Современные марины из склада плавсредств на воде превращаются в самостоятельные объекты туризма и рекреационного отдыха. Становясь своеобразным культурно-деловым центром, морские рекреационные комплексы функционируют круглогодично в активном режиме, что значительно снижает влияние сезонности на их экономическую эффективность. Универсальность и насыщенность марин даёт им возможность полностью удовлетворять потребностям не только традиционного туризма, но и наиболее перспективным направлениям — событийного конгрессного туризма. При этом различные объекты, насыщающие МРК, имеют ряд особенностей, отличающих их от аналогичных объектов селитебной или рекреационной среды. Поэтому в состав марины как места привлечения туристов входит много различных объектов — магазины, рестораны, музеи, развлекательные и спортивные центры и многое другое. Для нормального обслуживания и заполняемости такого комплекса необходимы удобные пешеходно-транспортные связи.
Акватория. Важно, чтобы в центре внимания была акватория марины. Именно наличие яхт на воде отличает её от всех других многоцелевых рекреационных комплексов. Посетители должны иметь возможность видеть яхты, любоваться ими и, возможно, вдохновиться идеей стать владельцем или совершить хотя бы небольшое путешествие на одной из них. Должно быть возможным наблюдение за швартовными операциями и манёврами яхт (не зря это динамичное зрелище часто используется в рекламных роликах), необходимо обеспечить обход вокруг всей территории комплекса вдоль акватории.
Посетители. Немногие марины являются привлекательными для туристов сами по себе. Некоторые элементы, такие как морские музеи и исторические корабли, могут привлечь туристов, но обычно посетители комплексов на воде приезжают туда по другим причинам, возможно, визит в марину — это только часть путешествия в данный район. Имея свободное время, транзитные посетители делают покупки или посещают другие достопримечательные места, посетители спортивно-зрелищных или концертно-театрализованных мероприятий могут пойти взглянуть на современные или исторические корабли и пообедать в ресторане с видом на яхты. Такие посетители стремятся провести время в качественно-нетрадиционной интересной обстановке. Посещение марин индивидуальными туристами предполагает особую специфику функциональной организации комплекса, но в то же время перед проектировщиками стоят и более общие задачи.
Из этого следует, что нужно найти компромиссные проектно-программные решения, которые могли бы удовлетворить не только приезжих туристов, но и местных жителей, желающих проводить время в необычном, привлекательном и удобном для посещений месте. При рациональном подходе к программному насыщению марина может стать местом массового времяпровождения «клубного» типа.
Гостиницы. Проживающий в любом номере гостиницы в марине постоялец видит под своими окнами акваторию с яхтами. Возможно, в такой обстановке в гостинице целесообразен очень специфический интерьер в корабельном или яхтенном стиле.
В отличие от обычных городских гостиниц, в непосредственной близости от отелей марины находятся предприятия общественного питания различного уровня, культурно-досуговые объекты (музеи, видео-кинозалы, дискотеки, спортзалы и пр.), специализированные и тематические магазины, офисы туристических и чартерных компаний и многое другое, отвечающее практически любым запросам яхтсменов, постояльцев и посетителей комплекса. Такая система обладает необычайно притягательной силой для рекреантов.
Сочетание необычных видовых качеств яхтенного антуража и широкого спектра объектов на территории марины вызывает приток туристов с самыми разнообразными интересами, и гостиницы марины всегда имеют заполняемость, значительно превышающую сезонную загрузку обычных городских отелей.
Магазины. Магазины в марине должны соответствовать идее покупок на отдыхе, мотивом посещения данного места не является желание посетителя купить что-либо определённое. Покупки, которые делаются здесь, не являются покупками товаров длительного пользования или предметами потребления. Покупатель-турист ожидает увидеть что-либо доступное, изобретательное, развлекательное, интересное, соблазнительное, и практичность покупки для него второстепенна.
Покупки на отдыхе, таким образом, это утончённая форма покупок «витринных». Такие покупки предпринимаются как нерядовые покупки — для того, чтобы «убить» время, и на природу таких покупок влияет тип магазинов и окружающая атмосфера.
Магазины и салоны должны быть специфическими и предлагать специализированные транспортные средства и сопутствующие товары, тематические сувениры, специальную или стилизованную одежду, и так далее.
Рестораны. Рестораны и кафе должны быть неотъемлемой частью любой марины, претендующей на современный уровень. Иногда блюда нетрадиционной кухни или специализированные рестораны сами по себе представляют вид аттракциона или дополнение к какому-либо тематическому маршруту. Места общепита важны и как место встреч и как средство, вдохновляющее посетителей провести больше времени в марине. Это значит, что отдельные посетители и группы туристов могут воспользоваться более чем одним из предложенных развлечений. Рестораны в марине являются весьма привлекательными из-за своей специфики и отсутствия подобных заведений в этом районе.
Музеи. Наличие тематических морских музеев, в т. ч. на судах, служит магнитом, притягивающим публику в комплексы марин. Они органично вписываются в развлекательные аттракционы марин. Если обратиться к зарубежному опыту, то только историческое судно «Великобритания», стоящее в марине в Бристоле, привлекает около 125 тысяч посетителей ежегодно. Музей исторического судна королевского флота «Васа» в Осло — самый посещаемый музей Скандинавии!
Собрание исторических кораблей в Портсмуте привлекает полмиллиона посетителей в год. Через маленькую научно-исследовательскую подводную лодку в парке «Ла Вилет» в Париже проходят почти все посетители огромного технологического музея.
Рядом с территорией марины в г. Виктория (о. Ванкувер, Канада) находятся сразу три музея — исторический колёсный пароход времён освоения Аляски, музей восковых фигур и Национальный историко-краеведческий музей.
Это означает, что музеи и галереи могут использоваться как эффективное средство привлечения туристов и их следует рассматривать в сочетании с другими объектами, притягивающими посетителей в марину. Даже при отсутствии древних судов в качестве экспонатов можно использовать списанные боевые, технические и любые другие корабли, произведя их соответствующее переоборудование в музей.
Многофункциональные трансформируемые комплексы.
В состав марины необходимо включать спортивные сооружения и объекты культурного назначения, которые целесообразно объединять в многофункциональные трансформируемые комплексы. Эти сооружения могут быть использованы для проведения спортивно-выставочных и концертно-театрализованных зрелищных мероприятий, что делает такой комплекс весьма эффективным постоянно действующим сооружением. Следует учитывать, что такими возможностями будет обладать комплекс, не только имеющий удобный доступ и достаточно места для парковки автомашин, но и прежде всего, в случае, если этот район имеет репутацию хорошего места для отдыха.
При этом, как показывает статистика, например, выставочных мероприятий, на каждый оплаченный на выставке евро, специально приехавший на нее посетитель или представитель экспонента тратит в этом месте на другие цели 7 евро. Деятельность такого многофункционального комплекса, помимо прямых доходов и налогов с них, стимулирует приток средств в другие сервисные предприятия марины и региона.
События. Наличие водной акватории, приятная окружающая среда и пространство делают марину оптимальным местом для проведения мероприятий различного уровня — регат, спортивных соревнований и сборов, бот-шоу, симпозиумов и конгрессов. Если соревнования по парусному и водномоторному спорту очевидны, то проведение парадов и карнавалов, соревнований по другим видам спорта, всевозможных выставок-продаж, празднично-массовых мероприятий и фейерверков станет дополнительными событиями для привлечения туристов и местных жителей.
Спорт. Марины 2÷4-го поколений отличает активная деятельность в области водных видов спорта: парусного (во всех его разновидностях), воднолыжного, водно-моторного, дайвинга и т. д. с туристами и различными социальными слоями населения как на коммерческой, так и на благотворительной основе.
Организация и проведение на базе марины крупных международных соревнований активно улучшает её экономику в данный момент и в перспективе, поскольку наиболее эффективно осуществляет рекламу через участников соревнований, зрителей, средства массовой информации.
Например, практика проведения комплексных чемпионатов ISAF (Международной Федерации парусного спорта) позволила резко увеличить приток туристов (не только яхтсменов) в такие страны как Арабские Эмираты, Испанию и Болеарские острова, Германию, Голландию, Францию, Турцию и т. д.
Знаменитая международная «Кильская регата», проводимая в рамках НЕДЕЛИ МИРА стран Балтийского моря, собирает ежегодно до 3-х тысяч парусных вымпелов (судов различных классов) а также огромную массу зрителей. Грандиозное шоу приносит его организаторам солидный доход. На базе марины небольшого курортного города Мармарис в Турции проводится целый ряд яхтенных ралли — любительских регат, пользующихся огромной популярностью среди российских любителей крейсерского парусного спорта.
Особое внимание необходимо уделять детскому и подростковому спорту, проведению различных соревнований, в том числе для маломобильных групп населения.
Вода — элемент архитектурной композиции. Открытая поверхность акватории марины также является весьма важным элементом пространственной композиции. Она создаёт открытое пространство, необходимое для восприятия архитектурных объектов, формирующих среду набережной, а отражения в воде элементов морского антуража придают пространству торжественность и лёгкость — черты, по мнению авторов, присущие морскому рекреационному комплексу. Главенствующее значение зеркала воды в композиции комплекса подчёркивается схемой гидротехнических сооружений и набережной вдоль причального фронта, которая позволяет зрителю оценить неповторимое своеобразие каждого участка и идентифицировать своё местоположение в структуре комплекса.
Особо необходимо выделить «ПОЛИТИЧЕСКУЮ РОЛЬ» марин, которая выражается в том, что для руководящей политической и финансовой элиты всех развитых стран мира стоянка яхты в марине подобного уровня — это не только имидж владельца, но и автономная резиденция для приёма VIP персон.
Сбалансированный учёт всех вышеперечисленных аспектов при проектировании марин и морских рекреационных комплексов превратить их в самые популярные места в городах России как для местного населения, так и для туристов. Кроме того, это вызовет приток инвестиций в активную трансформацию окружающей территории, что в целом благоприятно отразится на экономике и внешнем облике городов.