Новости информационного портала "Все марины России"

Путь к причалам

Развитие инфраструктуры яхтинга Законодательство Гришин
Уже много лет в яхтенном сообществе, в среде экспертов, в публикациях профильных и прочих изданий в числе главных причин, сдерживающих развитие яхтинга в России, называют невысокий уровень соответствующей инфраструктуры, в частности, повсеместную и катастрофическую нехватку яхтенных гаваней. Об этом не раз писал и MBY, в одной из статей (№ 72, 2021) отметив «Концепцию развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденную Правительством РФ от 14 октября 2021 года (№ 28980‑р). В ее разработке принимал участие Николай Александрович Гришин, эксперт научно-­экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ. А в июне он выступил с докладом «О реализации концепции яхтенного туризма в прибрежных зонах Черного и Азовского морей» на проходившем в Нижнем Новгороде научно-­промышленном форуме «Транспорт. Горизонты развития». По материалам выступления Николая Александровича и его работ подготовлена эта статья.

Интенсивный яхтинг
Среди основных задач Концепции развития яхтенного туризма в России отдельной строкой прописана «Разработка предложений для проектирования объектов яхтенной инфраструктуры и гостинично-­туристической сферы», то есть современных яхтенных гаваней — марин. А уже в первых абзацах говорится о создании «района интенсивного яхтинга». Как показывает мировая практика, если построить ­где-нибудь в береговой зоне моря или реки с хорошими судоходными условиями одну или две марины, они не будут особо привлекательны для яхтсменов из других регионов, пока там не появится район интенсивного яхтинга. Такой район протяженностью, как правило, не менее 100 миль должен включать в себя несколько марин на удалении 20–30 миль друг от друга. Тогда даже не очень опытный экипаж яхты при внезапно начавшемся, к примеру, шторме может рассчитывать на порт-убежище неподалеку, чтобы там переждать непогоду.

Такие программы разработаны Н. А. Гришиным для черноморской и каспийской береговых зон РФ и для Южного Сахалина. В частности, создание инфраструктуры района интенсивного яхтинга предложено для азово-­черноморского побережья Краснодарского края. Надо учитывать, что берега здесь, как правило, открытые, бухт прак­тически нет, и поэтому найти естественное убежище затруднительно. Как следует из заключения экспертов, целесообразно для начала реализовать несколько пилотных проектов новых марин, которые вместе с существующими на побережье морскими портами и маринами позволят сформировать основу каркаса района интенсивного яхтинга, чтобы обеспечить безопасное плавание вдоль побережья.

Российские перспективы
Что и где предлагается в России? Один из проектов, разработанных группой компаний «Альянс Модерн Девелопмент», — марина третьего поколения на 340 стояночных мест в районе поселка Головинка (Лазаревский район Сочи). Интересное решение предлагается для Адлерского района Сочи. Береговой участок моря протяженностью почти 2,5 км сегодня вычеркнут из рекреационного оборота: вся береговая зона примыкает к железнодорожному полотну, потому пройти вдоль берега и воспользоваться пляжами затруднительно. В то же время гидрологические условия позволяют создать там искусственную территорию около 100 га с мариной на 400–500 яхт. Надо заметить, что стоимость искусственной территории на небольших глубинах (по предварительной оценке) ниже рыночной стоимости права пользования существующими земельными участками береговой зоны (свободных, кстати, нет).

Проект марины островного типа, решающий сразу несколько задач, разработан для поселка Хоста. Он преду­сматривает создание общедоступных набережных для горожан и гостей курорта, тогда как сейчас в Хосте почти вся береговая линия «нарезана» между различными ведомственными санаториями, и никто (кроме гостей) доступа к морю не имеет. Это решение показалось привлекательным даже зарубежным инвесторам, но есть и российские, которые активно интересуются возможностью участия в этом и других проектах марин.

Во всем мире марины являются неотъемлемой частью общественных пространств, и в сочетании с набережной они становятся востребованными территориями для людей разных интересов, вкусов и взглядов. Например, сегодняшнее состояние центральной набережной Сочи не может удо­влетворить потребности граждан: она значительно уступает набережным Геленджика и даже некурортного Новороссийска. Есть проектное предложение, по которому будет создана искусственная территория порядка 45 га на глубинах до 5–6 м, что позволит добиться принципиально нового качества набережной и, как фланговую доминанту, в юго-восточной части расположить новую марину. В береговой зоне многих городов мира размещают сразу несколько марин. Что касается Сочи, то проектировщики считают такие решения возможными и необходимыми. Иначе город так и останется с набережной прошлого века.

Подготовлено предложение по созданию марины в г. Дербенте (Дагестан), есть проекты марин и на внутренних водных путях, например в Казани, где сегодня промышленно-­транспортная зона практически отрезала центр города от Волги. Создание искусственной территории с мариной позволит «вернуть» Казани Волгу.

Материализация идей
Большая часть этих проектных предложений изложена в «Концепции устойчивого развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-­Черноморском побережье Российской Федерации», разработанной в 2021 году. Согласно этому документу, только на побережье Черного моря, на участке от Сочи до Анапы, и на восточном побережье Азовского моря число перспективных марин превышает двадцать. Из них функционирует «Сочи Гранд Марина», а гостевая марина «Порт Геленджик» находится в стадии строительства. Остальные… Проектировщики надеются, что работы по сооружению марин следующей очереди начнутся в 2023 году.

Да, путь к яхтенным причалам, вероятно, будет долгим, но его придется пройти, если, конечно, у тех, кто принимает решения, хватит ресурсов, политической воли и желания видеть Россию максимально достойной в области яхтинга и каботажного пассажирского сообщения вдоль побережий. К сожалению, в действующем законодательстве, в нормативно-­правовых актах есть ряд моментов, которые серьезно затрудняют осуществление таких планов, но с этим можно и нужно работать. В реализации проектов должны быть задействованы разные участники, и, соответственно, для них возможны определенные риски. Инвесторы рискуют, финансируя разработку проектной документации, и тут гарантией станут утвержденные программы и целевое резервирование территорий/акваторий, инвестиционные контракты.

Для федеральных/муниципальных структур существует вероятность остановки работ на любой из стадий, и тогда может защитить страховка.

Но разработчики проектов перспективных марин убеждены: их воплощение при комплексном подходе, когда в учет принимаются и экономика, и социальная сфера, и экология, позволит достичь значительного эффекта в развитии береговой зоны и территорий, повышении их туристической или рекреационной привлекательности. А в том, что идеи новых марин горячо поддержит все сообщество российских яхтсменов, можно не сомневаться.

Источник >>