направлении. Мы строим яхты в России, для российского покупателя, для развития российской инфраструктуры – это важная государственная задача. На прошедшем в октябре 2022 года круглом столе, организованном Морской коллегией, мы поняли, что движение в сторону яхтенной индустрии пошло. И, судя по докладам участников, сложилось ощущение, что всё будет развиваться. Будут и новые марины для яхт, и самих яхт будет появляться всё больше, а значит – всё больше людей будет приобщаться к этому виду отдыха, и больше компаний малого и среднего бизнеса смогут развиваться в этой нише.