Однажды в мою жизнь вошла «большая вода»
ИНТЕРВЬЮ С МАРИНОЙ ЕГОРОВОЙ
Руководитель архитектурного бюро Empate

Цикл статей о лидерах мнений, которые так или иначе влияют на появление в нашей стране инфраструктуры для яхтинга, представляет собой уникальное и захватывающее путешествие в мир творчества, инноваций и красоты. Мы приглашаем вас присоединиться к общению с лучшими архитекторами, яхтсменами и девелоперами, чтобы узнать их взгляды и идеи по поводу создания и развития яхтенных портов - марин.

Однажды в мою жизнь вошла «большая вода» – я увлеклась яхтингом и выучилась на шкипера. Так получилось. Много путешествовала, видела разные марины. Разумеется, сравнивала локации с точки зрения качества инфраструктуры, технического обеспечения, лично общалась с собственниками лодок, швартовых мест…

Марина Егорова
руководитель архитектурного бюро Empate
Каковы были основные моменты в вашей карьере, начиная с вашей первой работы до становления руководителем бюро Empate?

Давайте я остановлюсь на нескольких переломных моментах, иначе может получиться затянуто – моя карьера продолжительна и разнообразна. Я двадцать лет в профессии, изучила ее практически со всех сторон.
После учебы в Московском архитектурном институте (МАРХИ) мне повезло попасть на работу в одно из самых передовых на тот момент архитектурных бюро – SPEECH. Я бы сказала, строчка в резюме, говорящая о том, что ты прошел школу SPEECH, до сих пор служит неким знаком отличия – такие специалисты очень высоко ценятся на рынке. Это первая такая реперная точка в моей биографии.
Потом, приглашение Сергея Кузнецова, когда он был назначен главным архитектором Москвы, в свою команду явилось, конечно, судьбоносным для моей карьеры. Именно тогда я «переключилась» с объемного проектирования на градостроительство, о чем нисколько не жалею. Скорее даже наоборот – открыв для себя градостроительство, я поняла, что это и есть мое. Находясь в должности начальника управления развития новых территорий в Москомархитектуре, я глубоко погрузилась в вопросы терпланирования, детально изучила Градкодекс, в общем, считайте, прошла курсы повышения квалификации. Сейчас, к слову, Москва развивается именно по тем документам, в подготовке которых я участвовала.
Наконец, мое назначение замдиректора Института Генплана Москвы, который является подведом Москомархитектуры. Здесь я уже решала задачи более творческие: руководила процессом подготовки проектов планировки территорий реновации, участвовала в разработке генпланов Уфы, Казани, Воронежа, конкурсного проекта мастер-плана Дербента. Именно тогда я, наверное, осознала, что Россия – это гораздо больше, чем Москва, что потенциал развития нашей страны поистине огромен. Мое бюро Empate, которое я создала в 2021 году, активно проектирует в регионах – это во многом благодаря генплановскому опыту. 2021-й – последний, наверное, поворотный момент для меня.

Как вы оцениваете свои достижения в качестве руководителя мастерской и управления развития новых территорий в Москомархитектуре?

Вы знаете, с самооценкой у меня все в порядке, но вот оценивать себя не люблю – это нескромно. В принципе, тот факт, что я была удостоена нескольких грамот и благодарностей, в том числе от лица мэра Москвы Сергея Собянина и Минстроя РФ, говорит сам за себя, мне кажется.

С какими вызовами вы столкнулись во время вашего руководства направлением территориального планирования в Институте Генплана Москвы? Как вы их решали?

Недостатка в вызовах не было, но обсуждать все это подробно не хотелось бы. Численность сотрудников Института Генплана Москвы составляет более восьмисот человек. Помогать директору управлять такой махиной, заставлять, что называется, шестеренки вертеться – вот этой, пожалуй, был главный вызов.

Почему вы решили оставить государственную службу и посвятить себя творческим поискам?

В 2020 году началась пандемия коронавируса, и, оказавшись в вынужденной изоляции, я многое переосмыслила и в своем мировоззрении, и в своей профессиональной стратегии. В какой-то момент я пришла к выводу, что хочу больше творчества, хочу работать над уникальными проектами небольшим коллективом.

Какие проекты или идеи вас особенно заинтересовали и мотивировали в вашей творческой карьере?

Знаете, в третьем сезоне сериала «Твин Пикс» одного персонажа спрашивают: «Что тебе нужно?». А он отвечает: «Мне ничего не нужно. Я хочу». Так вот, меня ничто не мотивирует – это не совсем правильное слово в моем случае. Меня может что-то вдохновлять, воодушевлять, но мотивирую я себя сама. Я всегда очень четко понимаю, как хочу строить свою карьеру, в чем мне еще хотелось бы себя попробовать, что мне интересно на конкретном этапе моего развития. Мне не кажется правильным с кем-либо себя сравнивать. Поэтому я, к слову, легко радуюсь успехам коллег, не испытываю зависти. Каждый развивается сам относительно себя. Вот во что я верю.

Каким решением в вашей карьере вы особенно гордитесь и почему?

Очень горжусь тем, что в юности приняла решение поступать в МАРХИ, не побоялась трудных экзаменов. Решение это я приняла не сразу, так как изначально собиралась стать дизайнером, а не архитектором. Но на моем пути однажды встретился человек – архитектор, – который сказал мне одну очень важную вещь: «Поступив в МАРХИ, ты точно сможешь стать дизайнером, если захочешь, но у тебя еще будет куча альтернативных вариантов». Сегодня я уже не представляю своей жизни вне архитектурной деятельности.

Как вы считаете, ваш опыт государственной службы влияет на вашу творческую работу сейчас? Какие навыки или знания вы привнесли из своего предыдущего опыта в свои текущие творческие процессы?

Этот опыт помогает мне быть художником, оставаясь при этом реалистом. Я знаю законодательство, я умею проходить экспертизу, причем не только в Москве, я умею налаживать диалог с разными стейкхолдерами городского развития – чиновниками, девелоперами, архитекторами, простыми жителями. Удивительно, но все эти знания нисколько не ограничивают, а напротив – освобождают. Когда ты знаешь, что ты можешь, а чего не можешь, – это колоссальное подспорье для творческого человека.

Я знаю законодательство, я умею проходить экспертизу, причем не только в Москве, я умею налаживать диалог с разными стейкхолдерами городского развития – чиновниками, девелоперами, архитекторами, простыми жителями. Удивительно, но все эти знания нисколько не ограничивают, а напротив – освобождают. Когда ты знаешь, что ты можешь, а чего не можешь, – это колоссальное подспорье для творческого человека.
Марина Егорова
Руководитель архитектурного бюро Empate
Недавно вы выступили на форуме «Казаныш» с любопытным докладом про развитие водной инфраструктуры в России, а позже дали интервью Валерии Мозгановой по поводу развития яхтенного туризма в нашей стране. Откуда у вас интерес к этой теме?


Однажды в мою жизнь вошла «большая вода» – я увлеклась яхтингом и выучилась на шкипера. Так получилось. Много путешествовала, видела разные марины. Разумеется, сравнивала локации с точки зрения качества инфраструктуры, технического обеспечения, лично общалась с собственниками лодок, швартовых мест… Есть у меня слабость давать бесплатные советы – часто себя за это ругаю. Кому-то где-то дала совет по поводу проекта марины, и не успела я опомниться, как очутилась в роли архитектора-консультанта. Так я оказалась вовлечена в проектирование марин в хорватском Пироваце и португальском Виламоура. Была бы рада применить свои знания в том числе на пользу родной стране.

Вы участвовали в нескольких проектах марин. Какие особенности марин привлекают больше всего?

Хочу подчеркнуть, что не являюсь специалистом по проектированию марин – для этого у меня недостаточно знаний в области инженерии. Я могу сделать мастер-план туристско-рекреационного или спортивного центра, в составе которого есть марина, я все понимаю про сопутствующую яхтенному отдыху инфраструктуру, про логистику. Но с техническими вопросами – не ко мне. А то мне тут некоторое время назад позвонили с вопросом, могу ли я разработать документацию по марине на пятьдесят лодок в Самаре. Не моя специализация.
Отвечая непосредственно на ваш вопрос, могу честно сказать, что не вполне его поняла. Если вы имели в виду типы марин, то я предпочитаю островные марины, встроенные в хорошо продуманные туристические маршруты. В России, к сожалению, отсутствуют системы марин, ходить под парусом на длинные дистанции с остановками в разных местах у нас невозможно.

Какова роль деловой и туристической инфраструктуры в функционировании марин?

Не вполне корректный вопрос, на мой взгляд. Это синергия: марина, природный антураж – это магнит для приезжих, приезжие – это источник денег, чем больше приезжих – тем выше инвестиционный потенциал территорий вокруг марины; качественная инфраструктура способствует привлечению туристов, многие из которых, как правило, предприниматели. Тут же вопрос в том, кто вкладывается в базовую инфраструктуру, откуда берутся стартовые деньги. В Европе, например, некоторые государства тратят на это значительные бюджетные средства.

Какие критерии вы считаете важными для успешного проекта строительства марин, основываясь на вашем опыте в различных странах?

Так много вопросов… Можно я коротко буду отвечать? По меньшей мере двести швартовых мест – это обеспечит самую минимальную рентабельность, наличие необходимой технической инфраструктуры и досугово-развлекательных объектов, государственная поддержка. Хорошо бы еще, чтобы марина располагалась в экологически чистом месте, вдали от источников шума и загрязнения, вроде портов и аэродромов, имела большую акваторию и была встроена в систему марин.

Есть ли дефицит марин в России? Какие факторы приводят к этому и какие меры могут быть предприняты для устранения этого дефицита? Какие вы видите возможности для развития инфраструктуры водного спорта и туризма в городах России?

Дефицит налицо. Об этом много говорят и пишут. Основное препятствие – наше законодательство, точнее отдельные положения Водного кодекса. Во всяком случае, я так это вижу. Есть, конечно, много других проблем – со страхованием яхт, с госфинансированием и так далее. Но начинать нужно с корректировки законодательства. А возможности у нас огромные по этой части. Одна только береговая линия у нас в длину 40 тысяч километров.

Вернемся к вам. Как вы видите свою дальнейшую карьеру? Есть ли у вас какие-то конкретные планы или цели?

Я чувствую себя на своем месте – начну с этого. Мне, конечно, хочется сохранить камерность моего бюро Empate, но сама жизнь подталкивает к масштабированию. Судя по количеству поступающих заявок, мы будем развиваться, расти. Уж не знаю, до какой степени. Одно знаю наверняка – переходить на конвейерное производство документации не буду. А моя главная амбиция, пожалуй, – спроектировать город.

Какие советы вы могли бы дать молодым архитекторам, желающим развиваться в сфере градостроительства и творчества?

Больше путешествуйте, повышайте уровень своей насмотренности. Рисуйте – это лучший способ закрепить собственный визуальный опыт. Следите за тенденциями на рынке строительных материалов и строительных технологий, за конструктивными и инженерными новшествами. Учитесь слышать общество – именно социальный запрос двигает архитектуру вперед. Прислушивайтесь к тому, что девелоперы говорят об экономике, о своем бизнесе, чтобы понимать их логику – вам с ними работать.