Отдельно следует отметить сферы яхтенного и круизного туризма.
Президент поручил в срок до 1 марта "представить предложения по созданию к 2035 году на территории Российской Федерации федеральных круглогодичных морских курортов, рассчитанных на прием не менее 10 млн. человек в год".
Очевидно, что комплексный подход к строительству курортов должен включать в себя и инфраструктуру яхтенного и круизного туризма.
Другим поручением Президент поставил задачу рассмотреть вопросы:
об обновлении (замене) круизного и прогулочного флота, в том числе:
- о субсидировании процентной ставки по кредитам, полученным российскими предприятиями на строительство и модернизацию круизного флота;
- об увеличении размера судового утилизационного гранта при строительстве российскими предприятиями круизных судов;
- о финансировании строительства на российских верфях не менее 140 круизных судов класса «река – море» в рамках программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта;
о создании, модернизации и восстановлении портовой инфраструктуры, в том числе причальных сооружений, для круизных и пассажирских судов;
о развитии индустрии яхтенного туризма и регистрации яхт различного класса в реестрах судов Российской Федерации;
Отдельно следует отметить поручение Правительству Российской Федерации подготовить совместно с МИДом России, МВД России, ФСБ России и представить предложения:
по упрощению требований, касающихся деятельности в сфере туризма, связанной с использованием российских туристских судов, включая неприменение правил пограничного режима, применение уведомительного порядка осуществления деятельности по организации круизов при безусловном выполнении требований безопасности;
по распространению в субъектах Российской Федерации практики г. Санкт-Петербурга, предусматривающей обеспечение безвизового въезда в Российскую Федерацию и временного пребывания в Российской Федерации в составе организованных групп иностранных граждан, являющихся пассажирами круизных судов, в целях организации круизов в морских акваториях и по внутренним водным путям Российской Федерации.
За последний допандемийный год было зафиксировано 48 миллионов поездок россиян за рубеж, что в настоящих условиях дает огромный потенциал для развития внутреннего туризма.
Во исполнение получения президента РФ для создания в России на федеральном уровне все сезонных курортов на побережье Черного, Балтийского, Каспийского, Азовского морей, а также в Приморье, на побережье которых смогут ежегодно отдыхать до 10 млн туристов, необходимо в ближайшие пять лет по предварительной оценке построить и модернизировать более 20 000 отелей, глэмпингов и другой курортной инфраструктуры в том числе порядка 10 000 яхтенных стоянок.
Необходимо комплексно развивать прибрежные территории с учетом лучших мировых практик, а строительство марин позволяет осуществить реализацию этой стратегии на вновь возводимых искусственных территориях, создавая новую "первую линию" курортных объектов, при этом не конкурируя с существующей инфраструктурой, а расширяя её.
Ранее на круглом столе по развитию яхтинга было заявлено, что свыше 30 яхтенных марин планируется создать в ближайшие годы на Азово-Черноморском побережье юга России, что поспособствует развитию туризма.
Эксперты по развитию яхтинга ранее входившие в рабочую группу при Ростуризме, в настоящий момент согласовывают с Минэкономразвития РФ существующую дорожную карту Концепции развития яхтенного туризма, принятую Правительством РФ в 2021 году.
Так в рамках Сочинского курортно-инвестиционный форум (СКИФ-2022), который пройдет с 17 по 19 ноября инвесторы, девелоперы, строители и операторы марин, производители яхт и судового оборудования, а также представители власти, бизнеса, науки, общественных организаций, отельеры, архитекторы, дизайнеры, риэлторы – специалисты из разных сфер обсудят будущее яхтенного туризма в новых реалиях, когда внутренний турпоток на российское морское побережье растет.
Как сделать яхтинг в стране доступным и массовым, сколько марин для этого нужно построить, как они могут повлиять на инвестиционную привлекательность городов, какая законодательная база для этого нужна - эти и другие вопросы будут обсуждать на форуме.