В 2022 году по рекам и каналам Петербурга перевезли 3,4 млн человек — это на 600 тыс. больше, чем в допандемийном 2019 году, следует из данных Ассоциации владельцев пассажирских судов. И это только официальная статистика, реальные цифры могут быть выше, говорят участники круглого стола РБК Петербург «Водный туризм в Петербурге: итоги сезона». Как увеличить это число еще минимум на 10%, несмотря на очереди в каналах, и какие сегменты водного туризма до сих пор не восстановились и требуют дополнительного внимания — в материале РБК Петербург.
Погода и опыт выживания
Петербург завершил сезон речной навигации с рекордными результатами — 3,4 млн человек. «Показатель текущего года превышает и допандемийный уровень: в 2019 году объем перевозок составил 2,8 млн человек», — отметил начальник службы регулирования движения судов ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Алексей Сидоров.
Алексей Сидоров (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
Кроме того, повысилось количество речных круизных пассажиров, прибывающих в Петербург. По словам Алексея Сидорова, в этом году на Речной вокзал, в Уткину заводь и на Соляной причал прибыло почти 80 тыс. пассажиров из разных регионов России против 60 тыс. человек в прошлом году.
Генеральный директор одной из крупнейших пассажирских судоходных компаний Петербурга Юрий Набатов полагает, что реальные цифры могут быть выше официальной статистики: «Насколько мы знаем, одна из компаний-коллег перевезла более 800 тыс. пассажиров, мы перевезли 1,15 млн. То есть, только две компании перевезли 2 млн человек».
Юрий Набатов (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
В целом, по оценке Набатова, пассажиропоток на 20-30% превысил показатели «эталонных» 2018-2019 годов. Масштабы роста подтвердила и замгендиректора другой крупной судоходной компании Мария Команюк: «У нас на 45% больше перевезенных пассажиров по сравнению с 2021 годом, на 25% по сравнению с 2019-м».
Ключевых факторов роста, по мнению Юрия Набатова, было два: хорошая погода и опыт работы в «ковид», когда судоходные компании научились максимально эффективно загружать флот. Были и сдерживающие факторы: например, из-за снижения грузооборота на Неве реже разводили мосты, и только к сентябрю пассажирские судоходные компании добились регулярных «туристических» разводок.
Восстановились не все
В то же время, как отметил генеральный директор водного экскурсионного агентства Владимир Филиппов, нужно разделять показатели по разным видам водного туризма. По его словам, есть пять направлений, которые практически не пересекаются между собой. Первое — скоростные метеоры, которые работают как транспорт из точки А в точку Б. Второе — неорганизованные туристы, которые самостоятельно записываются на водные экскурсии. Третье — организованные группы, четвертое — банкетное обслуживание на судах и другие мероприятия, пятое — прогулки на небольших персональных катерах.
По мнению Филиппова, основной рост произошел по направлению неорганизованного экскурсионного туризма. «По группам еще далеко до восстановления к уровню 2019 года. Крупные компании, которые катали иностранцев, частично переключаются на соотечественников, но не все смогли», — сказал он.
Владимир Филиппов, (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
Маломерные суда — особый сегмент. Как рассказал председатель совета Ассоциации владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга Александр Камелин, мало кто из владельцев маломерных судов официально занимается коммерческой деятельностью. «Их 0,2% от всей численности, порядка 120 судов, но при их возможности перевезти до 11 человек, они востребованы», — сказал Камелин.
Александр Камелин (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
Остальные владельцы небольших катеров, парусных и моторных яхт, в основном, держат их для собственных нужд. И это тоже отдельный сегмент водного туризма, потенциал которого в Петербурге до сих пор не раскрыт. «У нас практически остановился въездной/выездной туризм, въездной — к нам никто не ходит. Если в Хельсинки, в Таллинн приходит по 15 тыс. парусных судов и моторных яхт, то у нас в лучшие годы было 5-10 заходов. А что касается внутреннего туризма, здесь не будет роста, пока не будет причалов, заправок, пунктов технического осмотра и так далее», — подчеркнул эксперт.
Исполнительный директор института аква-территориального планирования Андрей Лаппо рассказал о проекте по увеличению потока яхт, разработанному институтом, но пока не реализованном. «Для этого надо развить инфраструктуру и внести корректировку в законодательство. Сейчас у нас внешнего потока нет, но остались точки в акватории Финского залива, которые можно развивать. Наш Финский залив, 90 миль до границы, дает возможность для 10 вариантов яхтенных маршрутов. Надо открыть острова для захода маломерного флота, надо ввести понятие «зеленая стоянка», чтобы не везде швартоваться к причалам, которых нет и не будет. Надо пропагандировать, приобщать наших горожан к яхтенному туризму», — призвал эксперт.
Андрей Лаппо (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
В свою очередь, член экспертного совета профильной комиссии по туристской индустрии Петербургского ЗакСа Сергей Ковалев отметил, что для развития яхтенного туризма нужны масштабные законодательные изменения. «Мы подготовили предложения касательно порядка 30 нормативных актов, чтобы ситуация с малым флотом стала улучшаться», — сказал он.
Сергей Ковалев (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
Новые маршруты с новыми судами
Впрочем, и у водно-экскурсионного туризма, который в этом году побил допандемийные рекорды, эксперты видят задел для роста. По оценке председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергея Корнеева, потенциал дальнейшего развития внутреннего водного туризма составляет порядка 10%. «Это будет зависеть от новых категорий туристов: если мы сможем принимать семейных туристов, молодых путешественников», — отметил он.
Сергей Корнеев (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
Поскольку новых рек и каналов в Петербурге не появится, а на входе в каналы порой и сейчас образуются очереди из экскурсионных судов, дальнейшее развитие должно идти за счет новых продуктов, полагают эксперты, и за счет повышения их качества.
«Мы получили колоссальный прирост количества российских туристов. А насколько выросло количество экскурсоводов, которые его обслуживают, качество того материала, которое они дают? И это лишь один из аспектов устойчивого развития», — подчеркнула генеральный директор института аква-территориального планирования Лариса Данилова.
Лариса Данилова (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
В свою очередь, Мария Команюк отметила растущую популярность маршрутов hop-on — hop-off, которые становятся альтернативой общественному транспорту. «К нам поступили запросы по разработке единого билета для этих маршрутов», — рассказала она. Аналогичная ситуация с паромной переправой от спуска со львами на Петроградскую сторону — пассажиры интересовались приобретением абонементов.
Мария Команюк (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
Еще один вариант развития — выход за пределы исторического центра. Набирают популярность направления как вверх по Неве — к экспозициям музея «Прорыв», посвященного блокаде Ленинграда, и крепости Орешек, так и вниз — к Финскому залив, «Лахта центру», в сторону Петергофа, Стрельны, Кронштадта и т. д. При этом, как уточнил Юрий Набатов, для выхода в залив нужен специальный флот.
Важность обновления флота как ключевого условия развития внутреннего туризма подчеркнул и генеральный директор судоходной компании Юрий Штрамбранд. «Основная часть флота, который используется в Петербурге, построена в 70-80-хх гг. Он не соответствует современным требованиям. Первоочередная задача на перспективу 5-10 лет — это замена флота. Но для этого нужны понятные правила игры, требования, которые должны утверждаться муниципальными и федеральными властями совместно с бизнесом», — отметил Штрамбранд.
Юрий Штрамбранд (Фото: Роман Киташов/РБК Петербург)
«Очень важно, что судоходные компании не перестают разрабатывать новые маршруты», — подчеркнул, в свою очередь, Сергей Корнеев. «Петербург — это живой, динамичный город, в котором появляются точки притяжения, то, что мы называем новой туристкой географией Петербурга. Важно, что появляются новые маршруты, которые связывают классический и современный Петербург — например, исторический центр города с Севкабелем. Это новое прочтение Петербурга. Это новая аудитория», — заключил глава Комитета по развитию туризма.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.