Фото: Freepik
В России спрос на яхтенный туризм вырос в 6 раз за 3 года, сообщает «РГ». Тренд отмечают на Черном и Каспийском море. Развитие направления в ЮФО и СКФО по-прежнему сдерживает нехватка инфраструктуры, узнал РБК Краснодар.
За последние три года спрос на яхтенный туризм в России ежегодно удваивался, сообщает «РГ» со ссылкой на оценки экспертов. По информации Российского союза туриндустрии (РСТ), спроса за последние три года у отдельных яхтенных компаний увеличился почти в 2,5 раза.
Представители бизнеса на Юге также отмечают эту тенденцию. Прогулки на судах в акватории Сочи и Анапы набирают популярность. Однако, по словам игроков, рынок ограничен тем, что яхтенных марин на побережье Черного и Азовского морей мало. На Каспии также не хватает таких объектов, однако Дагестан набирает популярность как центр спортивного яхтинга. Спрос значительно вырастет, когда на Юге и Кавказе будут введены новые инфраструктурные объекты.
По словам организатора фототуров и экскурсий Анастасии Джамирзе, в Краснодарском крае прогулки на яхтах очень популярны в сегменте туров выходного дня.
Представители бизнеса на Юге также отмечают эту тенденцию. Прогулки на судах в акватории Сочи и Анапы набирают популярность. Однако, по словам игроков, рынок ограничен тем, что яхтенных марин на побережье Черного и Азовского морей мало. На Каспии также не хватает таких объектов, однако Дагестан набирает популярность как центр спортивного яхтинга. Спрос значительно вырастет, когда на Юге и Кавказе будут введены новые инфраструктурные объекты.
По словам организатора фототуров и экскурсий Анастасии Джамирзе, в Краснодарском крае прогулки на яхтах очень популярны в сегменте туров выходного дня.
«Есть сап-туры, каякинговые туры, парусные регаты, морские однодневные туры в Геленджик и Сочи. Автобусы с туристами почти ежедневно отправляются из центра Краснодара в интересные локации края», — рассказала Анастасия Джамирзе.
В соседней Ростовской области местные яхт-клубы фиксируют рост количества клиентов. Как сообщает «Деловая Газета. Юг», управляющая ростовского яхт-клуба Regatta Анна Оруджева отмечает рост клиентов на 20% в 2024 году.
«В 2023 году мы приняли более 4 тыс. гостей. В этом году планируем принять больше. Уже видно увеличение количества клиентов. В среднем, посетителей яхт-клуба стало на 20% больше за апрель—май 2024 года, чем за тот же период прошлого года. Безусловно, это связано и с увеличением турпотока в Ростовскую область и с тем, что в прошлом году у нас была совершенно неяхтенная погода. Апрель и май были страшно холодными», — комментирует Анна Оруджева.
Растут и цены на яхтинг. Так, по оценкам руководителя комитета Российского союза туриндустрии по яхтенному туризму, директора территориальных проектов в яхтенной компании «Сила ветра» Анны Носовой, в среднем, в этом году стоимость услуг компании увеличилась на 15%. По мнению эксперта тенденция связана с ростом спроса и инфляционными издержками.
Генеральный директор Sochi Grand Marina («Сочи Гранд Марина») Дмитрий Прозоров отметил, что если на Черноморском побережье преобладает спрос именно на туризм, то на Каспий яхтсмены отправляются, в основном, на спортивные соревнования.
Тем не менее, говорить о растущем спросе на яхтинг в СКФО сегодня пока рано, считают эксперты. По мнению генерального директора Центра развития рекреационных территорий «Новые Горизонты» Ольги Шебзуховой, развитие яхтинга в Каспийском регионе взаимосвязано с обеспеченностью инфраструктуры на Волге.
Генеральный директор Sochi Grand Marina («Сочи Гранд Марина») Дмитрий Прозоров отметил, что если на Черноморском побережье преобладает спрос именно на туризм, то на Каспий яхтсмены отправляются, в основном, на спортивные соревнования.
Тем не менее, говорить о растущем спросе на яхтинг в СКФО сегодня пока рано, считают эксперты. По мнению генерального директора Центра развития рекреационных территорий «Новые Горизонты» Ольги Шебзуховой, развитие яхтинга в Каспийском регионе взаимосвязано с обеспеченностью инфраструктуры на Волге.
«Вследствие этого повысится связанность между территориями, соответственно таким образом Северо-Кавказский регион, который расположен на Каспии, будет развиваться быстрее и предложение будет формировать спрос», — пояснила Шебзухова.
Яхтсмены ждут марин
Рост спроса на яхтенный туризм в ЮФО и СКФО ограничен нехваткой инфраструктуры, убеждены эксперты. Развитие инфраструктуры яхтинга Ольга Шебзухова сравнила с развитием авиации: чем больше будет аэропортов, тем больше будут связаны регионы, и тем больше будет желание путешествовать из одной точки в другую. Чем больше будет оборудованных стоянок, качественных четырехзвездочных и пятизвездочных гостиниц, тем выше будет интерес.
По словам генерального директора Sochi Grand Marina («Сочи Гранд Марина») Дмитрия Прозорова, сегодня Sochi Grand Marina загружена примерно на 90-97%.
Рост спроса на яхтенный туризм в ЮФО и СКФО ограничен нехваткой инфраструктуры, убеждены эксперты. Развитие инфраструктуры яхтинга Ольга Шебзухова сравнила с развитием авиации: чем больше будет аэропортов, тем больше будут связаны регионы, и тем больше будет желание путешествовать из одной точки в другую. Чем больше будет оборудованных стоянок, качественных четырехзвездочных и пятизвездочных гостиниц, тем выше будет интерес.
По словам генерального директора Sochi Grand Marina («Сочи Гранд Марина») Дмитрия Прозорова, сегодня Sochi Grand Marina загружена примерно на 90-97%.
«Дефицит мест у нас сохраняется в сегменте малых яхт до 12 метров. Порядка 7-10 судов стоит в листе ожидания, в зимний период — 3-5. Места для крупных судов есть хоть и штучно. Контрактовка мест на последующие периоды, в целом кардинально не отличается от ситуации прошлого года», — пояснил Дмитрий Прозоров.
По его словам, сегодня на Черноморском побережье становится все больше новых яхт, в том числе и тех, которые приходят на швартовку из-за рубежа. На Sochi Grand Marina доля зарубежных судов занимает 5-7%. В прошлые годы этот показатель достигал 10-15%. Однако, показатель может вырасти к августу.
«Динамика последних лет говорит о том, что порт в Сочи наполнен. Есть, конечно, сезонные колебания. Но в целом, мы достигли определенного предела по заполняемости. Летом загрузка наблюдается в районе 95% и стремится к 100%. Зимой несколько ниже — 80-85%», — рассказал Прозоров.
Анна Носова отмечает, что в последние годы в регионах ЮФО и СКФО проводились изменения и разработка концепций с упором на развитие яхтенного туризма и прибрежного морского пассажирского судоходства, что указывает на возможный рост вложений и интереса к улучшению инфраструктуры для яхтинга.
Дмитрий Прозоров рассказал, что сегодня на побережье из крупных оборудованных объектов марины есть только в Сочи и в Севастополе.
Дмитрий Прозоров рассказал, что сегодня на побережье из крупных оборудованных объектов марины есть только в Сочи и в Севастополе.
«Безопасных мест на побережье очень мало. Можно отправиться в переход, например, в Геленджик. Но это очень проблематично — нужно будет звонить, договариваться о месте швартовки, заправке и других вопросах», — пояснил Прозоров.
Также эксперт отметил высокую бюрократизированность направления. Чтобы отправиться в переход на яхте, потребуется целый ряд разрешений и осмотров. При этом, законодательное регулирование отстает от рынка.
«В настоящий момент в сфере развития инфраструктуры яхтинга ведется внесение изменений в законодательство, например, об организации топливных заправок, организация классификации самих плавсредств и так далее, поэтому сейчас говорить о том, что должна быть маркетинговая программа рано. По факту происходит формирование нового образа жизни и нового вида путешествий — водного туризма», — сообщила Ольга Шебзухова.
Прилив инвестиций
По словам Дмитрия Прозорова, обновленный вариант концепции развития яхтенного туризма в России должен быть представлен до конца 2024 года. Значительная часть усилий разработчиков направлена на изменения законодательства, чтобы включить в оборот все необходимые термины и понятия. Пока же в отношении яхт применяется понятие «маломерное судно», но оно слишком широкое для этого сегмента рынка, сказал эксперт, выразив надежду, что обновленная концепция изменит ситуацию.
По словам Дмитрия Прозорова, обновленный вариант концепции развития яхтенного туризма в России должен быть представлен до конца 2024 года. Значительная часть усилий разработчиков направлена на изменения законодательства, чтобы включить в оборот все необходимые термины и понятия. Пока же в отношении яхт применяется понятие «маломерное судно», но оно слишком широкое для этого сегмента рынка, сказал эксперт, выразив надежду, что обновленная концепция изменит ситуацию.
«Кроме того, важно обеспечить приток инвестиций, направленных в строительство новых марин. Интерес со стороны бизнеса действительно есть, об этом свидетельствует ряд крупных проектов, которые реализуют в сегодня в Краснодарском крае. Для таких компаний необходимо создавать благоприятные условия и обеспечивать меры поддержки», — отметил Дмитрий Прозоров.
По словам Прозорова, сделать отдых на яхте более интересным для туристов и самих яхтсменов позволит открытие новой яхтенной марины в Геленджике. Курортный комплекс в микрорайоне Тонкий Мыс с новым городским парком и яхтенной мариной на 300 мест начнут летом 2024 года. Инвестиции в проект оцениваются в 100 млрд руб.
В команде проекта «Геленджик Марина» РБК Краснодар сообщили, что все работы по строительству идут по графику. Сегодня уже завершено проектирование объекта, получено положительное заключению государственной экспертизы. Полное завершение морской и береговой части проекта запланировано на конец 2027 года.
В команде проекта «Геленджик Марина» РБК Краснодар сообщили, что все работы по строительству идут по графику. Сегодня уже завершено проектирование объекта, получено положительное заключению государственной экспертизы. Полное завершение морской и береговой части проекта запланировано на конец 2027 года.
«На текущий момент получено значительное количество заявок на аренду стояночных мест в марине, что позволяет сделать вывод о формировании устойчивого спроса», — рассказали представители команды проекта.
По данным властей Краснодарского края, сегодня в регионе есть девять объектов яхтенной инфраструктуры, вместимостью 600 тыс. судов. Только два из них (Sochi Grand Marina и Имеретинский порт) являются полноценными маринами. В рамках реализации концепции развития яхтенного туризма Кубани, на территории региона планируется построить 23 яхтенные марины общей вместимостью 7 тыс. судов.
Из общего количества 19 марин будут расположены на Черноморском побережье, еще 4 — на Азовском. В их числе две действующие марины — Sochi Grand Marina и Имеретинский порт. Также две в стадии строительства: «Порт Геленджик» и «Русское море» в Туапсинском районе.
В феврале 2024 года в Сочи началась проработка проекта сети марин и морских рекреационных объектов. Для этих целей была создана специальная рабочая группа. Пилотные проекты позволят создать четыре первые марины: «Южный риф», «Коста Марина», «Каньон Прохладный» и «Водопадная». В их строительство, по предварительным оценкам, будет вложено порядка 500 млрд руб. по механизму ГЧП.
Анна Носова отметила, что развитие инфраструктуры предполагается и в рамках крупных федеральных проектов, таких как «Пять морей и озеро Байкал».
Из общего количества 19 марин будут расположены на Черноморском побережье, еще 4 — на Азовском. В их числе две действующие марины — Sochi Grand Marina и Имеретинский порт. Также две в стадии строительства: «Порт Геленджик» и «Русское море» в Туапсинском районе.
В феврале 2024 года в Сочи началась проработка проекта сети марин и морских рекреационных объектов. Для этих целей была создана специальная рабочая группа. Пилотные проекты позволят создать четыре первые марины: «Южный риф», «Коста Марина», «Каньон Прохладный» и «Водопадная». В их строительство, по предварительным оценкам, будет вложено порядка 500 млрд руб. по механизму ГЧП.
Анна Носова отметила, что развитие инфраструктуры предполагается и в рамках крупных федеральных проектов, таких как «Пять морей и озеро Байкал».
«Строительство круглогодичных курортов, которое также включает в себя обустройство яхтенной инфраструктуры на Каспийском море, будет способствовать активному развитию яхтенного туризма в России», — резюмировала Анна Носова.