Архитекторы и инженеры

«Цифра, кадры и яхты:

Как строить будущее российской стройиндустрии на волне инноваций»

Интервью с Константином Николаевичем Нестеровым Полуфиналистом V Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли» в 2025

Константин Николаевич Нестеров
Полуфиналист V Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли» в 2025
Главный инженер проекта,
ООО «Центр развития рекреационных территорий «Новые Горизонты».
Константин Николаевич, во-первых, поздравляем с выходом в полуфинал V (пятого) Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли».

Ваше участие – это не только личный профессиональный рывок, но и яркое стремление внести реальный вклад в развитие всей отрасли России.
Переходя к нашему сегодняшнему разговору, хочется начать с такой мысли, что цифра, скорость, экология – эти слова звучат повсюду. Но потенциал наших городов и регионов, особенно приморских, огромен. Чтобы раскрыть его и выйти в мировые лидеры, нужны не слова, а конкретные системные шаги.

Давайте поговорим о том, как всей строительной индустрии совершить этот рывок. И чтобы разговор был максимально предметным, возьмем как пример один очень перспективный, но и невероятно сложный кусочек – развитие яхтенного туризма на нашем Черноморском побережье, скажем, в Сочи. Это же, как живая микромодель всех ключевых вызовов, стоящих перед отраслью: здесь и передовые технологии, и острый кадровый вопрос, и высочайшая планка экологии, и необходимость слаженной работы бизнеса, государства и науки!

Вопрос 1 (Цифра – Двигатель Прогресса):
Константин Николаевич, давайте начнем наш разговор о будущем стройки, где цифра, кадры и яхты плывут в одном фарватере. Везде говорят про BIM, цифровых двойников. Это реально меняет правила игры для всей стройки? И как это спасает, скажем, при строительстве гостиницы в горах или на побережье сложной марины?

Константин Николаевич (Энергично):
Меняет кардинально! Это не просто "модные штучки", а вопрос выживания и конкурентоспособности. Представьте:

BIM и двойники – это как рентген и томограф для проекта до первой лопаты. Видишь все стыки, конфликты коммуникаций, просчитываешь нагрузки – и исправляешь на экране, а не на стройплощадке. Экономия – колоссальная!

Дроны, лазерное сканирование – за пару часов получаешь точнейшую карту сложного рельефа Сочи. Больше никаких сюрпризов в горах при прокладке дорог к будущей марине или тоннелей.

ИИ – анализирует горы данных: от грунтов до погоды, подсказывает оптимальные решения.

А теперь про марины на побережье Сочи – здесь цифра просто спасение!
Горный рельеф, море, сейсмика – ошибка в проекте причала или волнореза может дорого стоить. Цифровое моделирование позволяет:
Просчитать все нагрузки на гидротехнику от волн и ветра. Увидеть, как объект "впишется" в сложный ландшафт, не нарушив красоту с помощью VR/AR-технологий для визуализации проектов.
Смоделировать работу систем очистки воды еще до строительства.
Без этих технологий браться за такие проекты – чистая авантюра.

Цифра – это новый фундамент стройиндустрии, точка.
Вопрос 2 (Кадры – Больная Тема):
Кадровый голод – общая беда. Но для таких нишевых вещей, как яхтенные марины, он, наверное, просто катастрофический? Кого не хватает острее всего и почему система подготовки "буксует"?

Константин Николаевич (Улыбается):
Конечно, тут без целой команды не обойтись! Самыми востребованными, без сомнения, будут несколько направлений:

Гидротехники – это наши главные по воде. Кто будет проектировать волнорезы, причалы, доки – всё то, что напрямую взаимодействует с морем.
Представьте: они буквально "договариваются" со стихией!
Рассчитывают, как волна ударит в мол, как течения будут омывать сваи, чтобы и стояло надежно, и не размывало берег через год.
Без их точного расчета – пиши пропало, вся марина может уплыть или треснуть по швам.

Портовые инженеры – их задача: продумать марину "под ключ".
Чтобы яхтам было удобно, безопасно, а инфраструктура работала как часы.
Это не просто пришвартоваться!
Они продумывают: как яхты зайдут в акваторию, где будут заправляться, как выгружать мусор, где стоять сервисным катерам, как организовать безопасный проход людей.
Они – как дирижеры, от которых зависит, будет ли в марине хаос или слаженная симфония.

Экологи-проектировщики – Без них сейчас никуда, и особенно у моря!
Важно не просто построить, а построить так, чтобы природу сохранить.
Они – "совесть проекта".
Не только нормы проконтролируют (чтобы не нарушить), но и встроят защиту в саму конструкцию: продумают системы сбора и очистки всех стоков (и льяльных вод с яхт – это особая головная боль!), выберут материалы, которые не отравят воду, рассчитают, как минимизировать шум и световое загрязнение для морских обитателей.
Они следят, чтобы марина жила в гармонии с морем, а не убивала его.

BIM-специалисты – Наше всё в цифре!
Кто будет создавать эти сложные 3D-модели всего проекта, и оптимизировать стройку еще на бумаге, вернее, в компьютере.
Это волшебники виртуального мира.
Они соберут в одну модель всё: от каждой трубы под причалом до архитектуры яхт-клуба.
Покажут заранее, где труба упрется в кабель, помогут выбрать самый быстрый и дешевый способ монтажа, смоделируют, как поведет себя конструкция при шторме.
Без их моделей – как в тумане строить, дороже выйдет и дольше.
Они переводчики между идеей и реальностью.

Инженеры-конструкторы – Решатели нестандартных задач.
Когда нужен особый подход или уникальное решение – это к ним.
"Стандарт не катит? Жми сюда!"
Уникальный дизайн волнореза? Сложный переход между уровнями набережной? Необычная крыша для яхтенного ангара? Или фундамент в особо капризном грунте?
Они найдут выход, придумают, как воплотить задумку архитектора или справиться с коварным участком берега, чтобы все держалось и не развалилось.
Они – инженерный спецназ проекта.
Вопрос 3 (Экология – не тренд, а обязаловка):
"Зеленое" строительство – мировой тренд. Но для приморских проектов, особенно таких чувствительных, как марины, это же не просто "хорошо иметь", а жизненная необходимость? Как совместить развитие и сохранение нашей уникальной природы в Сочи?

Константин Николаевич (Убежденно):
Абсолютно верно! Черное море – не полигон. Марина – это не просто бетонные коробки у воды. Это объект в экосистеме. И здесь экология – не пункт в отчете, а основа проектирования!

Общая задача отрасли:
  • Переход на "зеленые" стандарты – энергоэффективность, рециклинг отходов, низкоуглеродные материалы.
  • Принцип эконравственности – чтобы новые и развивающиеся города, и конечно город Сочи рос в гармонии с природой, а не вопреки.
Конкретно для марин, хочу сказать, что сточные воды это львиная доля загрязнений! Обязательны суперсовременные локальные очистные – никаких сливов "на авось".

Недавнее участие в проектировании очистных сооружений с глубоководными выпусками дает представление, что надо менять подходы. При проектировании марин применять замкнутый цикл водопользования как, например, в маринах в Швеции. У них там системы рециклинга, которые, позволяют повторно использовать до 80% технической воды после многоступенчатой очистки.

Также важна борьба с коррозией: Влажный соленый воздух – убийца для обычных материалов.
Нужны специальные покрытия, нержавейка, композиты– и это область для прикладной науки!
Использование биоразлагаемых материалов.
Где возможно – использовать их (скажем, элементы настилов, отделки).

Мониторинг онлайн: Датчики контроля качества воды, воздуха –цифровой двойник марины должен включать и экологическую "составляющую".
Построить можно быстро, а убитую природу не восстановишь.

Для Сочи, чья привлекательность в его природе, экологические огрехи в марине – это удар по всему туристическому имиджу региона.

"Зеленый" – это новый стандарт качества и безопасности стройки у моря.
Вопрос 4 (Наука, Свое Производство, Мировой Опыт):
Интеграция науки и производства, снижение импортозависимости, кооперация – общие мантры. Но как это работает на практике для нашей темы? Где искать прорывы для яхтенной инфраструктуры?

Константин Николаевич (С энтузиазмом):

А вот здесь – огромное поле для маневра! Яхтенное направление может стать драйвером. Наука должна включаться в это дело.

Вузы Сочи, Крыма, Дальнего Востока: Идеальные площадки для прикладных исследований по коррозии (соленая вода + влажность), новым композитным материалам для пирсов, биозащитным покрытиям.

Цифровые двойники марин: Разработка и тестирование – мощная задача для научных коллективов и IT-компаний. Оптимизация логистики, энергопотребления, безопасности в виртуале.

Оборудование: системы очистки сточных вод для яхт, умные системы управления мариной, швартовые кнехты – наше производство необходимо совершенствовать, чтобы и дальше снижать риски, и одновременно создавать рабочие места.

Материалы: Спецбетоны, устойчивые к морю металлоконструкции.

Необходима вертикальная интеграция – когда производители стройматериалов работают в связке со строителями марин под конкретные задачи Сочи или Крыма.

Кроме того конечно нужно использовать мировой опыт и учиться у лучших.

Взять опыт скандинавов, и проработать их эталоны в экологичном проектировании.
Как строить, чтобы природе было хорошо.

У голландцев, изучить лучшие наработки по защите сооружений и городов от воды.
У них вся страна – пример борьбы с морем и победы.

Ну и конечно итальянцы, законодатели мод в яхтенном строительстве и дизайне, сервисе.

У французов отличная система сертификации специалистов – образец ясности. Можно что то подсмотреть.

Турция, ОАЭ, Азербайджан, как вариант: Партнеры по реализации крупных прибрежных проектов, рынки для совместного освоения технологий.

В целом, стройка марины – идеальный "полигон" для отечественных разработок и кооперации. Здесь можно быстро получить результат и показать: "Сделано в России для сложных условий"!
Вопрос 5 (Государство, Деньги, Правила):
Без поддержки "сверху" большие инфраструктурные проекты, особенно такие комплексные, как развитие побережья с маринами, тоннелями, набережными – вряд ли взлетят. Что конкретно нужно от государства отрасли в целом и этому направлению?

Константин Николаевич (Четко, по делу):

Поддержка нужна системная и точечная. Общее для стройки четкие и быстрые правила: Убрать бюрократические "затыки" в согласованиях, разрешениях.
Цифровые платформы типа ГИС ЖКХ – в помощь!

Инвестиции в инфраструктуру: Мосты, дороги, коммуникации к перспективным зонам развития – это база. Без гос.вложений или ЧПП здесь не обойтись.

Налоговые стимулы для внедрения "зеленых" технологий и цифровизации.

Конкретно для прибрежных проектов / марин, хотел бы сделать ключевой акцент:
Федеральный фонд развития приморских территорий: Не размазанный, а целевой – на комплексное развитие побережья: марины + транспорт + сервис. Выделить приоритетные регионы, в том числе проекты Сочи – в приоритет!

Гранты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы): Особенно по темам коррозии в морской воде, новым материалам для гидросооружений, экологичным очистным технологиям.
Это критично!

Госзаказ на кадры: Целевое финансирование подготовки тех самых гидротехников, портовых экологов, BIM-специалистов для морских проектов.

Специальные инвестиционные условия: Льготы по земле, налогам для инвесторов, готовых строить современные, технологичные и экологичные марины.
Риски высоки, нужны гарантии.
Марина в Сочи – это не бизнес-проект одного отеля, это развитие целого кластера, точка роста для региона. Без гос.денег и гос.политики тут не справиться.
В заключении нашего интересного разговора хотелось бы договориться на будущее общение и обсуждение развития строительной отрасли уже на примере реализации будущих проектов марин в Сочи.

Константин Николаевич (Воодушевленно):
Видите ли, яхтенная инфраструктура – это как лакмусовая бумажка для всей стройиндустрии.

Здесь сошлось все: и суперсовременные цифровые инструменты, и острый кадровый голод по уникальным спецам, и высочайшие экологические требования, и необходимость господдержки, и запрос на инновации с кооперацией.

Решив эти задачи здесь, на побережье, мы создаем модель для всей отрасли!
Успех – только в связке.

Государство – задает правила, поддерживает инфраструктуру и научно-исследовательские работы.
Бизнес – инвестирует, создает учебные центры, внедряет инновации, дает практику.
Вузы – готовят не "теоретиков", а востребованных бойцов с цифровыми навыками и широким кругозором.
Наука – работает на конкретные запросы производства.

Именно таких комплексных решений ищут "Лидеры строительной отрасли".
И я верю, что наша стройиндустрия готова к этому рывку – от Сочи до Владивостока.

Будущее строим сегодня, и строить его нужно умно, чисто и вместе!
Спасибо!
С нами беседовал Константин Николаевич Нестеров, главный инженер проекта в ООО «Центр развития рекреационных территорий «Новые Горизонты».
Полуфиналист V Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли», который проходит в настоящее время.
Участие в конкурсе демонстрирует стремление к профессиональному росту и развитию, а также желание внести вклад в развитие строительной отрасли России. Желаем успехов и выхода в финал конкурса!
Решающую роль вовлеченности в данную тему оказал инициатор и создатель концепции инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Российской Федерации – ООО «Центр развития рекреационных территорий «Новые Горизонты»

12.07.2025

© All Right Reserved. My company Inc.
e-mail us: hello@company.cc