Как меняется яхтенный рынок под воздействием санкций
О том, как прошел яхтенный сезон 2022 года, куда уходят лодки, принадлежащие гражданам России, и можно ли им сегодня купить яхту, «Коммерсантъ Стиль» рассказал Андрей Ломакин, основатель компании West Nautical Group и эксперт яхтенной индустрии с более чем 20-летним стажем.
В сложившихся экстремальных обстоятельствах яхтенный сезон-2022 прошел неплохо. Не боюсь показаться безудержным оптимистом, но санкции и аресты имущества слабо повлияли на желание россиян покупать яхты. Человеку со стороны может показаться, что это не так, но на самом деле санкции затронули небольшую часть яхтовладельцев. Остальные — при желании и продуманной подготовке — могут ходить и отдыхать там, где хочется.
Черные штрихи к картине добавили примерно шесть европейских стран, проявивших особую ретивость в рамках санкционных ограничений. Это Великобритания, Нидерланды, Германия, Франция, Италия и Испания. Теперь они несут ответственность за арестованные суда и колоссальные убытки на их содержание, исчисляемые десятками миллионов. Владельцы этих яхт не смогли ими воспользоваться. Но здесь необходимо пояснить, что речь идет только о людях, попавших под персональные санкции.
La Datcha (77 м), экспедиционная яхта Олега Тинькова. Построена голландской компанией Damen Yachting, ранее очень популярной у российских заказчиков.
Фото: Damen Yachting
Среди тех, кого персональные санкции не коснулись, часть по-прежнему держит свои яхты в Средиземноморье — единственным «раздражителем» здесь стала частая проверка документов. Подготовка к сезону была серьезным вызовом, поскольку и страховые компании, и флаги (страны, предоставляющие возможность иностранным владельцам использовать свой флаг), и часть верфей, которые планировали передать заказчикам готовые яхты, создавали определенные проблемы. Но те яхтовладельцы, которые имели в своем распоряжении сильную команду, будь то управляющая компания, family office или экипаж, так или иначе преодолели все препоны.
Другая часть яхтовладельцев релоцировалась в дружественные страны: в марте—апреле караваны яхт тянулись в Турцию, заполняя местные марины. Примерно 60% перегнали свои лодки в основном в Турцию, ОАЭ, Россию, на Мальдивы. ОАЭ, например, одна из стран, куда активно переходят русские и где сезон продолжается с сентября по апрель. Появился повышенный спрос на переброску судов на пароме или своим ходом из ОАЭ в Турцию и обратно.
Majesty 175 (56,4 м), флагманская модель верфи Gulf Craft (ОАЭ) и самая большая композитная яхта в мире. Модели Gulf Craft доступны к заказу для российских клиентов.
Фото: Gulf Craft
На вопрос, какие направления комфортны и безопасны для российских яхтсменов, не существует универсального ответа. Сегодня вообще нет никаких универсальных решений, и разобраться во всех хитросплетениях может только команда юристов и яхтенных экспертов, которые досконально изучают каждый случай. Поэтому стандартная рекомендация для россиян — посещение стран, которые мы сегодня называем дружественными. Но оговорюсь, что это очень примитивно сформулированное правило, поскольку часть судовладельцев могут беспрепятственно ходить по всему Средиземному морю и продолжать пользоваться яхтами.
Отдельно стоит упомянуть, что не все заказчики смогли получить строившиеся яхты с верфей. Санкции Великобритании — очень жесткие, и получить яхту с британской верфи сейчас куда проблематичнее, чем из Южной Европы. Французские, испанские, итальянские верфи по-прежнему russian friendly, а англичане и голландцы предъявляют повышенные требования.
Tatiana (80 м), построена турецкой верфью Bilgin Yachts. На 2020 г. - крупнейшая в истории турецкого яхтостроения. Bilgin Yachts работает с россиянами.
Фото: Bilgin Yachts
Тем не менее купить яхту человеку с российским паспортом можно, если изучить особенности санкционного и иммиграционного законодательства страны, в которой вы ее хотите купить. Самое простое: гражданин РФ может заказать и купить лодку в Турции, ОАЭ, Бразилии или Китае. Там есть ряд верфей, строящих вполне сносные лодки, но в целом ситуация схожа с автомобильным рынком, где китайские и другие экзотические для нашего рынка производители пока стоят особняком.
Если же кто-то все-таки хочет купить яхту известного британского, итальянского, немецкого, голландского или американского бренда, то здесь существует множество нюансов. Прежде всего, в соответствии с четвертым пакетом санкций Евросоюза от 16 марта, в Россию нельзя ни поставлять яхты, ни продавать их россиянам для эксплуатации на территории РФ. Есть верфи, которые сегодня принципиально не продают яхты русским. Например, одно голландское предприятие, которое передало клиентам из России не один десяток яхт длиной более 55 м, не продаст яхту русскому, сколько бы других паспортов у него ни было. Дело в том, что помимо правительственных санкций играют роль и сознательные политические решения владельцев верфей, и другие административные барьеры.
Anawa (62 м), первая яхта серии SeaXplorer компании Damen Yachting.
Фото: Damen Yachting
Существуют две разные юридические конструкции санкций. На одну из них, которую можно условно обозначить как европейскую, ориентируются итальянские, испанские и часть французских верфей. Яхту можно продать гражданину РФ, если у него есть вид на жительство в другой стране, он не просит поставить яхту на территорию России и подписывает обязательство не использовать ее на российской территории. Во второй юридической конструкции, условно британской, санкции имеют гораздо более широкую трактовку. Британские компании не вправе продать или сдать яхту в аренду любому человеку, связанному с Россией. Однако если человек, имеющий российский паспорт, не проживает, не имеет источников доходов и недвижимости в России, то практика показывает, что он признается «лицом, не связанным с Россией».
Введение ограничений на покупку яхт для россиян отразилось на глобальном яхтенном рынке. Не секрет, что существовали верфи, у которых доля российских клиентов доходила до 40%. А мегаяхты на протяжении последних лет и вовсе строили преимущественно американцы, русские и арабы. Итальянскими и французскими верфями в этом году осуществлялись поставки россиянам: яхта передавалась в Европе при гарантиях со стороны клиента, что она не будет использоваться в России. И таких случаев не единицы, а десятки. Североевропейские верфи вели себя по-другому, и результаты не замедлили последовать. Насколько мне известно, летом несколько голландских верфей направили правительству коллективное обращение, в котором они (далее — моя вольная трактовка) сообщили, что их состояние будет весьма плачевным, если санкции будут продлены.
Artefact (80 м), знаковый проект немецкой Nobiskrug, также ранее популярной у российских заказчиков суперяхт (в частности, там построена крупнейшая в мире парусная яхта A).
Фото: Nobiskrug / Francisco Martinez
В целом яхтенная жизнь продолжается, хотя времена и более чем неоднозначные. Если вы не хотите менять свои привычки и планы, то при наличии грамотного family office или управляющей компании, на сегодня не так много оснований эти планы и привычки менять. Однако сейчас каждому яхтовладельцу очень важно скрупулезно следовать правовым нормам как Российской Федерации, так и страны или стран, в которых яхта строится, где она будет регистрироваться, страховаться и эксплуатироваться. Тогда вы сможете наслаждаться отдыхом на борту, а не выяснять отношения с властями.
Беседовала Ольга Селезнева