Что с инфраструктурой?
Сегодня внутренний туризм является одним из приоритетных направлений для страны. При этом яхтенные путешествия дают возможность развивать не только индустрию, но и курортные территории. И это уже делают во всём мире. В Италии на сегодняшний момент действуют 111 марин почти на сорок тысяч мест, в Греции — 241 стоянка на 670 тысяч яхт, в Испании — 329 марин на 112 тысяч судов. В соседней с нами Турции яхтенный туризм считается одним из инструментов укрепления экономики и приносит четверть дохода от всей индустрии путешествий. К 2023 году вклад яхтенного туризма составит не менее 14,6 миллиарда евро. А что у нас? По данным Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, в Краснодарском крае зарегистрировано более 43 тысяч маломерных судов, в том числе порядка двух тысяч парусных катеров и яхт. При этом на сегодняшний момент в регионе существуют лишь две яхтенные марины — на территории Сочи — и около десяти небольших яхт-клубов на побережье. Такая инфраструктура способна принять не более шестисот судов. А наша страна занимает второе место в мире по покупке яхт, россияне оставляют каждый год за рубежом более двухсот миллионов евро за обслуживание и стоянку своих судов.— На текущий день черноморское побережье, фактически морская его часть, не включено ни в туристический, ни в транспортный оборот. У нас всех будет возможность пользоваться преимуществом размещения в прибрежной зоне, будет развиваться туризм и разные виды водного спорта, причем не только парусного. Это и возможность безопасного берегового сообщения, путешествия в спокойных и комфортных условиях между городами побережья. В рамках концепции десять марин предлагается разместить на территории Сочи, причем это не только стоянки для яхт. Марина, по сути, является градообразующим предприятием. Она включает в себя не только причалы, но и другую инфраструктуру, начиная от служб для обслуживания судов и заканчивая гостиничными комплексами. Во всём мире это своеобразные точки притяжения, где проводятся различные мероприятия,— рассказала председатель совета директоров группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» Ольга Шебзухова.
— Марина «Каньон Прохладный» рассчитана на 250 яхт. В непосредственной близости от нее расположится гостинично-апартаментный комплекс с аквапарком, ледовой ареной, спортивным и медицинским центром, отвечающий всем современным требованиям. В рамках реализации проекта будет создано 1700 гостиничных номеров. Подготовка документации и создание марины с сопутствующей инфраструктурой займут до пяти лет,— отметила Ольга Шебзухова.
— Краснодарский край поддерживает реализацию таких проектов в рамках привлечения инвестиций и организации частно-государственного партнерства и концессий. Многое упирается в создание инженерной инфраструктуры, отсутствуют определенные объемы электроэнергии, водоснабжения, водоотведения. Сейчас частично эти вопросы решаются путем реконструкции очистных сооружений на черноморском побережье в рамках программы комплексного развития. Обеспечение ресурсами — для проекта это серьезная нагрузка, поэтому в рамках партнерства государство предоставляет возможности технического обеспечения, а инфраструктура самой марины — гидротехнических сооружений — может быть создана за счет инвесторов,— отметил генеральный директор Корпорации развития Краснодарского края Денис Кузенков.Для реализации проекта предлагается сформировать отдельный инвестиционный фонд, в который войдут Корпорация развития Краснодарского края, разработчики концепции, фонд инвестиций и развития, который создан на территории Краснодарского края, и группа частных инвесторов, заинтересованных в развитии этой тематики.
— Сегодня в законодательстве есть ряд пробелов, которые не способствуют развитию индустрии яхтинга. Например, терминологические нормативные документы. У нас нет норм проектирования марин, а яхта — это до сих пор судно длиной до двадцати метров. У нас есть нормы проектирования портов, но то, что в них заложено и распространяется на крупнотоннажные суда, не распространяется на яхты. Поэтому на сегодняшний день в Имеретинском порту в Сочи вместо тысячи запланированных стояночных мест есть только шестьдесят, где можно обеспечить безопасную стоянку,— подчеркнул эксперт Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Николай Гришин.Необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие создание марин, включая строительство в первой санитарной зоне, и то, что береговая линия не относится к муниципальным образованиям, в границах которых разрешено проектирование. Нужна резервация береговых участков на время проектирования, при этом начинать необходимо с таких основополагающих документов, как Градостроительный и Водный кодексы. Также требуется регулировать и нормы судоходства: сегодня даже в процесс прохода судов между российскими портами вовлечено большое количество различных ведомств. Пункты о необходимости решения подобных вопросов включены в итоговую резолюцию первого Курортно-инвестиционного форума «Будущее приморских городов. Марины — инфраструктура яхтинга», который прошел в Сочи. Сегодня над ними уже активно работает профильный комитет Государственной Думы. Так что вполне возможно, что на горизонте десяти лет морской туризм станет доступен многим, а яхта превратится из роскоши в средство передвижения.