Мечтами о море и парусах в далекие 70-е мальчишек из Нефтеюганска заразил одноклассник Сергей Валяев, переехавший в Югру из Краснодарского края. Уж он-то знал, что значит ходить под парусом, когда не нужен никакой бензин, лишь скорость ветра.
– Я, как и многие, грезил путешествиями, мы с одноклассниками мечтали покорять моря и океаны, понимая, что из Нефтеюганска можно попасть в Карское море, затем Баренцево, а после все – мировой океан, – рассказывает Виктор Тюрихин. – В 1990-м построили свою первую яхточку с самодельными парусами и дошли до Ленинграда, обойдя Скандинавский полуостров. Но настоящей целью стало кругосветное плавание, мы даже лозунг придумали, что из Нефтеюганска можем дойти до Рио-де-Жанейро.
И ведь дошли
Будучи уже взрослыми и состоявшимися, с женами и детьми, югорчане не оставили свой замысел. В 2000-х они приступили к строительству большой яхты под названием «Югра». Есть такая традиция у мореплавателей – называть судно по месту рождения. Сначала сибирские яхтсмены все делали собственными силами. Потом стали помогать спонсоры.
В итоге в 2007 году на воду спустили настоящую красавицу – длиной 14 метров и весом в 20 тонн. Помните высказывание капитана Врунгеля «Как вы яхту назовете»? «Югра» свое имя полностью оправдала. Она побывала уже в двух кругосветках и ни разу не подводила свой экипаж – крепкая и надежная, с суровым северным характером и щедрой душой.
– Характер создает и лодка, и люди. Парни у нас почти все из округа – жители Нефтеюганска, Ханты-Мансийска, Покачей. Профессионалов не было, поэтому учились по ходу дела. Я сейчас посчитал – оказывается, на борту в разное время ходили 50 человек, работа и семьи не позволяют на длительное время отлучаться из дома. Многих уже на лодке обучал элементарным вещам, – вспоминает капитан «Югры».
Да он и сам международные права на вождение морского судна получил уже в пути. Правда, и спрашивают их редко – за несколько лет потребовали лишь в одном порту. Зато всегда нужна страховка.
Первое кругосветное плавание на яхте югорчане совершили с 2008 по 2013 год. Как и обещали, они через Баренцево море достигли Белого. Затем Калининграда, а там уже махнули в Европу. Откуда дошли до Канарских островов и первый раз пересекли Атлантику. В пути «Югра» останавливалась на Таити, в Австралии, ЮАР, Гренаде и многих других экзотических местах.
– За все эти годы в море я понял одно: люди везде одинаковые. Их волнуют семейные заботы, налоги, работа, дом, – говорит Виктор Владимирович. – И везде есть наши соотечественники, которые готовы помочь и поддержать. Например, когда в этом году перестали работать наши банковские карты, а наличку с собой не возьмешь, потому что не знаешь, где, сколько и какая именно понадобится, то помог латыш. К яхтсменам вообще особое отношение, мы ведь не туристы, путешествующие на всем готовом. В открытом море мы можем надеяться только на себя.
«Югра» в Антарктиде
В 2019 году, после длительного ремонта в Турции, «Югра» отправилась во второе кругосветное плавание. Моряки поставили перед собой новую цель – побывать в Антарктиде на российской станции «Беллинсгаузен», в честь 200-летия со дня ее открытия русскими моряками.
– Когда мы шли к станции, там пингвины, морские львы – они не боятся тебя, просто смотрят как на какое-то неведомое существо. Такое вот ощущение рая. Туман, айсберги – очень мне это путешествие запало в душу, – делится впечатлениями член экипажа яхты «Югра» Александр Дружинин.
Югорчане прошли пролив Дрейка, обогнув мыс Горн, который считается самой южной точкой на карте, и для яхтсменов он значит то же, что и Эверест для альпинистов.
В 2020-м «Югра» дошла до Чили. Тогда предполагалось, что это будет двухмесячная остановка – небольшая передышка в длительном путешествии, которая позволит экипажу провести время с семьей. Яхту подняли на сушу, а на борту оставили одного «приглядывающего» Артура Мусина. Но грянула пандемия коронавируса.
– В итоге наш товарищ пробыл там целый год. Причем карантин в Чили был жесткий, Артуру одно время разрешали покидать порт лишь раз в неделю, чтобы купить продукты, – вспоминает капитан Тюрихин. – Когда ситуация изменилась, мы смогли прилететь в Чили. Хотели пересечь Тихий океан, но ковид на островах еще бушевал. Поэтому через Панамский канал вернулись в Атлантический океан. В Испанию, где тоже долго простояли, – там лодка перезимовала. Последний этап кругосветки закончился в конце ноября: мы вернулись в Турцию, откуда стартовали в 2019 году.
Сейчас «Югра» зимует в Турции. За все годы она ни разу не подвела моряков
Космос на воде
Длительное морское плавание Виктор Владимирович сравнивает с космическим полетом: те же экстремальные обстоятельства, замкнутое пространство, а вместо невесомости – постоянная качка.
И люди показывают себя по-разному. Впрочем, у капитана есть на вооружении ряд хитростей, которые создают дружескую и рабочую атмосферу на борту. Во-первых, четкое расписание вахт, чтобы каждый знал: сколько он простоит и когда отдыхать.
– Смены не должны сбиваться в зависимости от ситуации – шторма или штиля, – ведь вахтенный несет ответственность за жизни экипажа и состояние лодки.
Во-вторых, питание. По словам опытного моряка, многие яхтсмены питаются всухомятку и кто когда захочет. Такой бардак не способствует дисциплине и дружеской атмосфере:
– Пусть все взрослые люди, но раздражение в ограниченном пространстве накапливается. У нас же все четко и по распорядку – сколько приготовили, столько и съели. Посуду вымыли, за собой убрали – чистота и порядок.
В-третьих, есть негласное правило, что виноват всегда капитан. Виктор Тюрихин просто запретил членам экипажа делать друг другу любые замечания:
– Сначала скажите мне, если дело стоящее – обращу внимание. А если это личные предпочтения – терпи. В море выживают предусмотрительные и терпеливые.
А еще у югорчан есть необычная традиция – с заходом солнца они смотрят кино. Старые советские комедии, например «Иван Васильевич меняет профессию», «Белое солнце пустыни». Причем члены экипажа, несмотря на то, что фильмов всего 10, каждый раз с нетерпением ждут просмотра. А вот современные фильмы «не зашли». Как объяснил капитан, в море во время качки трудно сконцентрироваться, а в старом кино знакома каждая фраза и действие. Посмотрели. Посмеялись. Настроение друг другу подняли и разошлись по местам.
Этот Новый год путешественники встретят дома – вместе с близкими людьми. Конечно, поздравят друг друга – по телефону, интернету, отправят весточку друзьям с разных континентов. Кстати, морякам пришлось выучить английский язык, чтобы общаться за границей с властями и местными жителями.
А потом… будет еще одно большое путешествие. Морская «Югра» не может без приключений.
Интересный факт
Встречи с птицами в открытом океане – запоминающиеся события.
Во время длительного плавания на борту маленькой яхты не так-то много развлечений. И каждый раз, когда птица садится на палубу, это вызывает всеобщее оживление. Все пытаются ее напоить, накормить и защитить от назойливого внимания своих товарищей.
Часто прилетают сухопутные птицы: стрижи, воробьи и голуби, иногда какие-то неизвестные виды. Часто, обессилев, они падают прямо на палубу. Многие, на удивление, не торопятся сесть – облетают лодку несколько раз, садятся и чуть погодя улетают дальше.
Но чаще всего прилетают морские птицы, некоторые из них почему-то пытаются проехать на яхте «зайцем».
В Тихом океане два дня с моряками плыл молодой баклан, на вид здоровый и полный сил. Ничего не боялся, нагло лез везде и даже позволял брать себя в руки. Днем уходил вперед к мачте, а вечером возвращался на корму и проводил там всю ночь.