Новости информационного портала "Все марины России"

Ветер инвестиций: яхтенный туризм на Юге набирает популярность

Развитие инфраструктуры яхтинга Шебзухова ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
Фото: Freepik
В России спрос на яхтенный туризм вырос в 6 раз за 3 года, сообщает «РГ». Тренд отмечают на Черном и Каспийском море. Развитие направления в ЮФО и СКФО по-прежнему сдерживает нехватка инфраструктуры, узнал РБК Краснодар.
За последние три года спрос на яхтенный туризм в России ежегодно удваивался, сообщает «РГ» со ссылкой на оценки экспертов. По информации Российского союза туриндустрии (РСТ), спроса за последние три года у отдельных яхтенных компаний увеличился почти в 2,5 раза.

Представители бизнеса на Юге также отмечают эту тенденцию. Прогулки на судах в акватории Сочи и Анапы набирают популярность. Однако, по словам игроков, рынок ограничен тем, что яхтенных марин на побережье Черного и Азовского морей мало. На Каспии также не хватает таких объектов, однако Дагестан набирает популярность как центр спортивного яхтинга. Спрос значительно вырастет, когда на Юге и Кавказе будут введены новые инфраструктурные объекты.

По словам организатора фототуров и экскурсий Анастасии Джамирзе, в Краснодарском крае прогулки на яхтах очень популярны в сегменте туров выходного дня.
«Есть сап-туры, каякинговые туры, парусные регаты, морские однодневные туры в Геленджик и Сочи. Автобусы с туристами почти ежедневно отправляются из центра Краснодара в интересные локации края», — рассказала Анастасия Джамирзе.
В соседней Ростовской области местные яхт-клубы фиксируют рост количества клиентов. Как сообщает «Деловая Газета. Юг», управляющая ростовского яхт-клуба Regatta Анна Оруджева отмечает рост клиентов на 20% в 2024 году.
«В 2023 году мы приняли более 4 тыс. гостей. В этом году планируем принять больше. Уже видно увеличение количества клиентов. В среднем, посетителей яхт-клуба стало на 20% больше за апрель—май 2024 года, чем за тот же период прошлого года. Безусловно, это связано и с увеличением турпотока в Ростовскую область и с тем, что в прошлом году у нас была совершенно неяхтенная погода. Апрель и май были страшно холодными», — комментирует Анна Оруджева.
Растут и цены на яхтинг. Так, по оценкам руководителя комитета Российского союза туриндустрии по яхтенному туризму, директора территориальных проектов в яхтенной компании «Сила ветра» Анны Носовой, в среднем, в этом году стоимость услуг компании увеличилась на 15%. По мнению эксперта тенденция связана с ростом спроса и инфляционными издержками.

Генеральный директор Sochi Grand Marina («Сочи Гранд Марина») Дмитрий Прозоров отметил, что если на Черноморском побережье преобладает спрос именно на туризм, то на Каспий яхтсмены отправляются, в основном, на спортивные соревнования.

Тем не менее, говорить о растущем спросе на яхтинг в СКФО сегодня пока рано, считают эксперты. По мнению генерального директора Центра развития рекреационных территорий «Новые Горизонты» Ольги Шебзуховой, развитие яхтинга в Каспийском регионе взаимосвязано с обеспеченностью инфраструктуры на Волге.
«Вследствие этого повысится связанность между территориями, соответственно таким образом Северо-Кавказский регион, который расположен на Каспии, будет развиваться быстрее и предложение будет формировать спрос», — пояснила Шебзухова.
Яхтсмены ждут марин

Рост спроса на яхтенный туризм в ЮФО и СКФО ограничен нехваткой инфраструктуры, убеждены эксперты. Развитие инфраструктуры яхтинга Ольга Шебзухова сравнила с развитием авиации: чем больше будет аэропортов, тем больше будут связаны регионы, и тем больше будет желание путешествовать из одной точки в другую. Чем больше будет оборудованных стоянок, качественных четырехзвездочных и пятизвездочных гостиниц, тем выше будет интерес.

По словам генерального директора Sochi Grand Marina («Сочи Гранд Марина») Дмитрия Прозорова, сегодня Sochi Grand Marina загружена примерно на 90-97%.
«Дефицит мест у нас сохраняется в сегменте малых яхт до 12 метров. Порядка 7-10 судов стоит в листе ожидания, в зимний период — 3-5. Места для крупных судов есть хоть и штучно. Контрактовка мест на последующие периоды, в целом кардинально не отличается от ситуации прошлого года», — пояснил Дмитрий Прозоров.
По его словам, сегодня на Черноморском побережье становится все больше новых яхт, в том числе и тех, которые приходят на швартовку из-за рубежа. На Sochi Grand Marina доля зарубежных судов занимает 5-7%. В прошлые годы этот показатель достигал 10-15%. Однако, показатель может вырасти к августу.
«Динамика последних лет говорит о том, что порт в Сочи наполнен. Есть, конечно, сезонные колебания. Но в целом, мы достигли определенного предела по заполняемости. Летом загрузка наблюдается в районе 95% и стремится к 100%. Зимой несколько ниже — 80-85%», — рассказал Прозоров.
Анна Носова отмечает, что в последние годы в регионах ЮФО и СКФО проводились изменения и разработка концепций с упором на развитие яхтенного туризма и прибрежного морского пассажирского судоходства, что указывает на возможный рост вложений и интереса к улучшению инфраструктуры для яхтинга.

Дмитрий Прозоров рассказал, что сегодня на побережье из крупных оборудованных объектов марины есть только в Сочи и в Севастополе.
«Безопасных мест на побережье очень мало. Можно отправиться в переход, например, в Геленджик. Но это очень проблематично — нужно будет звонить, договариваться о месте швартовки, заправке и других вопросах», — пояснил Прозоров.
Также эксперт отметил высокую бюрократизированность направления. Чтобы отправиться в переход на яхте, потребуется целый ряд разрешений и осмотров. При этом, законодательное регулирование отстает от рынка.
«В настоящий момент в сфере развития инфраструктуры яхтинга ведется внесение изменений в законодательство, например, об организации топливных заправок, организация классификации самих плавсредств и так далее, поэтому сейчас говорить о том, что должна быть маркетинговая программа рано. По факту происходит формирование нового образа жизни и нового вида путешествий — водного туризма», — сообщила Ольга Шебзухова.
Прилив инвестиций

По словам Дмитрия Прозорова, обновленный вариант концепции развития яхтенного туризма в России должен быть представлен до конца 2024 года. Значительная часть усилий разработчиков направлена на изменения законодательства, чтобы включить в оборот все необходимые термины и понятия. Пока же в отношении яхт применяется понятие «маломерное судно», но оно слишком широкое для этого сегмента рынка, сказал эксперт, выразив надежду, что обновленная концепция изменит ситуацию.
«Кроме того, важно обеспечить приток инвестиций, направленных в строительство новых марин. Интерес со стороны бизнеса действительно есть, об этом свидетельствует ряд крупных проектов, которые реализуют в сегодня в Краснодарском крае. Для таких компаний необходимо создавать благоприятные условия и обеспечивать меры поддержки», — отметил Дмитрий Прозоров.
По словам Прозорова, сделать отдых на яхте более интересным для туристов и самих яхтсменов позволит открытие новой яхтенной марины в Геленджике. Курортный комплекс в микрорайоне Тонкий Мыс с новым городским парком и яхтенной мариной на 300 мест начнут летом 2024 года. Инвестиции в проект оцениваются в 100 млрд руб.

В команде проекта «Геленджик Марина» РБК Краснодар сообщили, что все работы по строительству идут по графику. Сегодня уже завершено проектирование объекта, получено положительное заключению государственной экспертизы. Полное завершение морской и береговой части проекта запланировано на конец 2027 года.
«На текущий момент получено значительное количество заявок на аренду стояночных мест в марине, что позволяет сделать вывод о формировании устойчивого спроса», — рассказали представители команды проекта.
По данным властей Краснодарского края, сегодня в регионе есть девять объектов яхтенной инфраструктуры, вместимостью 600 тыс. судов. Только два из них (Sochi Grand Marina и Имеретинский порт) являются полноценными маринами. В рамках реализации концепции развития яхтенного туризма Кубани, на территории региона планируется построить 23 яхтенные марины общей вместимостью 7 тыс. судов.

Из общего количества 19 марин будут расположены на Черноморском побережье, еще 4 — на Азовском. В их числе две действующие марины — Sochi Grand Marina и Имеретинский порт. Также две в стадии строительства: «Порт Геленджик» и «Русское море» в Туапсинском районе.

В феврале 2024 года в Сочи началась проработка проекта сети марин и морских рекреационных объектов. Для этих целей была создана специальная рабочая группа. Пилотные проекты позволят создать четыре первые марины: «Южный риф», «Коста Марина», «Каньон Прохладный» и «Водопадная». В их строительство, по предварительным оценкам, будет вложено порядка 500 млрд руб. по механизму ГЧП.

Анна Носова отметила, что развитие инфраструктуры предполагается и в рамках крупных федеральных проектов, таких как «Пять морей и озеро Байкал».
«Строительство круглогодичных курортов, которое также включает в себя обустройство яхтенной инфраструктуры на Каспийском море, будет способствовать активному развитию яхтенного туризма в России», — резюмировала Анна Носова.