Новости информационного портала "Все марины России"

Как мы переехали на яхту с детьми и она стала нашим вторым домом. Часть 2

Личный опыт Спортивные мероприятия. Путешествия
С какими сложностями столкнулись

Поскольку яхта — это дом, который погружен в соленую воду, в первую очередь мы боремся с коррозией металла и ржавчиной, сыростью, плесенью, соленостью.

Коррозия и ржавчина. Бытовые металлические предметы, например краны, надо протирать раствором лимонной кислоты, потому что образующийся соляной налет со временем разъедает и деформирует сталь. От ржавчины используем специальные средства, например WD-40. В среднем 0,1 л стоит 400 Р.
Чистка, покраска и ремонт судна в Колумбии

Сырость. В холодное время года в Южном океане по стенам ручьями течет конденсат. После похода в Антарктиду и зимовки на 55-м градусе южной широты на Огненной Земле стены и полки неэстетично облезли. Придя в ЮАР, мы сделали косметический ремонт, ошкурили старый лак и покрыли поверхности новым. Три дня пришлось ночевать у друзей, пока все сохло.

Плесень. Для борьбы с ней у нас в хозяйстве всегда есть трехлитровая бутыль с уксусом, которым мы пропитываем тряпку, когда вытираем пыль. Не могу сказать, что его сильно боятся грибы, но хуже точно не будет. А вот средства с хлором точно не подходят для деревянной обшивки: мало того что они нарушают структуру древесины, так еще и вредны для человека.

После зимовки на юге Патагонии мы рассказали в блоге, как из дна кровати начали расти белого цвета грибы, и получили в подарок от подписчика раствор фунгицида. Пропитали им все не покрытые лаком деревянные и фанерные поверхности, отчего плесень действительно сдала свои позиции.

Посуду и еду сразу после использования надо мыть, сушить и укладывать в шкаф, иначе на ходу все посыплется под ноги, предварительно заплесневев. Если фарфор будет стоять в закрытом шкафу, помытый соленой водой, на нем тоже начнет расти плесень, которая будет выглядеть как пыльный влажноватый налет.
Плесень напоминала белый ковер из инея

Соленость. Очень важно для уютной и комфортной жизни избавляться от соли. Это непросто с учетом того, что соль приносит не только вода, но и ветер, да и сам воздух содержит соляную взвесь. Для дыхания это прекрасно, для интерьера — не очень.

После купания необходимо суметь хорошо помыться малым количеством пресной воды. Мы вытираем тело полотенцами только после пресного душа и полощем все — от купальников до посуды и случайно залитой из приоткрытого люка постели. Чтобы плавучий дом не замусолился, важно не просаливать диваны, подушки, кровати.

Соль впитывает влагу и способствует росту плесени, а полки и постель мокнут. Например, если обрызганное морем белье лежит в сумке для стирки несколько дней, просоленные места покрываются черными точками. Мы с Настей строго следим, чтобы после купания в море никто не садился на диваны и кровати. А придя к берегу из перехода, лучше потратить 200 л пресной воды для мытья палубы и уборки внутри, чем потом пытаться избавиться от плесени.
Плюсы и минусы жизни на яхте

Сначала расскажу о минусах.

Походная жизнь. У земного человека яхта ассоциируется с роскошью. В подавляющем большинстве случаев это не так. Львиная доля мировых круизеров — это средний класс, пенсионеры и люди с невысокими доходами. Когда живешь на яхте, ты все время немножко в походе.

Проводя отпуск на яхте, я воспринимала ее пространство как турист: «Вау, какая прикольная кабинка, а я сюда влезу?» Картинка из рекламы с красивыми бухтами, ужины в увитых плющом кафе — это тоже про туризм. Переехав в лодку навсегда с детьми и чемоданами, мы оставили в прошлой жизни все: родных и друзей, сдали чужим людям родной дом, научились жить без медицины, детского сада и школы под боком. В жизни больше нет места полноценному шопингу, кофейням с подружкой и разговорам за рюмкой чая с лучшим другом.

Практичность вместо красоты. Я не ношу золотых украшений и дорогих аксессуаров. Причина проста: в ЮАР, странах Латинской Америки и некоторых других драгоценности носить небезопасно, а яхтенный замок легко открывается шпилькой, потому на яхте золото и бриллианты лучше не хранить. У меня нет каблуков и красивых платьев, да что там, обычной деловой одежды тоже нет, потому как ее негде хранить, а гладить часто нечем, негде или некогда.

Не всегда есть возможность посмотреть страну. Говорят, яхтсмены — это люди, которые в красивых местах чинят свою яхту. Во многом это так и есть. И человек, вырвавшийся из каменных джунглей в отпуск на пару недель, видит больше достопримечательностей и злачных мест, чем яхтсмен, который стоит в красивой бухте последние полгода.
Постоянная борьба с сыростью. Следовательно, также борьба с плесенью и «запахом яхтсмена», когда все вещи пахнут болотной тиной. Последнюю напасть нам удается побеждать частым проветриванием и пассивной дезодорацией: в каждом шкафу лежат ароматизированные свечи и палочки.

Но для нас плюсы перекрывают все минусы:

  1. Можно добраться до любой точки мира в собственном доме.
  2. Мы не зависим от расписаний, гостиниц и транспорта. Не нужно тратить деньги на жилье и авиаперелеты, заселяться, выселяться, паковать и таскать чемоданы.
  3. Даже от политики зависим куда меньше, чем другие путешественники. Главное — знать список стран, куда пустят на яхте.
  4. Еще по всему миру у нас друзья, а география для детей измеряется приключениями, жарой или холодом и днями пути, скажем, от Африки до Австралии.
Юнга читает в своей каюте в водах Африки
Дети рассматривают айсберг близ Антарктиды
Географию дети изучают не только по учебнику, но и опытным путем
Расходы

В мировой практике есть устоявшаяся сумма всех затрат яхтсмена, постоянно живущего на яхте, — это 500 $ на человека плюс столько же на яхту. В последние годы мы ходили по сложным водам, где амортизация больше. В щадящем режиме путешествий можно обойтись без дополнительных 500 $ на яхту. Если переводить в рубли по сегодняшнему курсу, получается по 35 000 Р, а всего на нашу семью выходит 175 000 Р. Сюда входят абсолютно все затраты на семью и яхту за месяц.

Перечислю основные статьи расходов.

Ремонт яхты и парусов — в основном это покупка запчастей и замена старых парусов на новые. Почти все ремонты мы делаем сами, следовательно, экономим на услуге.

Стоянки в маринах, стоимость зависит от сезона, места и может составлять 300—15 000 Р в сутки. Самая дорогая стоянка стоила нам около 3000 Р в сутки. Когда мы застряли на год в Австралии из-за пандемии ковида, стоянка яхты в марине обходилась в 1000 австралийских долларов в месяц, это 50 000 Р. Но поскольку пребывание там от нас не зависело, Андрею удалось немного снизить цену. Стоять на якоре — бесплатно.

Визовые сборы. Их размер и порядок уплаты зависит от страны. За восемь с половиной лет наших морских путешествий заранее приходилось получать визы в Шенгенскую зону, Французскую Полинезию, Австралию и Новую Зеландию.

Запомнился процесс с Французской Полинезией. За трехмесячную туристическую визу заплатили только пошлину — около 500 Р с каждого взрослого. Получали ее в испаноязычной Панаме. Поэтому необходимый перевод документов с русского на испанский, а затем на французский стоил 120 $, то есть около 8000 Р, — значительно дороже визы.

Остальные визы выдаются на месте по приходе. Сбор может составлять от 300 Р на человека.

Еда. Закупаем в обычных магазинах и на рынках, постоянно пополняя запасы провианта. Самые дорогие продукты были в Полинезии, где цены примерно вдвое, а то и втрое выше российских.

Еще дорого в Австралии, но там, если знать пути, многое можно получить дешево. В больших супермаркетах проходят регулярные распродажи продуктов, и скидка может составлять до 50%. Важно знать, в какие дни недели каждая сеть снижает цены. На фермерских рынках можно купить яблоки по 50 Р за 1 кг при их обычной стоимости 200—250 Р. На таких рынках в разные дни могут «выбрасывать» разные продукты.

Есть Красный Крест, в который можно обратиться, — если эта организация сочтет запрос правомерным, она выдаст продукты в рамках гуманитарной помощи. Мы так не делали, но знаем тех, кто подавал запрос.

Медицинское обслуживание и стоматология. Цены разные, в основном близкие к российским ценам на платные стоматологические услуги.

Исключение — Австралия, где, если у вас нет страховки, лечение обойдется в космическую сумму. Мы лечили там Насте сложный зуб с несколькими каналами, пульпитом и прочими неприятностями, что обошлось нам в 1700 австралийских долларов. По тогдашнему курсу это было около 80 000 Р.

Австралийцы, которые не получают страховку от работодателя, уезжают на пару недель на Бали, там живут, отдыхают и лечат зубы. И вся поездка обходится дешевле, чем если бы они лечили зубы в своем городе.

Одежда и прочие вещи. Поскольку места для хранения одежды мало, да и требуется ее меньше, то и траты ниже, чем дома. К примеру, в Австралии мы покупали одежду в секонд-хенде. Поскольку это богатая страна, в подобных магазинах можно найти неношеные джинсы с этикеткой за 5 австралийских долларов, то есть примерно за 200 Р.

Резюме

Мы прожили на нашей «Леди Мэри» более восьми лет, из которых последние пять ни разу не были в родной стране. 26 ноября 2021 года завершили рекордную парусную кругосветку на острове Таити, по Южному океану в обход всех южных мысов планеты с заходом в Антарктиду. Таким маршрутом не ходил ни один экипаж с детьми в мире за всю историю.

С Таити мы направились в Россию и 26 апреля 2022 года причалили в порту Владивостока, закончив тем самым морской этап уже второй кругосветки. Путь от Владивостока до Черногории прошел по земле. Сначала это было автопутешествие Новосибирск — Москва — Черногория, а в конце пути — автопробег Владивосток — Новосибирск. На протяжении всего маршрута мы останавливались в разных городах и провели около пятидесяти открытых встреч с путешественниками, подписчиками, членами Русского географического общества и всеми, кто хочет исполнить свою мечту.

За восемь лет жизни на яхте мы дважды обогнули Землю, прошли по океану около 65 тысяч морских миль — это более 120 тысяч километров. Пересекли все океаны, кроме Северного Ледовитого, а Тихий и Атлантический — дважды. Побывали на всех континентах и в 36 странах. Этот опыт жизни среди разных культур не заменишь никакой теорией и наблюдением через монитор. Мы поняли, что мир доступен и дружелюбен, если ты тоже несешь добро.

Бронхиальная астма Насти отступила, и даже в холодное время года нет никаких проблем. Ни во время похода в Антарктиду, ни во время зимовки под 55-м градусом южной широты здоровье дочку не подводило. Нынешним летом Настя уже работала матросом на парусной шхуне в Северном Ледовитом океане и об астме не вспоминала.

Сейчас мы с детьми зимуем в Сибири, девочки учатся, а я пишу книгу. Капитан вышел из Владивостока на «Леди Мэри», чтобы отремонтировать ее на Филиппинах, а потом улетел в Австралию для участия в яхтенном проекте на несколько месяцев.

Когда заработаем на ремонт и починим яхту, думаем завершить вторую кругосветку морем. На этом пути — от Филиппин до Средиземного моря через Индийский океан — мы планируем брать на этапы тех, кому хочется морской практики.
Скоро «Леди Мэри» снова отправится в путь
Дети уже с нетерпением ждут новых странствий

Как повторить наш опыт переезда на яхту

  1. Понять, для чего вам это. Если собираетесь жить дома, а на яхте выходить во время отпуска, надо продумать, где ее хранить, и оценить финансовые возможности. Потому как на длительный срок судно оставляют на платной стоянке, чтобы за ним был присмотр. Если переезжаете на яхту надолго, будьте готовы пожертвовать привычным комфортом в пользу свободы, которую дает дом, перемещающийся в любую точку мира.
  2. Перед покупкой надо побывать на яхтах разного типа, по возможности выйти в море на них. Изучить все что можно на эту тему в интернете и при общении с яхтсменами. Помните, что вы выбираете себе дом, который не стоит на твердой земле, и вы не можете быть новичком в этом вопросе.
  3. Размер и год выпуска яхты определяют цену. Прикиньте бюджет и силы, деньги, которые вы готовы вложить. Мы знаем людей, которые купили за 100 000 Р фактически корпус с мачтами и около года самостоятельно восстанавливали его до жилого и мобильного состояния. Для четырех человек комфортна яхта около 12 метров. Если позволяют деньги и не собираетесь пускаться в экстремальное плавание по Южному океану и штормовым широтам, но хотите жить и отдыхать в красивых бухтах на якоре, рассмотрите катамаран.
  4. При выборе яхты обращайте внимание на киль. Я бы не выбрала лодку, где самая тяжелая часть яхты не составляет единого целого с корпусом, а привинчена к нему на болтах, потому что от их крепости зависит жизнь экипажа.
  5. Выбор парусного вооружения и оснащения — вопрос стоимости и предпочтений. На нашей яхте две мачты, что позволяет сделать грот-парус меньшего размера, так как есть еще и маленькая бизань — парус на второй мачте. Раз паруса меньше, их легче поднимать и спускать ручными лебедками. Еще две мачты позволяют нести разные комбинации, чтобы добиться оптимальной скорости и стабильности на волне в зависимости от погоды.
  6. Переезжая жить на яхту, вы должны уметь починить все — от двигателя и парусов до собственного тела, то есть уметь оказывать первую помощь. Ведь, отойдя от берега, вы сами несете ответственность за все, что случится: здесь не поймаешь на трассе машину, чтобы вас завели или дотянули до мастерской. Если не умеете или не готовы учиться ремонтам, потребуется механик — либо придется парусить и отдыхать только рядом с обитаемым берегом.

Источник