Водный транспорт и круизный туризм

Теплоход «Северная сказка». Подготовка к перегону и перегон из Санкт-Петербурга в Сибирь

Круизы Балтика Арктика Сибирь
Недавно мы перегнали теплоход «Северная сказка» из Санкт-Петербурга в Сибирь и сделали на нем пробный технический рейс по Оби и Иртышу. Сегодня я расскажу о том, как готовился и осуществлялся перегон.

Идея организовать круизы по Оби и Иртышу пришла нам с Александром Сахаровым три года назад. Просто потому, что мысль запустить трехпалубный теплоход по Оби и Иртышу показалась нам красивой: раньше там ходили только небольшие двухпалубные теплоходы. Сначала я прорабатывал маршрут самостоятельно, в том числе выезжая в Сибирь. Когда стало понятно, что судно подобных габаритов теоретически сможет выполнять круизы между Тобольском и Салехардом, я подключил коллег, и с конца 2020 года закипела коллективная работа.

Первый круиз был назначен на май 2023 года. Казалось, впереди было много времени, но такое впечатление всегда обманчиво.

В течение 2021 года шла подготовка: прорабатывались навигационные, технические, организационные вопросы. Мы с коллегами несколько раз проехали по будущему маршруту. Решались вопросы перегона теплохода по Северному морскому пути на морском буксире, ведь самостоятельное движение речного судна по такому погодно сложному морскому участку запрещено. Всеми этими процессами руководили генеральный директор компании «Созвездие» Михаил Алямовский и его заместитель Андрей Симачев. Одновременно наполнялась содержанием круизная часть маршрута, этим занимались коллеги из департамента туристического продукта «Созвездия».

Период, когда погода благоприятствует перегону, ограничен коротким временем с середины августа до середины сентября. Сначала мы хотели не вводить «Северную сказку» в навигацию 2022 года в работу, а потихоньку готовить теплоход к августовскому перегону на Обь. Потом подумали: конвертовка судна для морского перегона займет от силы две недели. Стоит ли остальное время просто стоять в затоне? Тем более что «Северная сказка» выполняла востребованные круизы из Санкт-Петербурга на Соловецкие острова.

Решили так: будем работать до конца июля, а закончим навигацию не в Петербурге и не в Нижнем Новгороде, а в необычном месте – Беломорске, откуда начнется перегон теплохода по Севморпути.

Часть 1. Из Санкт-Петербурга в Салехард

31 июля 2022 года
Вечером мы с Александром Сахаровым пришли проводить «Северную сказку» в заключительный круиз из Санкт-Петербурга. Правильнее будет даже сказать не «пришли», а прибыли – на историческом теплоходе «Политрук Бочаров», бережно восстановленном нашими друзьями Сергеем и Юлией Бочаровыми. Теплоход назван в честь дедушки Сергея, а история его восстановления интересна и уникальна.
«Политрук Бочаров» на Неве, по пути из Финского залива к речному вокзалу. Спешит проводить «Сказку»

Когда «Бочаров» ошвартовался у первого причала («Сказка» стояла на втором), в гости на борт заглянули два капитана: Владимир Савельев, командовавший «Северной сказкой» с 2011 до 2021 года, и Артем Здоров, принявший командование теплоходом осенью 2021 года. Владимир Михайлович оказался здесь по совпадению: его теплоход «Лебединое озеро» в этот день как раз стоял в Санкт-Петербурге.
К 19 часам все путешественники были на борту. Им предстоял необычный круиз: Санкт-Петербург – деревня Мандроги – остров Кижи – Повенец с экскурсией в Медвежьегорск – Сосновец с экскурсией на Соловецкие острова.

Из Сосновца мы предложили желающим продолжить путешествие на поезде до Мурманска и за два дня осмотреть с экскурсиями Мурманск и Териберку. Мы и не ожидали, что такой вариант выберут все сто двадцать путешественников. Никто не захотел возвращаться домой сразу из Сосновца.

Ну а журналисты расписали это событие как «Круиз до Мурманска», и мне звонили знакомые из Мурманска с вопросом, когда ждать теплоход в мурманском порту.
Тем временем на верхнюю палубу «Бочарова» поднялся духовой оркестр…
Отправившись вместе, мы пошли параллельными курсами: «Бочаров» с оркестром на палубе и «Сказка». Проводы получились трогательными.
Проводив «Сказку», «Бочаров» на ночь занял ее место у причала. «Сказке» оно больше не понадобится. Четырнадцать навигаций этот теплоход выполнял круизы из Санкт-Петербурга, а теперь, скорее всего, попрощался с северной столицей навсегда.
5 августа 2022 года

После завершения круиза его участники вместе с нашими сопровождающими отправились на поезде в Мурманск. Наверное, для маленькой станции Сосновец это был рекорд: садиться на проходящий поезд, стоящий здесь всего одну минуту, пришли сразу сто двадцать человек! Посадка прошла быстро и организованно, хотя стоянку поезда все же пришлось немного продлить.

На теплоходе в тот же день закипела работа. Экипаж делал так называемую конвертовку судна: иллюминаторы в корпусе и окна на главной палубе закрывались металлическими заглушками, а окна носового салона – деревянными щитами. Весь инвентарь тщательно раскреплялся на случай сильной качки.
Носовой салон закрыт щитами. На фото капитан Артем Здоров, заместитель генерального директора «Созвездия» Андрей Симачев, генеральный директор «Созвездия» Михаил Алямовский, электромеханик судна Алексей Корн
9 августа 2022 года

Теплоход покинул Сосновец, и, преодолев последние километры канала и прошлюзовавшись в шлюзах 15-18, ошвартовался у причала в Беломорске. На 10 августа было запланировано начало буксировки «Сказки» по Севморпути, но в последний момент произошла замена буксира. Теперь надо было подождать еще несколько дней, пока новый буксир придет из Мурманска.