Каковы были основные моменты в вашей карьере, начиная с вашей первой работы до становления руководителем бюро Empate?
Давайте я остановлюсь на нескольких переломных моментах, иначе может получиться затянуто – моя карьера продолжительна и разнообразна. Я двадцать лет в профессии, изучила ее практически со всех сторон.
После учебы в Московском архитектурном институте (МАРХИ) мне повезло попасть на работу в одно из самых передовых на тот момент архитектурных бюро – SPEECH. Я бы сказала, строчка в резюме, говорящая о том, что ты прошел школу SPEECH, до сих пор служит неким знаком отличия – такие специалисты очень высоко ценятся на рынке. Это первая такая реперная точка в моей биографии.
Потом, приглашение Сергея Кузнецова, когда он был назначен главным архитектором Москвы, в свою команду явилось, конечно, судьбоносным для моей карьеры. Именно тогда я «переключилась» с объемного проектирования на градостроительство, о чем нисколько не жалею. Скорее даже наоборот – открыв для себя градостроительство, я поняла, что это и есть мое. Находясь в должности начальника управления развития новых территорий в Москомархитектуре, я глубоко погрузилась в вопросы терпланирования, детально изучила Градкодекс, в общем, считайте, прошла курсы повышения квалификации. Сейчас, к слову, Москва развивается именно по тем документам, в подготовке которых я участвовала.
Наконец, мое назначение замдиректора Института Генплана Москвы, который является подведом Москомархитектуры. Здесь я уже решала задачи более творческие: руководила процессом подготовки проектов планировки территорий реновации, участвовала в разработке генпланов Уфы, Казани, Воронежа, конкурсного проекта мастер-плана Дербента. Именно тогда я, наверное, осознала, что Россия – это гораздо больше, чем Москва, что потенциал развития нашей страны поистине огромен. Мое бюро Empate, которое я создала в 2021 году, активно проектирует в регионах – это во многом благодаря генплановскому опыту. 2021-й – последний, наверное, поворотный момент для меня.
Как вы оцениваете свои достижения в качестве руководителя мастерской и управления развития новых территорий в Москомархитектуре?
Вы знаете, с самооценкой у меня все в порядке, но вот оценивать себя не люблю – это нескромно. В принципе, тот факт, что я была удостоена нескольких грамот и благодарностей, в том числе от лица мэра Москвы Сергея Собянина и Минстроя РФ, говорит сам за себя, мне кажется.
С какими вызовами вы столкнулись во время вашего руководства направлением территориального планирования в Институте Генплана Москвы? Как вы их решали?
Недостатка в вызовах не было, но обсуждать все это подробно не хотелось бы. Численность сотрудников Института Генплана Москвы составляет более восьмисот человек. Помогать директору управлять такой махиной, заставлять, что называется, шестеренки вертеться – вот этой, пожалуй, был главный вызов.
Почему вы решили оставить государственную службу и посвятить себя творческим поискам?
В 2020 году началась пандемия коронавируса, и, оказавшись в вынужденной изоляции, я многое переосмыслила и в своем мировоззрении, и в своей профессиональной стратегии. В какой-то момент я пришла к выводу, что хочу больше творчества, хочу работать над уникальными проектами небольшим коллективом.
Какие проекты или идеи вас особенно заинтересовали и мотивировали в вашей творческой карьере?
Знаете, в третьем сезоне сериала «Твин Пикс» одного персонажа спрашивают: «Что тебе нужно?». А он отвечает: «Мне ничего не нужно. Я хочу». Так вот, меня ничто не мотивирует – это не совсем правильное слово в моем случае. Меня может что-то вдохновлять, воодушевлять, но мотивирую я себя сама. Я всегда очень четко понимаю, как хочу строить свою карьеру, в чем мне еще хотелось бы себя попробовать, что мне интересно на конкретном этапе моего развития. Мне не кажется правильным с кем-либо себя сравнивать. Поэтому я, к слову, легко радуюсь успехам коллег, не испытываю зависти. Каждый развивается сам относительно себя. Вот во что я верю.
Каким решением в вашей карьере вы особенно гордитесь и почему?
Очень горжусь тем, что в юности приняла решение поступать в МАРХИ, не побоялась трудных экзаменов. Решение это я приняла не сразу, так как изначально собиралась стать дизайнером, а не архитектором. Но на моем пути однажды встретился человек – архитектор, – который сказал мне одну очень важную вещь: «Поступив в МАРХИ, ты точно сможешь стать дизайнером, если захочешь, но у тебя еще будет куча альтернативных вариантов». Сегодня я уже не представляю своей жизни вне архитектурной деятельности.
Как вы считаете, ваш опыт государственной службы влияет на вашу творческую работу сейчас? Какие навыки или знания вы привнесли из своего предыдущего опыта в свои текущие творческие процессы?
Этот опыт помогает мне быть художником, оставаясь при этом реалистом. Я знаю законодательство, я умею проходить экспертизу, причем не только в Москве, я умею налаживать диалог с разными стейкхолдерами городского развития – чиновниками, девелоперами, архитекторами, простыми жителями. Удивительно, но все эти знания нисколько не ограничивают, а напротив – освобождают. Когда ты знаешь, что ты можешь, а чего не можешь, – это колоссальное подспорье для творческого человека.