Капитаны «Силы ветра» (проект обучает ходить под парусами и организовывает экспедиции на яхтах) Алексей Егоров и Андрей Кипятков ушли в кругосветное путешествие год назад и сейчас стоят где-то посреди бирюзовых вод Карибского моря. Привет на родину они передают посредством своего YouTube-канала «Кругосветчики». По просьбе РБК Life журналист Кристина Резникова созвонилась с ними по Zoom и разузнала об всем подробнее: сколько денег нужно на жизнь под парусом, без каких вещей не обойтись и когда они планируют вернуться.
О подготовке — Каково это — бросить все (особенно на фоне высокой скорости жизни, диджитализации, FOMO) и уйти в кругосветное путешествие? Тяжело ли далось это решение? Андрей: Это было закономерное продолжение моего постепенного отдаления от цивилизации. К началу кругосветки мы уже пять лет работали капитанами на разных регатах и поставили перед собой цель как можно чаще находиться в море. Я понимал, что потратить два-три года на то, что заведомо кардинально тебя изменит и принесет новый опыт, — это стоящая трата времени. Путешествие пришлось перенести на год из-за пандемии. Так что к моменту выхода нам уже легко было отказаться от цивилизационных благ.
Личный архив
Алексей Егоров и Андрей Кипятков. До того, как стать капитаном и уйти в кругосветку, Алексей работал моушен-дизайнером, а Андрей занимался проектным менеджементом — Вас вдохновляли какие-то другие персонажи, которые ходили в кругосветку на яхте? Алексей: Контента по кругосветке оказалось не так много. Мы ориентировались на выпуски Андрея Невзорова (капитан, который рассказывает о жизни под парусом.— РБК Life) на YouTube и вдохновлялись малоизвестным документальным фильмом Chasing Bubbles — про американского биржевого брокера, который бросил все и отправился в кругосветное путешествие на яхте. Еще одна классная мотивирующая история рассказана в книге Криса Ларсена Monsoon Dervish. — Как вы готовились? Физическая и моральная подготовка, обучение? Андрей: У нас были громадные планы — пройти курсы выживания, сварки, ремонта, первой помощи. В итоге многому приходится учиться в процессе и штудировать библиотеку, взятую на борт. У меня есть некоторые базовые медицинские знания, и пока мы успешно на них выезжаем. Также обмениваемся знаниями друг с другом. А вообще, в кругосветке пригодятся любые навыки. Личный архив
За год ребята прошли через Атлантику и сейчас остановились на Мартинике. Кругосветное путешествие — это не только про постоянное движение по воде. «Кругосветчики» много времени проводят на суше, осваивая новые для себя места, до которых вряд ли бы добрались при других обстоятельствах — Но ведь есть обязательная база? Андрей: Определенно надо уметь управлять яхтой, а еще обладать техническими знаниями, потому что в лодке постоянно что-то ломается и необходимо проводить ремонт. Но куда важнее ментальное здоровье и личные качества: стрессоустойчивость, сообразительность, адекватность, быстрая реакция, навыки стратегического мышления.
О яхте и необходимых вещах
— Как вам досталась эта яхта? Алексей: Мы начали поиски еще до пандемии и потратили на это год. Изначально было найдено несколько яхт в Норвегии, Италии и Испании. Только собирались их посмотреть, как вдруг границы начали закрываться из-за ковида. К активным поискам мы вернулись только через полгода. В это время участвовали в регатах и искали яхту через сюрвейера — это человек, который занимается техническим контролем и может за вас оценить качество транспортного средства. В итоге яхту мы все же нашли самостоятельно в Испании. Изначально она стоила €80 тыс., но нам повезло приобрести ее за €62,5 тыс. Услуги сюрвейера тоже влетели в копеечку. Инфографика: Светлана Прохорова / РБК
— По каким параметрам вы ее выбирали? Андрей: Мы старались выбирать максимально большую яхту из возможных, которые подходили нам по финансам. Сейчас у нас с собой около 600 л пресной воды и 300 л топлива, с которым можно выходить в океан, если вдруг стихнет ветер или сломается мачта. Таких объемов хватает на пересечение Атлантики. — Сколько средств ежемесячно уходит на жизнь в кругосветке? Алексей: Самая непрогнозируемая вещь — это ремонт судна. Но помимо этого, мы тратим примерно €300 на двоих, когда на яхте нет попутчиков (к нам можно присоединиться на любом отрезке кругосветки, оставив заявку в Telegram-боте). В сущности, деньги уходят только на еду. За стоянки в маринах мы не платим, поскольку стоим на якоре; воду не покупаем, а набираем в источниках; дизель не тратим, так как ходим под парусами и можем больше месяца протянуть на одном баке.
Личный архив
На яхте «кругосветчиков» три каюты: одна рассчитана на трех человек, две — на двух человек. Большая каюта совмещена с кухней, на которой есть, например, подвесная плита, чтобы можно было готовить при разных кренах лодки — Есть что-то, что вам резко понадобилось в путешествии, а вы даже спрогнозировать это не могли? Алексей: Швейная машинка. Мы недавно порвали парус, и нужно было его зашить. Нам предложили машинку взаймы, но сейчас находимся в поисках собственной. Андрей: Да, мы взяли с собой только иголки и нитки. Дыру, которая образовалась в парусе, пришлось бы зашивать неделю. — А что обязательно нужно взять? Алексей: Хорошие шорты. Андрей: Я рад, что есть лонгборд. На нем можно посмотреть окрестности, когда выходишь на берег. Гитара и любой музыкальный инструмент — прекрасная вещь для досуга. Алексей: Меня также спасают блокноты — для ведения дневниковых записей, зарисовок и в целом как пространство для творчества. И еще, наверное, без ноутбука было бы тяжело.
О маршруте и дедлайне Инфографика: Светлана Прохорова / РБК
— Что вообще из себя представляет кругосветка? Алексей: Мы уже несколько месяцев стоим на Мартинике (остров в Карибском море между Северной и Южной Америкой, который относится к Малым Антильским островам. — РБК Life) и периодически уходим отсюда в экспедиции на соседние острова — либо в свое удовольствие, либо для того, чтобы забрать попутчиков. Но сейчас расслабленный этап походит к концу, мы начинаем более интенсивное движение по географическим точкам. Андрей: При этом мы можем остаться в любом месте столько, сколько захотим — ограничения только в нашей голове (хотя, конечно, влияют еще и погодные условия). Решили, что не хотим никуда торопиться, поэтому провели на Мартинике целый сезон ураганов — и это было отличным решением. Кругосветку необязательно идти на скорость. Можно где-то стоять дольше и тем не менее все успевать — изучить остров, отремонтировать лодку, купить что-то необходимое. — Был ли дедлайн по кругосветке изначально? Андрей: Два года, но это уже нереально, да и нет такой цели. Сейчас мы пониманием, что проведем в путешествии как минимум три года, и то не факт. Мы не пытаемся поскорее пройти мир — нам интересно посмотреть места, в которые никогда не получилось бы добраться другими способами. Условно, сейчас у нас вместо ног выросла яхта, которая позволяет легко, комфортно и сравнительно бюджетно попасть куда угодно.
Личный архив
К «кругосветчикам» можно присоединиться на любом этапе их путешествия. Достаточно написать в Telegram, однако нужно быть готовым к тому, что придется не просто путешествовать, но и полноценно помогать — Кругосветка — это определенный исторически и географически заданный маршрут? Или все сугубо индивидуально и зависит исключительно от пожеланий путешественника? Алексей: Формально кругосветкой считается пересечение всех меридианов. Как это ни удивительно, но вариантов кругосветок существует немного. Наш вариант принято называть «Бархатным» — мы держимся экватора и примерно 0 градусов широты. Можем нырять из полушария в полушарие и следовать за погодой или сезонностью. Частности вроде отдельных островов — уже на наш вкус. Еще есть разновидность этой же кругосветки, когда Южную Америку огибаешь снизу, через пролив Дрейка (один из самых опасных маршрутов), а в Южной Африке проходишь через мыс Доброй Надежды.
О финансах и феврале — Где вы успели побывать до Мартиники? Андрей: Мы вышли в кругосветку из Испании, где покупали яхту, прошли через Гибралтар, Мадейру и Канарские острова. Тогда зимой в море было достаточно прохладно. Затем уже спустились к экватору и пересекли Атлантику. — Получается, что февральские события вы встретили в самом начале путешествия. Как они на вас повлияли? Алексей: Вся ситуация полностью открылась нам на Барбадосе. В феврале сразу посыпалась вся наша финансовая модель. Мы распрощались с партнерами, с которыми у нас тогда только началось многообещающее сотрудничество. Также были заблокированы наши карты, а денег, которые получилось обналичить, хватило всего на пару дней. У нас оставались какие-то запасы еды и воды, приходилось рассчитывать, на сколько их еще хватит. В общем, было много стресса.
Личный архив
Егоров и Кипятков не только ведут YouTube-канал, но и присылают тем, кто следит за их путешествием, «кружочки» в Telegram. Мобильная связь не берет только при переходе через океаны — Как вам удалось выйти из ситуации? Андрей: Мы все еще в ней. Яхтинг — дорогая вещь. Сейчас мы можем позволить себе пообедать в кафе, а тогда на Барбадосе не хватало денег просто на покупку еды. Ведь перед отправкой мы потратили около €12–13 тыс., чтобы полностью подготовить лодку, купили кучу запчастей, думая, что доберемся до острова и наши партнеры переведут нам первую по договору сумму, на которую можно будет жить в дальнейшем. Партнеров больше не было, да и переводить деньги больше было некуда. Так что какое-то время еще придется выходить из сложившихся обстоятельств. — Можно чуть подробнее о партнерах? Кто они и какие у вас договоренности? Алексей: Оставшиеся партнеры — это мебельная фабрика и компания, обеспечивающая нас устройствами для спутниковой связи. К моменту перехода через Атлантику у нас также были договоренности с косметическим брендом и велись переговоры со страховой фирмой. С поиском партнеров и медийным освещением вызвалась помочь «Сила ветра», с которой мы очень дружны — именно здесь получили свои шкиперские лицензии, вместе обошли множество акваторий. Финансовая модель выглядит как рекламная интеграция в серию сериала «Кругосветчики» на YouTube или съемка отдельного ролика на релевантную нам тему. Но то, что сейчас реально держит нас на плаву (во всех смыслах), — это попутчики, которые приезжают на несколько недель и вливаются в наш кругосветный быт. Они помогают ухаживать за лодкой и придумывать интересные приключения — например, строят с Андреем бар на Барбадосе.
Личный архив
На пути у «кругосветчиков» — дикая природа, красивейшие закаты и даже пение китов. По их признанию, ко многому быстро привыкаешь, но все же некоторые вещи все еще способны вызвать удивление и восторг О визах и связи — Хочется еще немного затронуть технические аспекты путешествия. Например, нужны ли визы в страны, если ты добираешься в них по воде? Андрей: На нашем маршруте визы в основном не нужны, разве что в средиземноморские страны и Гибралтар. Но по факту необходимости в них вообще нет — когда ты проходишь по морю, ты спокойно можешь ставить лодку на стоянку и выходить в город. Мартиника — это французская территория. У нас сейчас есть визы, но раньше мы спокойно проходили сюда и без «шенгена». — Где вообще нет связи и сколько времени вы проводите вне зоны доступа? Андрей: Переходов, когда совсем нет связи, всего три — по количеству океанов. При переходе через Атлантический океан связи нет 21 день, через Тихий — 30 дней, через Индийский — 18–20 дней. Все остальное время связь плюс-минус есть. Кругосветка в океане — это, по сути, отпуск: лодка уже подготовлена, ничего делать не нужно. Смотришь на закаты, читаешь книги — настоящий рай. Проблемы, а с ними и необходимость в связи, начинаются тогда, когда ты пришвартовываешься к цивилизации.
Личный архив
На сушу ребята заходят и во время неблагоприятных погодных условий. Например, на Мартинике они переждали сезон ураганов
О целях кругосветки — Чем уникально именно ваше путешествие? Алексей: Мне оно кажется уникальным потому, что мы — эдакие ролевые модели. Люди из мегаполиса, которые работали в классных компаниях, строили карьеру и бросили все это в пользу капитанства (Алексей работал моушен-дизайнером, Андрей занимался проектным менеджементом. — РБК Life). Мне по-прежнему сложно воспринимать этот контраст между тем, кем мы были, и кем становимся в процессе этого путешествия. Даже в современном технологичном мире, завязанном на диджитализации и нетворкинге, оказалось несложно перепрыгнуть по другую сторону бытия. Андрей: Нам нравится рассказывать про яхтинг. Кажется, он сильно на нас повлиял и подарил очень крутой период в жизни. Можно быть офисным работником, а потом отправиться на лодке в океан. Необязательно быть кем-то одним. И об этом мы хотим рассказывать всему миру. Во многом именно поэтому ведем YouTube-канал и планируем снять документальный фильм, вдохновленный Chasing Bubbles. — Можно ли сказать, что своим путешествием вы пытаетесь сделать кругосветку общедоступной практикой, демократизировать? Андрей: Целью может быть не только кругосветка, а сама жизнь на лодке. Например, порядка 200 россиян проживают на Карибах, путешествуя между островами. Так что необязательно ставить перед собой спортивные цели, можно просто переехать на лодку. Такая жизнь многим по вкусу, ведь это, повторюсь, рай.
Личный архив
Впереди у ребят еще огромный отрезок пути, в том числе Индонезия и Египет. Вернуться они планируют в одну из точек в Средиземном море — Самые поразительные места, в которых вы были за время кругосветки? Андрей: У нас уже немного сдвинулось представление о прекрасном, потому что ко многим вещам быстро привыкаешь: красивые закаты, стаи дельфинов — это норма и будни. Сложно выбрать, но мне понравилась обратная сторона Мартиники — с северо-востока. Это Атлантический океан, ветры и громадные рифы, зато там нет лодочного столпотворения, приятная дикая природа, куча рыбы, национальные парки. Это совсем другая Мартиника. Алексей: Я бы обозначил Барбадос как явление. Это бедная страна, но люди там очень открытые, вежливые, они просто так идут на контакт и окружают ненавязчивой заботой. Я таких людей не видел нигде, они определенно живут на какой-то своей волне. — Кругосветка очень романтизирована, это несбыточная мечта для многих — а вы взяли и поехали. Превратилась ли мечта «в тыкву»? Чем это в итоге для вас обернулось? Алексей: Я недавно об этом думал. Со стороны представляешь себя, словно в романах Жюля Верна, — что, проплывая мимо полузатопленного корабля, будешь искать в трюме сокровища. А когда оказываешься внутри всего этого, то спектр мыслей кардинально меняется. Думаешь: а вдруг там опасные рифы или ужалит рыба? Мы все равно попадаем в различные передряги, но настолько же романтичным, как раньше это представлялось извне, сейчас это не кажется. Хотя, возможно, то, что мы транслируем во внешний мир, людьми воспринимается именно как романтика. Андрей: С одной стороны, согласен с Лешей, но с другой — все равно получается ловить себя «в моменте». Как-то раз я нырял и под водой услышал, как поют киты. Это то, что повергает тебя в шок и расширяет понятие прекрасного.
Личный архив
«Мне по-прежнему сложно воспринимать этот контраст между тем, кем мы были, и кем становимся в процессе этого путешествия. Даже в современном технологичном мире, завязанном на диджитализации и нетворкинге, оказалось несложно перепрыгнуть по другую сторону бытия» — Чего вам не хватает больше всего из «той» жизни? Что вы сделаете в первую очередь, когда вернетесь? Алексей: Поиграю в Sony PlayStation. Шутка. Пока сложно загадывать, потому что морально мы ближе к началу пути, чем к концу. Тем более мы ходим в «цивилизацию», где, бывает, я с удовольствием выпиваю стаканчик кофе из «Старбакса». Так что пока нет такого дефицита. Вот сестры не хватает. Андрей: Нет вещей, которых прямо-таки не достает. Хочется русской еды — берешь и готовишь. Но да, больше всего скучаешь по близким людям. Так что, когда вернусь, проведу время с семьей.