Информационный портал
о строительстве марин и развитии инфраструктуры яхтинга в РФ

Организаторы регат и спортсмены

«Умение управлять парусником и игра на струнном инструменте во многом похожи»

Эксперт-консультант – всемирно известный скрипичный мастер Джебран Якуб
Оказывается, он профессиональный яхтсмен и дайвер. А еще Джебран бывал в Сочи с детства и хорошо чувствует характер Чёрного моря.
- Джебран, вы всемирно известный и востребованный мастер по изготовлению музыкальных инструментов, виолончелист, ювелир, создатель и вдохновитель Music sail festival. Это очень важная часть вашей жизни. Но, судя по фотографиям разных лет, можно сделать вывод: не менее важной составляющей вашей жизни стал яхтинг. Когда и как вы впервые оказались на яхте? Где это было и при каких обстоятельствах?

- Спасибо большое за такие слова, мне очень приятно, если я действительно «всемирно известный». Постараюсь говорить понятными для широкой аудитории словами. На счет яхтинга… я бы не называл это только яхтингом. Я с детства любил все стихии. Нравилась авиация, обожаю море. Я технический дайвер-спасатель, tech daiver. Так получилось, что с самого детства, где бы я ни находился, рядом со мной была вода.

Габриэль Джебран Якуб
эксперт-консультант – всемирно известный скрипичный мастер
Я родился в Санкт-Петербурге и жил в доме на набережной реки Мойки. Смотришь в окно, видишь, как проходят речные трамвайчики, лодки… Любовь к воде, к морю у меня проявилась очень рано. Много времени я проводил на круизных теплоходах. В детстве жил также в Сирии, летом мы из порта Латакия на теплоходах (советские круизы) шли в Одессу и обратно. Путешествие в один конец длилось около 10 дней. Теплоходы были известные: «Аджария», «Башкирия», «Лев Толстой», «Максим Горький». Все детство у меня связано с морем, навигацией. И когда мне исполнилось 6 лет, бабушка мне подарила лодку. В Белоруссии у моих предков есть дача, она находится на полуострове между реками Западная Двина и Ульянка. И там у нас была лодка. С 4 лет я учился грести и это дело очень любил.

В Питере были парусные клубы. Но осознанно парусным делом я стал заниматься в 2000-х, в Греции, на Ионических островах. Это сказочное место. Там проживали всемирно известные Мария Каллас, Аристотель Онассис, Жаклин Кеннеди…У меня там много друзей и среди местных, и среди приезжих. Люди прибывают туда со всего мира (из Австралии, Америки, Голландии и т. д.) и проводят там свои каникулы. Знаю тех, кто это делает на протяжении 35 лет. У нас там сформировалась некая коммуна яхтсменов. Началось все с моторных лодок – и маленьких, и больших. Я раньше очень любил скорость. Но на парусе, как на другой планете: там и романтика, и адреналин. Нужно знать ветра и уметь с ними правильно обращаться. Это уже погружение в законы физики.

- Ваш учитель скрипичного дела Владимир Китов был очень талантливым и многогранным: он проектировал подлодки, изобретал всевозможные полезные устройства, освоил ювелирное дело и стал непревзойденным скрипичным мастером, которому мой папа возил материал из Сочи в Санкт-Петербург. Китов, оказывается, был капитаном первого ранга. Его отношения с морем как-то на вас отражались? Может быть, в беседах или еще как-то?
- Владимир Александрович Китов – это мой второй отец. Это для меня очень близкий человек. Увы, его не стало. Но я до сих пор чувствую, что могу взять трубку и позвонить ему. Я его знаю с раннего детства, потому что моя мама доверяла виолончель только ему. Он друг семьи. И так получилось, что он, совершенно не задумываясь, взял меня под свое крыло. И обучал меня всему, чему можно. В советское время было сложно с ним общаться, потому что я жил за границей. А у него по роду его деятельности был ограниченный доступ к общению с иностранцами. Официально нам было запрещено общаться. Но, конечно, мы общались. Я рос и все чаще бывал в его мастерской. Мои уроки и лекции, если можно так сказать, проходили у него. Я приезжал в Питер, и мы сразу назначали время встречи. Когда я был маленький, мы обсуждали с ним темы изготовления и реставрации скрипок. Он был инженером-акустиком, физиком. Ходил под парусом, был моделистом. Мы общались с ним на любые темы. Зная мою страсть к морю, много мне о нем рассказывал. Он был хорошо осведомлен во всех сферах мореходства. У него было много друзей – специалистов разных профилей. И с ними можно было проконсультироваться на любую тему: моторы – пожалуйста, металл – пожалуйста. Хвастали друг перед другом своими знаниями. Когда я уже встал на ноги, мне было приятно, что и я могу быть чем-то ему полезен, звонил и рассказывал о чем-то новом, он всегда слушал с большим интересом.
Мое обучение парусному яхтингу, моторному яхтингу относится к английской королевской школе. А Владимира Александровича – к советской школе. И я много узнал интересного от него именно о советском парусном деле. Западная школа имеет свою специфику, советская – свою.
Сейчас школы объединились. На протяжении многих лет я каждый день перед сном захожу в ютуб и смотрю эфиры наших яхтинговых блогеров, европейских, американских и российских. Недавно мой друг из Иркутска купил яхту и отправился на Кубу. Сейчас путешествует у берегов Панамы, он ведет свой видеоблог, и я внимательно слежу за его бесценным опытом.

Продолжая отвечать на вопрос… Помню твоего папу с детства. Он доставлял лучшее дерево для всех мастеров России. О Каро очень хорошо отзывался Владимир Александрович Китов. Твой отец был важным звеном в цепи нашего российского музыкального мира. У нас был свой микроклимат. Когда я был маленький, было очень трудно доставать литературу, связанную с мастеровым делом. Мы сами делали рабочие инструменты через знакомых инженеров и умельцев. Это была одна семья, и каждый человек в ней был неотъемлемым звеном. Помню, когда среди мастеров был дефицит с осетровым клеем, мы его доставали через твоего отца. Он был частью важного периода и моей жизни, когда я формировался и делал карьеру скрипичного мастера и реставратора.
- Где и у кого вы обучались шкиперскому делу?

- У меня сертификаты окончания мореходной, речной школы радиокоммуникации в Берлине. А начинал я обучение в Италии и Греции. Там учился в одной английской компании. Но повторю: я шел к этому с самого детства. Помню, как в четыре года мама меня обучала гребле на Западной Двине, у реки очень быстрое течение, что создает сложности. И в это же время я начал учиться игре на виолончели – водить смычком по струнам. Входить веслом в воду, выходить – это то же самое, что и играть на виолончели. Вообще во многих видах спорта и в жизненных ситуациях есть параллели, все, что касается физики, это одно и то же. Вязкость воды и вибрация струны под смычком очень похожи.
Сейчас похвастаю, потому что, мне кажется, такого еще никто не делал. Настройку натяжения вантов мачты для регулировки хода яхты я провожу виолончельным смычком (хорошо наконифоленным). И я их настраиваю по нотам. Может, некоторые яхтсмены подумают, что я сумасшедший. Но объясню: стальной канат имеет определенное натяжение, а значит, он имеет определенную ноту. Значит, я могу эти два троса настроить в унисон. Получается очень басовый звук, особенно если мачта высокая. Это мое ноу-хау скрипичного мастера и виолончелиста – на яхте. Я это делаю как бы в шутку, но - результат идеальный.
- Вы мне нужны как эксперт: где хорошие яхтенные стоянки, чем они хороши, что должно быть базово на таких маринах?

Про яхтенные стоянки – это очень глобальный вопрос. По моему опыту, вот важные моменты: безопасность, естественно, и удобство, доступность. Люди также ищут, где оптимальное соотношение цены и качества. Важна хорошая инфраструктура. Важно, чтобы о марине была полная информация – о менеджменте и качестве обслуживания. В этом огромную роль играет человеческий фактор: как обучен персонал и с какой философией он работает. В хорошей марине обычно высокий сервис, компетентные механики, есть доступность запчастей, а также недалеко расположены рестораны, достопримечательности.
- Вы ходите под парусом с друзьями, иногда берете с собой родителей. Сколько по времени в среднем длятся такие путешествия? Ваши любимые маршруты? Чем вы занимаетесь во время плавания?

- Во время пандемии так бывало, что родные и близкие не могли прилететь и провести со мной время, и я выходил в море в одиночку на немаленькой яхте. Мне иногда нравится ходить в одиночку. Для этого яхта должна быть чуть лучше оснащена, чем среднестатистическая яхта. Особенно, когда дело доходит до швартовок: там все очень непросто.
Чем мы занимаемся во время плавания? Сначала кое-что поясню. Яхтинг – особенное занятие, это адреналин (сильная концентрация) и одновременно отдых. Во время хождения меня посещает много свежих идей, я заряжаю свои внутренние батарейки. Строю планы на всю зиму, на приходящий сезон.
Одна из самых приятных сторон яхтинга – это возможность приятно проводить время с друзьями, показывать им и родным красивые места. Это наслаждение и расслабление. В последние годы очень люблю проводить летние каникулы на Ионических островах Одиссея. Зову с собой много друзей. И мой музыкальный фестиваль @music_sail_festival похож на плавучую филармонию. Он позволяет мне приглашать их на яхту и хорошо проводить время вместе. Мы объединяем дружбу, музыку и яхтинг.
- Какую грань себя вы постепенно раскрываете, приходя на яхту в качестве – кого?

- Я дружелюбный человек, обожаю своих друзей. Люблю находиться в их окружении, делиться с ними своими радостями. Когда нахожу красивое место, хороший ресторан, приглашаю туда друзей, чтобы приятно вместе провести время, поделиться с ними красотой. На яхте же я в качестве человека, который отвечает за это судно и за тех, кто в нем находится. Я не из тех, кто хочет выпендриться перед другими.
Яхтинг, как и шахматы, меня учит думать на несколько шагов вперед. Например, в дайвинге ты отвечаешь за себя и свое снаряжение. А если у тебя пассажиры, то ты отвечаешь за всех, кто с тобой. Твое решение самое важное, ты слушаешь себя. И чем больше шагов вперед предвидишь, тем проще в экстренных ситуациях.

Какую грань открываю в себе? Естественно, узнаю себя с новой стороны. Бывает, на яхте собирается много людей, порой незнакомых. Случаются ситуации, когда ты не знаешь, чем может все закончиться. И фактор импровизации – самое интересное в этом занятии. Как будто ты играешь музыкальное произведение с листа с хорошим оркестром – сразу на публику. Сильнейший адреналин. Яхта – как маленький необитаемый остров. Возникают и стрессовые ситуации с людьми на борту. В такие моменты я учусь держать себя в руках, отпускать, что не нужно, не реагировать на маленькие возбудители. И искать другую философию жизни.
- Что дают вам, вашей душе и телу, вашему сознанию такие парусные каникулы?

- Как я уже говорил, это меня очень сильно вдохновляет, я могу уединиться, увидеть себя с разных сторон. Именно в это время в голову приходит много идей на следующий год и планов на жизнь. На парусной яхте много полета и романтики, как будто тебе приделали крылья, и ты сам летишь. Морской воздух, простор, горизонт и пустота заряжают.

- Слышали ли вы, что российское правительство недавно подписало Концепцию о развитии яхтенного туризма в России. Было бы вам интересно в будущем походить под парусом в наших широтах? Ведь в Турции таких стоянок сотни, тот же Гёчек очень востребован. Каким инфраструктурным критериям и требованиям должны отвечать эти стоянки и сами места?

- Да, я бы хотел ходить по Чёрному морю. Хотя погодные условия в Сочи не всегда бывают такими благоприятными, как, например, в Греции.
Другая моя большая мечта, но на ее осуществление нужна большая команда, - пройти на яхте от Гамбурга до Санкт-Петербурга и обратно. Но нет столько свободного времени. И я люблю там, где жарко. Вы упомянули Турцию. Считаю, что можно сделать российские марины ничем не хуже турецких.
Надо всеми способами популяризировать яхтинг, сделать его доступным по цене. Ведь его до сих пор многие воспринимают как что-то недоступное, дорогое, элитное. Можно строить либо с нашим оборудованием, либо покупать (комплектовать) в Китае по хорошим ценам. Если у нас построить качественную инфраструктуру для среднего сегмента, яхтенные стоянки, школы, это все создаст благоприятный климат для развития отрасли.

- Ваша мама как-то связана с Головинкой. Если это не секрет, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Подруга детства моей мамы имеет дачу в Головинке. С самого детства мама проводила там с друзьями время. И я туда приезжал. Мы отдыхали какое-то врем в Сочи, точнее – в Головинке. О Сочи и Головинке у меня много хороших воспоминаний. Это время моего юношества.

- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите упоминание города Сочи?

- Самое первое – это Морвокзал. Он очень красивый.
Сейчас, конечно, Сочи сильно изменился. Там у меня много друзей-музыкантов, работающих в «Сириусе». Но все же Сочи для меня – это Головинка. А там – первая морская подводная охота, вечера, закаты и костры на гальке. Это очень крутые волны, в которых надо уметь купаться в шторм, они очень отличаются от средиземноморских. Это волны, которые легко могут с тебя снять плавки.
Еще Сочи для меня – это поезд «Северная Пальмира» и 3-я полка в нем в плацкартном вагоне «зайцем», потому что раньше очень трудно летом было достать на него билеты из Сочи в Санкт-Петербург. И незабываемая «санитарная зона», когда нельзя было идти в туалет.
Помню то легендарное очень большое дерево*** в центре Головинки, забыл, как называется.

- Что общего и что контрастно в ваших двух делах жизни – в скрипичном деле и в яхтинге?

- Я бы соединил роль человека, который играет на смычковом инструменте, яхтинг и скрипичное мастерство. Это все очень близкие явления. Хорошая скрипка – как хороший парусник. Их объединяют четкие законы физики. Чтобы из инструмента извлекать хороший звук – это то же, что выжимать из яхты максимум при любом ветре. Это параллельные ощущения. Штурвал, сопротивление ветра и воды, сила, которую дает ветер, двигающий корпус сквозь воду, очень похожи на вождение смычка по струнам. И здесь тот самый резонанс и обертона. Когда ты извлекаешь на музыкальном инструменте звук в правильном месте, правильная скорость смычка, правильные струны, – это то же самое, что правильно настроить паруса по курсу. Те же самые ощущения обертонов, когда ты играешь на музыкальном инструменте, и то же самое – на яхте.
Яхты могут быть разных ходовых характеристик, так же и скрипки бывают разных звуковых характеристик. И одинаково хорошо надо понимать и скрипку, и яхту. Как можно оптимально из скрипки извлечь звук. В этом секрет не только музыкантов, но и капитанов. К сожалению, чаще просто разделяют: это хороший инструмент, это плохой. На самом же деле хороший музыкант на любом инструменте может неплохо звучать.
Мой музыкальный фестиваль – это хорошая платформа для развития яхтинга и привлечения музыкальной публики для слияния этих двух миров.

Беседовала Анна Петросян.

*** Тюльпановое (тюльпанное) дерево в центре поселка Головинка Лазаревского района Сочи – легендарный лириодендрон тюльпаноносный (лиран), или «дерево Раевского», охраняется государством.