Мечты о шикарном курорте в Лаишево спустя почти год после его «анонса» приобретают все более реальные черты/ Фото: laishevo.tatarstan.ru
Первый этап финансирования на 11 млрд уже согласован. «БИЗНЕС Online» публикует эскизы.
В 2027 году в Татарстане должен открыться туристический кластер «Лаишево», который, уверены в Москве, принесет РТ дополнительные полмиллиона туристов в год. Масштабы города-курорта впечатляют: планируется построить и открыть больше 30 объектов — отели, глэмпинги, набережные, рестораны, экотропы. Изюминкой же станет яхтенная марина. Пока эксперты спорят о том, привлекут ли яхты массового туриста и смогут ли окупиться инвестиции, «БИЗНЕС Online» изучил эскизы и выяснил, что именно планируют построить на территории в 72,8 га, как все будет располагаться и куда татарстанской элите пришвартовать свои яхты.
В 2027 году в Татарстане должен открыться туристический кластер «Лаишево», который, уверены в Москве, принесет РТ дополнительные полмиллиона туристов в год. Масштабы города-курорта впечатляют: планируется построить и открыть больше 30 объектов — отели, глэмпинги, набережные, рестораны, экотропы. Изюминкой же станет яхтенная марина. Пока эксперты спорят о том, привлекут ли яхты массового туриста и смогут ли окупиться инвестиции, «БИЗНЕС Online» изучил эскизы и выяснил, что именно планируют построить на территории в 72,8 га, как все будет располагаться и куда татарстанской элите пришвартовать свои яхты.
Стоимость кластера — почти 24 миллиарда. Лаишево ждет до 500 тыс. туристов в год
Мечты о шикарном курорте в Лаишево спустя почти год после его «анонса» приобретают все более реальные черты. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалась концепция мастер-плана развития туристической территории близ Казани, созданная корпорацией «Туризм.РФ». Ее представили на совещании по развитию туризма, которое в ноябре прошлого года провел в Татарстане вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Гендиректор корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов тогда рассказал, что территорию планируют разделить на три кластера, а главными местами притяжения туристов станут спа-комплекс и яхтенная марина. Проект курирует все тот же Чернышенко, который также председатель совета директоров «Туризм.РФ».
Теперь стало ясно, где, как и что будет располагаться, каким создатели видят почти что «морской» курорт в Татарстане. Источники «БИЗНЕС Online» не исключают, что предварительная концепция может отличаться от финального мастер-плана. Различия могут быть связаны с объективными причинами — детальным анализом рынка, конкурентов, потенциальной аудитории, проведением изысканий, изменениями площади земель. Наши собеседники отмечают, что расхождения возможны в наполнении территории, объеме номерного фонда, турпотока. Но если они будут, то их доля составит не более 10–15% от предварительных расчетов.
Мечты о шикарном курорте в Лаишево спустя почти год после его «анонса» приобретают все более реальные черты. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалась концепция мастер-плана развития туристической территории близ Казани, созданная корпорацией «Туризм.РФ». Ее представили на совещании по развитию туризма, которое в ноябре прошлого года провел в Татарстане вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Гендиректор корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов тогда рассказал, что территорию планируют разделить на три кластера, а главными местами притяжения туристов станут спа-комплекс и яхтенная марина. Проект курирует все тот же Чернышенко, который также председатель совета директоров «Туризм.РФ».
Теперь стало ясно, где, как и что будет располагаться, каким создатели видят почти что «морской» курорт в Татарстане. Источники «БИЗНЕС Online» не исключают, что предварительная концепция может отличаться от финального мастер-плана. Различия могут быть связаны с объективными причинами — детальным анализом рынка, конкурентов, потенциальной аудитории, проведением изысканий, изменениями площади земель. Наши собеседники отмечают, что расхождения возможны в наполнении территории, объеме номерного фонда, турпотока. Но если они будут, то их доля составит не более 10–15% от предварительных расчетов.
Ильдус Зарипов: «Главная цель туркластера — взрывной рост потока туристов» /Фото: «БИЗНЕС Online»
По словам Суханова, предварительный объем инвестиций в строительство гостиничной инфраструктуры оценивается в 11 млрд рублей. Это частные инвестиции с господдержкой, пул заявивших желание участвовать в проекте инвесторов уже есть, но до согласования мастер-плана его не раскрывают, пояснили нашему изданию в госкомитете РТ по туризму. Как рассказал «БИЗНЕС Online» глава Лаишевского района Ильдус Зарипов, названную сумму планируют вложить лишь в первый этап строительства. «Общий объем инвестиций всего проекта — 24 миллиарда рублей федеральных и частных средств», — говорил Зарипов.
Федеральные деньги, как ожидается, пойдут на создание инфраструктуры — до курорта все же надо как-то добираться, значит, придется строить дороги, а для функционирования всех объектов на территории — дополнительные инженерные мощности. Остальное — на откуп частным инвесторам, которые, как вытекает из слов Зарипова, пока не определены. «Этим занимается корпорация „Туризм.РФ“. Наверняка состоятся торги, когда они будут подготовлены», — объясняет глава района.
Главная цель туркластера — взрывной рост потока желающих отдохнуть. Сейчас район принимает до 10 тыс. организованных туристов в год, рассказал Зарипов. «Паломнические» места в городе, по его словам, — это музеи и храмы, а затем туристы едут в соседние деревни — Державино, Атабаево, село Никольское. Также заезжают в киношный Семрук — место, где снимался сериал «Зулейха открывает глаза». Активный прирост туристов должен произойти с обустройством пляжа. Ожидается, что после строительства города-курорта турпоток в район к 2030-му вырастет в 54 раза до 540 тыс. туристов в год.
Федеральные деньги, как ожидается, пойдут на создание инфраструктуры — до курорта все же надо как-то добираться, значит, придется строить дороги, а для функционирования всех объектов на территории — дополнительные инженерные мощности. Остальное — на откуп частным инвесторам, которые, как вытекает из слов Зарипова, пока не определены. «Этим занимается корпорация „Туризм.РФ“. Наверняка состоятся торги, когда они будут подготовлены», — объясняет глава района.
Главная цель туркластера — взрывной рост потока желающих отдохнуть. Сейчас район принимает до 10 тыс. организованных туристов в год, рассказал Зарипов. «Паломнические» места в городе, по его словам, — это музеи и храмы, а затем туристы едут в соседние деревни — Державино, Атабаево, село Никольское. Также заезжают в киношный Семрук — место, где снимался сериал «Зулейха открывает глаза». Активный прирост туристов должен произойти с обустройством пляжа. Ожидается, что после строительства города-курорта турпоток в район к 2030-му вырастет в 54 раза до 540 тыс. туристов в год.
«Паломнические» места в городе, по словам Зарипова, — это музеи и храмы, а затем туристы едут в соседние деревни — Державино, Атабаево, село Никольское. Также заезжают в киношный Семрук — место, где снимался сериал «Зулейха открывает глаза» / Фото: «БИЗНЕС Online»
Где расположится город-курорт и будут ли там многоэтажки?
Все туристические магниты планируют расположить на прибрежных 72,8 га, или 728 тыс. кв. метров. Это в 3 раза больше, чем, например, планируемая площадь застройки под «Казанские термы» в столице Татарстана. Но в десятки раз меньше, чем территория первого в РТ экокурорта с особым режимом сохранения природы в Камском Устье (5,8 тыс. га). Впрочем, и рассчитан последний будет на прием порядка 10 тыс. гостей за сутки, тогда как «Лаишево» — до 1,5 тысячи.
Все туристические магниты планируют расположить на прибрежных 72,8 га, или 728 тыс. кв. метров. Это в 3 раза больше, чем, например, планируемая площадь застройки под «Казанские термы» в столице Татарстана. Но в десятки раз меньше, чем территория первого в РТ экокурорта с особым режимом сохранения природы в Камском Устье (5,8 тыс. га). Впрочем, и рассчитан последний будет на прием порядка 10 тыс. гостей за сутки, тогда как «Лаишево» — до 1,5 тысячи.
Курорт расположится на берегу Камы, как следует из концепции мастер-плана, и не в городе — буквально в 2–3 км восточнее центра Лаишево. Место выбрано возле небольшой бухты — так, чтобы удобно было организовать стоянку водного транспорта. А на него здесь делают особый упор: ожидается, что на курорте будет вся инфраструктура для яхтсменов и владельцев моторных лодок.
По предварительной концепции, на территории «Лаишево» появятся следующие объекты:
Площадь застройки, по предварительной информации, составит 60 тыс. кв. м (без учета застройки яхтенной марины и эллингов — зданий для хранения и ремонта лодок). Многоэтажек на курорте не предусмотрено: средняя высота застройки, предлагаемая концепцией, не более пяти этажей. Общий номерной фонд, как планируется, составит порядка тысячи номеров. Такое количество, как ожидают разработчики концепции, позволит в течение года принимать в них 160 тыс. туристов.
- места для размещения туристов: гостиницы, смарт-отели, глэмпинги, дома на воде;
- инфраструктура для яхт: марины, эллинги, школа яхтсменов;
- спа-комплекс, в котором будут круглогодичные бассейны с подогревом и пляжные клубы;
- инфраструктура для детей: открытые и крытые площадки;
- инфраструктура для спортивных развлечений: центр активных видов спорта, прокат спортивного инвентаря;
- прогулочные зоны: набережная со смотровыми площадками, кафе, велодорожки.
Площадь застройки, по предварительной информации, составит 60 тыс. кв. м (без учета застройки яхтенной марины и эллингов — зданий для хранения и ремонта лодок). Многоэтажек на курорте не предусмотрено: средняя высота застройки, предлагаемая концепцией, не более пяти этажей. Общий номерной фонд, как планируется, составит порядка тысячи номеров. Такое количество, как ожидают разработчики концепции, позволит в течение года принимать в них 160 тыс. туристов.
Чем будут привлекать туристов?
Разработчики концепции разделили ее на три кластера, у каждого из которых свой функционал, отдельный въезд (с возможностью попадания в любой из кластеров, они не обособлены друг от друга), парковочные места.
Разработчики концепции разделили ее на три кластера, у каждого из которых свой функционал, отдельный въезд (с возможностью попадания в любой из кластеров, они не обособлены друг от друга), парковочные места.
Южный кластер. Расположен ближе других к городу. Судя по концепции, здесь делается упор на размещение туристов: половину будущего номерного фонда построят именно тут. Это трехзвездочный отель с видом на Каму на 120 номеров, видовые модульные отели на первой линии на 90 номеров, а также апарт-отели на 200 номеров и несколько рядов домов у водного канала в стиле шале — еще на 100 номеров.
В данном кластере могут проходить и массовые мероприятия — например, на фестивальной ярмарочной площади, которая расположится недалеко от воды. Неподалеку от нее задумано строительство комплексного крытого центра для приема гостей — видимо, для более статусных мероприятий.
На берегу Камы, неподалеку от ярмарочной площади и видовых модульных отелей, которые стоят друг напротив друга, разместят благоустроенный пляж — будущий конкурент «Камскому морю» в том же Лаишево, которое уже набрало популярность. Справа от него, вдоль берега (если смотреть с воды), расположится благоустроенная набережная, а между ними организуют центр активных видов спорта с занятиями на воде. Здесь же, недалеко от спортивного объекта, разместят пляжный клуб.
Детские и спортивные открытые площадки возведут поодаль от воды, «в глубине» кластера. Еще одно место для семейного времяпрепровождения — детский досуговый центр с открытой природной площадкой, где предоставится возможность организовать мастер-классы, — расположится неподалеку от апарт-отеля.
В данном кластере могут проходить и массовые мероприятия — например, на фестивальной ярмарочной площади, которая расположится недалеко от воды. Неподалеку от нее задумано строительство комплексного крытого центра для приема гостей — видимо, для более статусных мероприятий.
На берегу Камы, неподалеку от ярмарочной площади и видовых модульных отелей, которые стоят друг напротив друга, разместят благоустроенный пляж — будущий конкурент «Камскому морю» в том же Лаишево, которое уже набрало популярность. Справа от него, вдоль берега (если смотреть с воды), расположится благоустроенная набережная, а между ними организуют центр активных видов спорта с занятиями на воде. Здесь же, недалеко от спортивного объекта, разместят пляжный клуб.
Детские и спортивные открытые площадки возведут поодаль от воды, «в глубине» кластера. Еще одно место для семейного времяпрепровождения — детский досуговый центр с открытой природной площадкой, где предоставится возможность организовать мастер-классы, — расположится неподалеку от апарт-отеля.
Центральный кластер. Это место претендует на центр притяжения всех туристов. Здесь, в небольшом заливе, планируют разместить яхтенную марину на 300 лодок и обустроить эллинги — гаражи для зимнего и летнего хранения яхт.
На припаркованные яхты можно будет полюбоваться со специально обустроенной набережной. На одном берегу с ней построят и видовые апарт-отели на 200 номеров с зоной ретейла и домики на воде. Напротив набережной планируют разместить еще одну изюминку центрального кластера — маяк со смотровой площадкой. Судя по концепции, расположится он будто на островке.
На марину можно посмотреть и из глэмпингов — они появятся на противоположном набережной берегу. Впрочем, уединиться здесь вряд ли получится — сзади глэмпинги будет «подпирать» парковая зона, а сбоку — спа-комплекс с бассейнами. Последние, судя по концепции, расположатся под открытым небом, а вода в них будет подогреваться и зимой, так что добро пожаловать в любое время года. Для посетителей спа-комплекса и не только построят четырехзвездочный видовой отель с террасами на 120 номеров.
На припаркованные яхты можно будет полюбоваться со специально обустроенной набережной. На одном берегу с ней построят и видовые апарт-отели на 200 номеров с зоной ретейла и домики на воде. Напротив набережной планируют разместить еще одну изюминку центрального кластера — маяк со смотровой площадкой. Судя по концепции, расположится он будто на островке.
На марину можно посмотреть и из глэмпингов — они появятся на противоположном набережной берегу. Впрочем, уединиться здесь вряд ли получится — сзади глэмпинги будет «подпирать» парковая зона, а сбоку — спа-комплекс с бассейнами. Последние, судя по концепции, расположатся под открытым небом, а вода в них будет подогреваться и зимой, так что добро пожаловать в любое время года. Для посетителей спа-комплекса и не только построят четырехзвездочный видовой отель с террасами на 120 номеров.
Северный кластер. Он расположится чуть выше и правее центрального и будет не менее привлекательным для туристов. На ближайшем к марине берегу построят видовой ресторан (различные кафе предусмотрены в каждом из кластеров). В центре северного кластера — набережная с зонами ретейла и фуд-кортом, вокруг которой построят смарт-отели с видом на канал (70 номеров) и ретейлом на первых этажах. С другой стороны, ближе к воде, появится зона, относящаяся к центру активных видов спорта (как и в южном кластере), рядом — пляжный клуб с бассейном.
Северный кластер будет завлекать туристов банным комплексом. У него удачное расположение, словно вдали от цивилизации: рядом глэмпинг на 20 домов с шатровым рестораном, парковая зона и пруды с возможностью устроить небольшой пикник или порыбачить. А чуть дальше — лес с обустроенными экотропами для тех, кто предпочитает прогулки на свежем воздухе. Можно приезжать и с детьми: недалеко от набережной построят модульные апарт-отели с детскими и спортивными площадками.
Ожидается, что город-курорт будет работать круглый год и найдет чем привлечь туристов в любой сезон. Летом, само собой, будут доступны самые базовые активности — пляж, парки, рыбалка, прокат водной техники. Зимой можно купаться в проруби, подогреваемых бассейнах, кататься на лыжах, на катке (даже в лесу). В «Лаишево» будут выдавать напрокат снегоходы, картинг, появится возможность заняться кайтингом, поиграть в хоккей, устроить пикник. Все места для этого предусмотрены.
А, например, спа-комплекс и маяк, как следует из концепции, предлагаются туристам в качестве ключевых услуг в межсезонье. С одной стороны, логично: весна и осень в России самые продолжительные сезоны. В эти периоды будет работать выставочная галерея, чайный домик, бассейны, теннисный корт и другие объекты активности.
Северный кластер будет завлекать туристов банным комплексом. У него удачное расположение, словно вдали от цивилизации: рядом глэмпинг на 20 домов с шатровым рестораном, парковая зона и пруды с возможностью устроить небольшой пикник или порыбачить. А чуть дальше — лес с обустроенными экотропами для тех, кто предпочитает прогулки на свежем воздухе. Можно приезжать и с детьми: недалеко от набережной построят модульные апарт-отели с детскими и спортивными площадками.
Ожидается, что город-курорт будет работать круглый год и найдет чем привлечь туристов в любой сезон. Летом, само собой, будут доступны самые базовые активности — пляж, парки, рыбалка, прокат водной техники. Зимой можно купаться в проруби, подогреваемых бассейнах, кататься на лыжах, на катке (даже в лесу). В «Лаишево» будут выдавать напрокат снегоходы, картинг, появится возможность заняться кайтингом, поиграть в хоккей, устроить пикник. Все места для этого предусмотрены.
А, например, спа-комплекс и маяк, как следует из концепции, предлагаются туристам в качестве ключевых услуг в межсезонье. С одной стороны, логично: весна и осень в России самые продолжительные сезоны. В эти периоды будет работать выставочная галерея, чайный домик, бассейны, теннисный корт и другие объекты активности.
Под яхтенную марину в городе-курорте «Лаишево» отведут 6 тыс. кв. м, а с учетом суммарной площади акватории марины — 11 тыс. кв. метров /Фото: © Михаил Мокрушин, РИА «Новости»
Почему именно яхты?
Составители концепции отмечают: рынок водного транспорта в республике набрал хорошие темпы роста. Сейчас, по данным «Туризм.РФ», в Татарстане насчитывается 3,1 тыс. моторных лодок и парусных яхт (большинство — от 5 до 10 м), которых с каждым годом становится больше на 10–15%. Между тем существующие марины региона уже заполнены на 90%. Об этой проблеме ранее писал и «БИЗНЕС Online»: собеседники нашего издания из числа владельцев яхт рассказывали, что водная инфраструктура РТ находится позади других городов, расположенных на Волге: к примеру, ни одной заправки на воде в городе не открылось…
Разработчики плана «Лаишево» в концепции указывают на соответствующую проблему — подавляющее большинство стоянок для водного транспорта не обеспечено минимальным сервисом (нет воды, электричества), отсутствует полноценное место, где можно было бы ремонтировать яхты и лодки. «Владельцы судов вынуждены пользоваться сервисом в соседних регионах», — констатируют разработчики концепции.
Почему именно яхты?
Составители концепции отмечают: рынок водного транспорта в республике набрал хорошие темпы роста. Сейчас, по данным «Туризм.РФ», в Татарстане насчитывается 3,1 тыс. моторных лодок и парусных яхт (большинство — от 5 до 10 м), которых с каждым годом становится больше на 10–15%. Между тем существующие марины региона уже заполнены на 90%. Об этой проблеме ранее писал и «БИЗНЕС Online»: собеседники нашего издания из числа владельцев яхт рассказывали, что водная инфраструктура РТ находится позади других городов, расположенных на Волге: к примеру, ни одной заправки на воде в городе не открылось…
Разработчики плана «Лаишево» в концепции указывают на соответствующую проблему — подавляющее большинство стоянок для водного транспорта не обеспечено минимальным сервисом (нет воды, электричества), отсутствует полноценное место, где можно было бы ремонтировать яхты и лодки. «Владельцы судов вынуждены пользоваться сервисом в соседних регионах», — констатируют разработчики концепции.
До введения санкций в 2022 году, как рассказывали источники «БИЗНЕС Online», бизнесмены, да и просто любители парусного спорта гнали свои яхты и катера в Европу, а теперь вынуждены возвращаться к родным берегам. Не исключено, что именно город-курорт «Лаишево», если проект будет воплощен в жизнь, станет их пристанищем. Разработчики концепции уверены: строительство сервиса по обслуживанию яхт и отапливаемых эллингов неизбежно приведет к «привлечению дорогих яхт региона» и позволит расширить яхтенный туризм в Татарстане.
Под яхтенную марину в городе-курорте «Лаишево» отведут 6 тыс. кв. м, а с учетом суммарной площади акватории марины — 11 тыс. кв. метров. Часть территории предусмотрена для хранения яхт зимой (3 тыс. кв. м), еще часть — для «парковки» яхт на воде летом (2 тыс. кв. м). В абсолютных цифрах все выглядит следующим образом: на воде уместится 300 яхт и лодок, на берегу предусмотрено 500 мест для стоянки судов. Тут же расположится и шоурум по продаже яхт.
Разработчики концепции отмечают, что работы предстоит много: площадь нового строительства — 8,2 тыс. кв. м, а также предстоит укрепить дно и берег. Однако очевидных сложностей, которые мешали бы воплощению проекта в жизнь, создатели концепции не видят.
Между тем основатель яхт-клуба «Локомотив» Олег Тюрин отмечает, что для хранения яхт в Татарстане мест сейчас предостаточно. В частности, только на «Локомотиве» в этом году увеличат стояночные места на 50 единиц: «И мы даже пока не знаем, сможем ли мы их заполнить». «В летний период могут быть проходящие яхты [в Лаишево]. Для них достаточно 10 парковочных мест, не более того. Потому что они же не будут там стоять веками, они постоят день-два и поедут дальше, в Казань», — рассуждает Тюрин.
Разработчики концепции отмечают, что работы предстоит много: площадь нового строительства — 8,2 тыс. кв. м, а также предстоит укрепить дно и берег. Однако очевидных сложностей, которые мешали бы воплощению проекта в жизнь, создатели концепции не видят.
Между тем основатель яхт-клуба «Локомотив» Олег Тюрин отмечает, что для хранения яхт в Татарстане мест сейчас предостаточно. В частности, только на «Локомотиве» в этом году увеличат стояночные места на 50 единиц: «И мы даже пока не знаем, сможем ли мы их заполнить». «В летний период могут быть проходящие яхты [в Лаишево]. Для них достаточно 10 парковочных мест, не более того. Потому что они же не будут там стоять веками, они постоят день-два и поедут дальше, в Казань», — рассуждает Тюрин.
Основатель яхт-клуба «Локомотив» Олег Тюрин отмечает, что для хранения яхт в Татарстане мест сейчас предостаточно. В частности, только на «Локомотиве» в этом году увеличат стояночные места на 50 единицФото: «БИЗНЕС Online»
Основной проблемой в строительстве яхтенной марины в Лаишевском районе Тюрин видит отдаленность от столицы РТ. «Если туда ездить, это проблема пробок. Чтобы поехать отдохнуть на свою яхту, например, без проживания, это будет однозначно невыгодно, потому что придется тратить массу времени, чтобы съездить туда и обратно», — рассуждает Тюрин. Решение, по его словам, простое — строительство новых дорог. Иначе хранить в новой яхтенной марине свои суда станут только жители коттеджей в Лаишево, считает он. «Состоятельных жителей Лаишево это привлечет, остальных — нет. От безысходности только там будут ставить, если уж совсем негде», — полагает Тюрин.
При этом он отмечает, что, в частности, сервис по обслуживанию яхт в Татарстане необходим. «У нас пока практически негде поднять, обслужить яхту, поэтому мы большие яхты угоняем в Самару, потому что там много эллингов», — рассказал собеседник.
Так или иначе, отмечает Тюрин, на строительство яхтенной марины понадобятся огромные суммы: понадобится построить закрытую гавань, а также всю инфраструктуру — место под мусор, водовод, канализацию, учитывать затраты на сбор ГСМ, оплату различных неустоек… «Должен строить кто-то не на бюджетные деньги, а тот, кто построит марину, ее будет окупать всю свою жизнь, и дети ее еще будут окупать и вряд ли окупят, — полагает наш собеседник. — В сознании людей яхты — всегда прибыльно, но это далеко не так. Это не тот бизнес, который на Черном море».
Основной проблемой в строительстве яхтенной марины в Лаишевском районе Тюрин видит отдаленность от столицы РТ. «Если туда ездить, это проблема пробок. Чтобы поехать отдохнуть на свою яхту, например, без проживания, это будет однозначно невыгодно, потому что придется тратить массу времени, чтобы съездить туда и обратно», — рассуждает Тюрин. Решение, по его словам, простое — строительство новых дорог. Иначе хранить в новой яхтенной марине свои суда станут только жители коттеджей в Лаишево, считает он. «Состоятельных жителей Лаишево это привлечет, остальных — нет. От безысходности только там будут ставить, если уж совсем негде», — полагает Тюрин.
При этом он отмечает, что, в частности, сервис по обслуживанию яхт в Татарстане необходим. «У нас пока практически негде поднять, обслужить яхту, поэтому мы большие яхты угоняем в Самару, потому что там много эллингов», — рассказал собеседник.
Так или иначе, отмечает Тюрин, на строительство яхтенной марины понадобятся огромные суммы: понадобится построить закрытую гавань, а также всю инфраструктуру — место под мусор, водовод, канализацию, учитывать затраты на сбор ГСМ, оплату различных неустоек… «Должен строить кто-то не на бюджетные деньги, а тот, кто построит марину, ее будет окупать всю свою жизнь, и дети ее еще будут окупать и вряд ли окупят, — полагает наш собеседник. — В сознании людей яхты — всегда прибыльно, но это далеко не так. Это не тот бизнес, который на Черном море».
Что еще понадобится построить?
«Требуется создание инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристической территории „Лаишево“», — сказано в концепции мастер-плана. Так, например, надо возвести трансформаторную подстанцию, котельную, колодцы, канализационно-насосную станцию с очистными сооружениями, подвести газопровод, организовать план обращения с отходами. Также придется построить автомобильный и четыре пешеходных моста, которые свяжут территории, отделенные водой, парковки (по одной в каждом из кластеров) на 37 тыс. кв. м, или на 1,8 тыс. машин.
Конечно, проблему пробок и подъездных путей создатели концепции тоже учли. Для объединения всех зон планируют построить дороги: 5 км — внешних дорог через леса (плюс реконструкция еще 2,5 км) и 6,4 км внутренних. Кроме того, эти дороги нужны для того, чтобы разгрузить поток транспорта через Лаишево, где летом и так есть проблемы с транспортной доступностью и парковками, отмечают разработчики концепции. «Реконструкция готовых дорог, их закольцовка и объединение земельных участков позволят вывести трафик из Лаишево, снизить уровень шума в городе и повысить доступность рассматриваемой туристской территории», — предлагают вариант авторы проекта. Они констатируют: без вырубки леса, увы, не обойдется. Площадь не называется.
«Требуется создание инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристической территории „Лаишево“», — сказано в концепции мастер-плана. Так, например, надо возвести трансформаторную подстанцию, котельную, колодцы, канализационно-насосную станцию с очистными сооружениями, подвести газопровод, организовать план обращения с отходами. Также придется построить автомобильный и четыре пешеходных моста, которые свяжут территории, отделенные водой, парковки (по одной в каждом из кластеров) на 37 тыс. кв. м, или на 1,8 тыс. машин.
Конечно, проблему пробок и подъездных путей создатели концепции тоже учли. Для объединения всех зон планируют построить дороги: 5 км — внешних дорог через леса (плюс реконструкция еще 2,5 км) и 6,4 км внутренних. Кроме того, эти дороги нужны для того, чтобы разгрузить поток транспорта через Лаишево, где летом и так есть проблемы с транспортной доступностью и парковками, отмечают разработчики концепции. «Реконструкция готовых дорог, их закольцовка и объединение земельных участков позволят вывести трафик из Лаишево, снизить уровень шума в городе и повысить доступность рассматриваемой туристской территории», — предлагают вариант авторы проекта. Они констатируют: без вырубки леса, увы, не обойдется. Площадь не называется.
Так, по задумке авторов, добраться до города-курорта из Казани можно будет по региональной дороге в объезд Лаишево (на Челны), с которой обустроят съезд и двухполосную дорогу через лес. Еще один вариант — с проездом через Лаишево по грунтовой дороге, которую планируют переделать. Еще один альтернативный вариант также с объездом Лаишево — заезд через северный кластер по грунтовым дорогам, которые соединят между собой и реконструируют.
Воплощать проект в жизнь начнут уже в этом году, следует из концепции мастер-плана. Работы будет много, в том числе и бумажной. Сначала надо провести межевание земельных участков, сменить категорию использования земель. Затем придется получить статус масштабного инвестиционного проекта (МИП). Это, например, позволит получить земельные участки в аренду без торгов.
Ожидается, что уже в следующем году после завершения всех бюрократических процедур разместят инвестиционные лоты: другими словами, начнут активный поиск и привлечение инвесторов. После этого начнется процедура проектирования и строительства, а открытие города-курорта намечено на 2027-й.
В концепции также отмечают, что будет обсуждаться решение включить город-курорт в межрегиональный туристический маршрут «Великий Волжский путь», запущенный в 2017 году через Нижний Новгород, Ульяновск, Чебоксары, Самару и, конечно, Казань с двумя остановками в РТ — Болгаре и Свияжске.
Воплощать проект в жизнь начнут уже в этом году, следует из концепции мастер-плана. Работы будет много, в том числе и бумажной. Сначала надо провести межевание земельных участков, сменить категорию использования земель. Затем придется получить статус масштабного инвестиционного проекта (МИП). Это, например, позволит получить земельные участки в аренду без торгов.
Ожидается, что уже в следующем году после завершения всех бюрократических процедур разместят инвестиционные лоты: другими словами, начнут активный поиск и привлечение инвесторов. После этого начнется процедура проектирования и строительства, а открытие города-курорта намечено на 2027-й.
В концепции также отмечают, что будет обсуждаться решение включить город-курорт в межрегиональный туристический маршрут «Великий Волжский путь», запущенный в 2017 году через Нижний Новгород, Ульяновск, Чебоксары, Самару и, конечно, Казань с двумя остановками в РТ — Болгаре и Свияжске.
Эксперты: Казань не может предложить туристам отдых у воды
«В Татарстане нужны хорошие качественные туристические объекты за пределами Казани», — говорит глава ассоциации отелей Казани и Татарстана Александра Юшутина. По ее словам, в республике достаточно большое количество «возвратных» туристов, а прошлое жаркое лето показало, что им не хватает отдыха у воды. «К сожалению, столица РТ туристам этого предложить не может. Потому, если там будет представлен качественный отдых именно с привязкой к водной инфраструктуре, это огромный плюс», — рассказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». Однако, по ее мнению, курорту нужно предложить туристам и что-то кроме того, чтобы «просто полежать у воды», в том числе и места для того, чтобы остаться на несколько дней. «В принципе, по опыту глэмпингов видим, что спрос на отдых за городом и у самих казанцев есть», — отметила она. При этом Юшутина подчеркивает: желательно, чтобы в этом случае, как и в Казани, для туристов была альтернатива выбора стоимости места размещения. «Сейчас, чтобы человек мог позволить себе отдых в загородных объектах, у него должен быть заработок выше среднего, — рассуждает Юшутина. — Хочется, чтобы этот момент учли, чтобы имелась возможность разместиться как в объектах более экономичных, так и более высокого уровня».
Собеседница нашего издания отмечает, что запланированные инвестиции в 24 млрд рублей — «объем хороший, если такие инвестиции действительно придут». Однако здесь могут возникнуть проблемы, предполагает она. «Все, что касается строительства, технологий, комплектующих, возможно, будет зависеть не столько от цены, сколько от логистики и других вещей. Потому что те объекты, которые у нас строились в начале 2022 года, столкнулись с проблемой невозможности оплаты материалов из-за рубежа. Случались заминки в плане ввода объектов именно с точки зрения строительства и стройматериалов», — рассказала Юшутина.
Директор туристического агентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов не исключает, что город-курорт может стать новой точкой роста в сфере туризма в Татарстане. «При планировании отдыха на курорте турист выбирает минимум пять ночей, соответственно, большее количество дней находится на территории Татарстана, а это дополнительные расходы на отдых, экскурсии и так далее. Это рост ВРП с точки зрения туризма», — говорит Мифтахов.
При этом он отмечает, что яхтенная марина тоже будет работать на привлечение туристов, причем состоятельных, а ее создание проще, чем, например, санатория на 200–300 мест. «Во-первых, сегмент рынка сам по себе дорог, — рассуждает Мифтахов. — Марина — это самая быстрая вещь, которая может привлечь туристов, причем состоятельных. Грубо говоря, для начала построят причал для яхт, а параллельно будет расти инфраструктура».
Мифтахов предположил, что в зависимости от ряда условий окупиться проект может в ближайшее десятилетие. «Думаю, минимальный горизонт — 10 лет, все зависит от загрузки объекта», — сказал эксперт. При этом он отмечает, что в стране высокий спрос на санаторно-курортный отдых и, если в «Лаишево» это реализуют, потенциал у курорта огромный.
«В Татарстане нужны хорошие качественные туристические объекты за пределами Казани», — говорит глава ассоциации отелей Казани и Татарстана Александра Юшутина. По ее словам, в республике достаточно большое количество «возвратных» туристов, а прошлое жаркое лето показало, что им не хватает отдыха у воды. «К сожалению, столица РТ туристам этого предложить не может. Потому, если там будет представлен качественный отдых именно с привязкой к водной инфраструктуре, это огромный плюс», — рассказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». Однако, по ее мнению, курорту нужно предложить туристам и что-то кроме того, чтобы «просто полежать у воды», в том числе и места для того, чтобы остаться на несколько дней. «В принципе, по опыту глэмпингов видим, что спрос на отдых за городом и у самих казанцев есть», — отметила она. При этом Юшутина подчеркивает: желательно, чтобы в этом случае, как и в Казани, для туристов была альтернатива выбора стоимости места размещения. «Сейчас, чтобы человек мог позволить себе отдых в загородных объектах, у него должен быть заработок выше среднего, — рассуждает Юшутина. — Хочется, чтобы этот момент учли, чтобы имелась возможность разместиться как в объектах более экономичных, так и более высокого уровня».
Собеседница нашего издания отмечает, что запланированные инвестиции в 24 млрд рублей — «объем хороший, если такие инвестиции действительно придут». Однако здесь могут возникнуть проблемы, предполагает она. «Все, что касается строительства, технологий, комплектующих, возможно, будет зависеть не столько от цены, сколько от логистики и других вещей. Потому что те объекты, которые у нас строились в начале 2022 года, столкнулись с проблемой невозможности оплаты материалов из-за рубежа. Случались заминки в плане ввода объектов именно с точки зрения строительства и стройматериалов», — рассказала Юшутина.
Директор туристического агентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов не исключает, что город-курорт может стать новой точкой роста в сфере туризма в Татарстане. «При планировании отдыха на курорте турист выбирает минимум пять ночей, соответственно, большее количество дней находится на территории Татарстана, а это дополнительные расходы на отдых, экскурсии и так далее. Это рост ВРП с точки зрения туризма», — говорит Мифтахов.
При этом он отмечает, что яхтенная марина тоже будет работать на привлечение туристов, причем состоятельных, а ее создание проще, чем, например, санатория на 200–300 мест. «Во-первых, сегмент рынка сам по себе дорог, — рассуждает Мифтахов. — Марина — это самая быстрая вещь, которая может привлечь туристов, причем состоятельных. Грубо говоря, для начала построят причал для яхт, а параллельно будет расти инфраструктура».
Мифтахов предположил, что в зависимости от ряда условий окупиться проект может в ближайшее десятилетие. «Думаю, минимальный горизонт — 10 лет, все зависит от загрузки объекта», — сказал эксперт. При этом он отмечает, что в стране высокий спрос на санаторно-курортный отдых и, если в «Лаишево» это реализуют, потенциал у курорта огромный.
«Лаишево» не станет самым дорогим проектом в России, что отнюдь не умаляет живописности его видов для туристов в настоящем и будущем: этот туристический кластер, отмечают наши собеседники, одна из самых интересных локаций в ТатарстанеФото: «БИЗНЕС Online»
Когда будут известны инвесторы?
Говорить о том, кто проинвестирует туркластер, пока рано, отмечают источники «БИЗНЕС Online» в отрасли. Но поиски уже ведутся, заявили нашему изданию в госкомитете РТ по туризму: за это отвечает сам комитет, а также корпорации «Туризм.РФ», АИР и Лаишевский муниципальный район. А пока необходим утвержденный мастер-план, из документа будут понятны турпоток и номерной фонд и, как следствие, окупаемость курорта для инвесторов. По нашим данным, договор на разработку мастер-плана заключен с консалтинговой компанией «Технологии доверия» (бывшая «PwC Россия», вышедшая из международного аудиторского гиганта в 2022-м). Ожидается, что итоговый мастер-план появится уже в этом году.
Примером при создании мастер-плана для «Лаишево» может стать опыт российских курортов «Завидово» (Тверская область) и «Ярославское взморье», а также курортов со схожим климатом в Европе. Эталонные курорты для разработчиков мастер-плана — загородные, работающие круглый год, сочетающие в себе яхтенную марину и большое разнообразие услуг. Таким, собственно, и видят будущее татарстанского курорта.
«Лаишево» не станет самым дорогим проектом в России, что отнюдь не умаляет живописности его видов для туристов в настоящем и будущем: этот туристический кластер, отмечают наши собеседники, одна из самых интересных локаций в Татарстане, уже состоявшийся туристический бренд, который нуждается в качественном развитии. В России есть более дорогие курорты, которым финансово содействовало государство в последние годы. Например, «Архыз» на Северном Кавказе — в него только федеральных средств было вложено 23 млрд рублей. Ну и, конечно, «Красная Поляна» в Сочи, куда до сих пор вкладываются частные инвесторы: например, в 2021 году сообщалось, что за пять следующих лет курорт планирует привлечь 46 млрд рублей инвестиций.
Когда будут известны инвесторы?
Говорить о том, кто проинвестирует туркластер, пока рано, отмечают источники «БИЗНЕС Online» в отрасли. Но поиски уже ведутся, заявили нашему изданию в госкомитете РТ по туризму: за это отвечает сам комитет, а также корпорации «Туризм.РФ», АИР и Лаишевский муниципальный район. А пока необходим утвержденный мастер-план, из документа будут понятны турпоток и номерной фонд и, как следствие, окупаемость курорта для инвесторов. По нашим данным, договор на разработку мастер-плана заключен с консалтинговой компанией «Технологии доверия» (бывшая «PwC Россия», вышедшая из международного аудиторского гиганта в 2022-м). Ожидается, что итоговый мастер-план появится уже в этом году.
Примером при создании мастер-плана для «Лаишево» может стать опыт российских курортов «Завидово» (Тверская область) и «Ярославское взморье», а также курортов со схожим климатом в Европе. Эталонные курорты для разработчиков мастер-плана — загородные, работающие круглый год, сочетающие в себе яхтенную марину и большое разнообразие услуг. Таким, собственно, и видят будущее татарстанского курорта.
«Лаишево» не станет самым дорогим проектом в России, что отнюдь не умаляет живописности его видов для туристов в настоящем и будущем: этот туристический кластер, отмечают наши собеседники, одна из самых интересных локаций в Татарстане, уже состоявшийся туристический бренд, который нуждается в качественном развитии. В России есть более дорогие курорты, которым финансово содействовало государство в последние годы. Например, «Архыз» на Северном Кавказе — в него только федеральных средств было вложено 23 млрд рублей. Ну и, конечно, «Красная Поляна» в Сочи, куда до сих пор вкладываются частные инвесторы: например, в 2021 году сообщалось, что за пять следующих лет курорт планирует привлечь 46 млрд рублей инвестиций.