Ориничева Ирина Владимировна, заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, рассказала, что вопросами импортозамещения Минпромторг начал заниматься с 2014 года и проведенная работа позволила во многом нивелировать те негативные последствия, с которыми столкнулась Россия после 24 февраля 2022 года.
"Нужно сказать что этот механизм уже заработал, всего уже выдано 116 заключений по ПП № 719, и соответствию судна промышленной продукции произведенной на нашей территории и еще 213 судов строится в соответствии с требованиями ПП № 719.
Также было озвучено, что по результатам совещания у президента 18 августа 2022 года заработала еще одна мера государственной поддержки. Вышло Постановление Правительства № 1872 - механизм по выдаче субсидий на выполнение комплексных работ по разработке судового комплектующего оборудования", - рассказала Ирина Владимировна об этих и других мерах поддержки отрасли.
"Это тема сейчас на подъеме. Наше классификационное общество в этом году приняло участие в 105 сессии Комитета по безопасности на море, на которой обсуждался проект поправок к Международному Кодексу по морской перевозке опасных грузов, результатом которого явилось решение о легализации применения полимерно-композиционных материалов для изготовления сосудов контейнеров цистерн, которые могут использоваться для транспортировки всеми видами транспорта. То есть, еще совсем недавно так называемые контейнеры из полимеров были разрешены международным
сообществом только для автомобильной перевозки, но не для морской и не для мультимодальных контейнерных перевозок. Как итог в этом году приняты поправки Кодексу о безопасности по контейнерам, которые вступают в силу с 1 января 2024 года.
На 2023 год процедура применения полимерных материалов для контейнеров и цистерн носит добровольный характер но с 2024 года, официально во всем мире будет полностью признано применение контейнеров из полимерных материалов, что удешевляет их производство. Единственное, что остается нерешенным вопрос о последующей утилизации контейнеров".
Наше предприятие работает уже 90 лет. Естественно, для того чтобы делать все работы, у нас есть флот который мы ремонтируем и модернизируем в рамках государственной программы модернизации транспортной инфраструктуры. Все эти суда финской постройки, соответственно у нас возникла проблема с импортозамещением.
Во-первых, это цена - они не конкурентоспособны, во-вторых мы видим такие риски, что возможно ухудшение ряда характеристик строящихся судов: экономичность двигателей, более высокие массогабаритные характеристики оборудования, уменьшение производительности, ухудшение специфического функционала, возможно более частые поломки, возможные проблемы с сервисным обслуживанием и запчастями в случае аварийного ремонта. Также существует проблема при закупках по 44 и 223 Федеральным Законам.
Да у нас были и еще остались от СССР свои компетенции в данном направлении. Но это больше связано с обработкой малотонажного речного флота. где мы можем создавать оборудование. А когда идет речь о погрузке на морской транспорт, там судов больше и возникает проблема. Однако у нас сформировалась растущая отрасль навалочных грузов, особенно на Дальнем Востоке. За короткое время, около десятилетия часть терминалов была возведена, часть терминалов заложена и сейчас находится на финальной стадии. Параллельно с этим, в связи с востребованностью, происходит строительство навалочных терминалов. За это время приобретались компетенции. Появились компании, которые являются в том числе членом ассоциации, которые являются производителем конкурентоспособного портального оборудования, в том числе производства оборудования непрерывного типа для работы грузами Кроме того есть еще ряд компаний, которые пришли к нам из смежных отраслей, где у нас более развиты компетенции, например в горнодобывающей промышленности со схожим типом машин для угля, минеральных удобрений, навалочных грузов и у нас есть возможность поддержать такого производителя, с привлечением Минтранса.
"Мы просим разобраться в формулировках. В принципе по тексту упоминается слово "фрахт", как собирательный термин, который не имеет четкого определения. Просим вас поддержать нашу инициативу, что данный законопроект недопустимо принимать", - отметил представитель группы "FESCO".
"Я просто хотел привести несколько примеров тех проблем с которыми мы сталкиваемся при разработке документации для строительства кораблей по гособоронзаказу и для гражданского рынка. Когда документация уже была разработана появились проблемы при строительстве кораблей. На сегодняшний день по проектам АО "Невское проектно конструкторское бюро" строится несколько объектов для Министерства обороны на судостроительном заводе Янтарь в городе Калининграде и производится ремонт с отдельными модернизационными работами нашего авианосца в городе Мурманске. В качестве примеров по проблемам, с которыми мы столкнулись по импортозамещению после 24 февраля 2022 года. Мы сыграли на опережение, разослали много запросов различным поставщикам оборудования, которые поставляют его для строительства кораблей: общесудовое оборудование, якорно-швартовые лебедки, опреснительные установки и т.д. К счастью, на момент начала специальной операции все основное оборудование уже было закуплено. Завод "Янтарь" получил письменное подтверждение от поставщиков о готовности поставки этого оборудования на заказ, даже в текущей создавшейся ситуации. При организации закупочной деятельности и материально-технического обеспечения был выявлен ряд причин обуславливающих системные проблемы при проектировании строительства кораблей, в том числе по гражданским заказам - практически полное отсутствие для отечественных аналогов оборудования, изделий и материалов, отсутствие отечественных аналогов комплектующих входящих в состав отечественного оборудования то есть наша контрагенты закупают достаточно большое количество закупали достаточно большое количество комплектующих у зарубежных поставщиков. Ну и то что сегодня коллеги уже говорили: альтернативное отечественное оборудование почти во всех случаях значительно превышает импортные аналоги по массогабаритным характеристикам и по цене, при этом серийность гораздо ниже.
Не буду вдаваться в подробности, как мы из этой ситуации вышли практически по всем критическим позициям. На сегодняшний день при строительстве кораблей мы нашли те или иные выходы, нашли поставщиков на территории Российской Федерации или в дружественных странах, пришлось провести значительное перепроектирование кораблей, изменение документации, выросли массогабаритные характеристики, выросла цена и вырос естественно срок строительства кораблей. Вот это и есть проблема на сегодняшний день", - завершил свой доклад Алексей Владимирович.
Уважаемые коллеги, во-первых благодарю всех докладчиков за ваш содержательные доклады. Мы привыкли работать на тех судах, с тем оборудованием портовым и так далее
которое традиционно поставлялось все эти годы. Сейчас мы столкнулись с беспрецедентными санкциями. И даже здесь чувствуется недоверие наших эксплуатантов от промышленности. его придется каким-то образом побеждать. Поэтому все те обсуждения, которые мы здесь провели в части проблем законодательства мы внесем в протокол и будем добиваться дальше от Межправкомиссии и Минпромторга.
Спасибо всем большое за ваше терпение участие, а также спасибо РСПП и лично
Александру Николаевичу Шохину за то, что мы совместно провели столь важное заседание.