Ольга Шебзухова - глава совета директоров Группы компаний "Альянс Марин Девелопмент"
Я люблю тебя, марина: в России будут развивать яхтенный туризм
На Азово-Черноморском побережье России будут развивать яхтенный туризм. Сегодня этот вид путешествий в нашей стране находится на зачаточном уровне. В то время, как яхтенная индустрия в мире насчитывает сотни тысяч яхт, множество марин и зачастую является важным фактором экономического развития разных стран. В Италии действует 111 марина почти на 40 тысяч мест, в Греции – 241 на 670 тысяч яхт, в Испании – 329 марин на 112 тысяч. В соседней с Россией Турции яхтенный туризм считается одним из инструментов укрепления экономики, принося четверть дохода от всей индустрии путешествий. К 2023 году его вклад составит не менее 14,6 миллиарда евро. Развитию яхтенного туризма в России поможет реализация специальной концепции, которая уже утверждена на уровне Правительства страны и администрации Кубани. Что ждет Черноморское побережье страны рассказала один из авторов концепции, глава совета директоров группы компании «Альянс Марин Девелопмент» Ольга Шебзухова.
- Ольга, прежде всего, почему возникла идея развития яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье страны?
- О развития яхтенного туризма в нашей стране задумались еще в 90-х годах прошлого века. Необходимость этого обосновал специалист по гидротехнике, яхтенный капитан Николай Гришин, чьи работы легли в основу концепции развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье России. Сегодня здесь есть ряд стоянок для яхт. В Сочи – это созданный к Олимпиаде 1980 года яхтклуб, марины в морском порту и порту «Имеретинский». Также на побережье есть небольшие яхтклубы в Анапе, Геленджике, в Таганроге и так далее. Но в таких маринах нет ни оборудования для обслуживания яхт, ни необходимой современной инфраструктуры. Сейчас все марины российского черноморского побережья могут принять до 500 яхт. При этом по данным администрации Краснодарского края Россия занимает второе место в мире по покупке яхт, россияне оставляют каждый год за рубежом более 200 миллиона евро за обслуживание и стоянку своих лодок. Береговое морское сообщение давно развито во всем мире. Видимо, сегодня пришло время России сделать еще один шаг по интеграции с мировой индустрией туризма.
- Что предполагает концепция развития инфраструктуры для яхтинга на и каков будет итог ее реализации?
- Концепция предполагает строительство 21 марины, которые составят базовый каркас. Это позволит принимать до 10 тысяч яхт. Марина по сути является градообразующим предприятием. Она включает в себя не только причалы, но и другую инфраструктуру, начиная от служб для обслуживания судов, заканчивая гостиничными комплексами. Во всем мире – это своеобразные точки притяжения, где проводятся различные мероприятия, фестивали, развиваются сопутствующие бизнесы. Причем не обязательно туристические. Например, к нам обратилась одна из ведущих российских компаний, которые занимаются ловлей и переработкой рыбы. Сегодня их лодки базируются в Турции, после строительства марин на российском побережье Черного моря, планируется перевести их.
- Где будут размещены марины?
- Определение места для размещения марин – это один из самых важных вопросов. По законам мореходства марины должны размещаться на расстоянии не более 20 морских миль. Это обеспечивает безопасный режим мореплавания. Чтобы лучше понимать, достаточно представить себе автомобиль, для которого необходимы заправки. Никому же не придет в голову ехать в другой город, километров за 500, чтобы залить бак. Но создавать марины, где хочется – нельзя. Пример – Сочинской морской порт, который был построен в 30-х годах прошлого века. Его создали в устье реки Сочи, это перекрыло естественный выброс гальки и пляжи города оказались под угрозой исчезновения. Подобная ситуация повторилась и с портом «Имеретинский», который построили в рамках подготовки города к зимним Олимпийским играм. Есть и еще один негативный пример – отсыпка гальки, которую без всякой стратегии и аналитики, осуществляет «РЖД» вдоль путей. Из-за этого уже потеряны пляжи в Лоо. Это доказывает то, что строить гидротехнические сооружения необходимо в определенных местах. Поэтому, над выбором мест для размещения марин работала целая группа профессионалов, включая специалистов по архитектуре и гидрологии. Восемь марин будут размещены в Сочи, они появятся во всех районах курорта. Грамотное определение мест размещения марин позволит не только решить вопросы берегоукрепления, сохранить черноморские пляжи, но и добавит порядка 15 километров новых набережных. Также это поможет распределению населения по побережью. Например, жителям Лазаревского района Сочи больше не придется искать работу в центре, где сосредоточены основные места размещения. Только восемь сочинских марин подарят городу до 30 тысяч номерного фонда и 45 тысяч рабочих мест.
- Учитывая особенности Черноморского побережья страны, его рельеф и сейсмичность, по какой технологии будут реализованы марины?
- Для создания марин будут создаваться специальные искусственные земельные участки – своеобразные полуострова. Примеры таких решений в мире уже есть. Конечно, прежде всего, на ум приходят подобные проекты, реализованные в Объединенных Арабских Эмиратах. Но, учитывая сейсмичность и геологию Черного моря, нам больше подойдут технологии, которые используются в Японии. Одним из удачных примеров создания искусственного земельного участка стал проект, реализованный на Лазурном побережье. На площади в шесть гектар в Средиземном море разместился комплекс апартаментов. Подобные технологии применялись и в нашей стране. В рамках подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи искусственная территория в море была создана при реконструкции морского порта.
- Один из важных вопросов, возникающий при любом строительстве – экологический…
- Основным принципом реализации крупных инвестиционных проектов сегодня является принцип устойчивости. Он позволяет найти баланс между экономической выгодой, социальным запросом и экологической безопасностью. В состав разработчиков концепции помимо архитекторов, специалистов по гидрологии, инженеров и так далее, входят и экологи. Мы ведем постоянные наблюдения за ситуацией в Черном море и смогли убедиться, что существующие гидротехнические сооружения положительно влияют на экологию. Благодаря им создаются естественные места обитания, своеобразные искусственные рифы, а количество и разнообразие морских видов оседлого биоценоза ихтеофауны увеличивается. Таким образом за счет макропористой структуры марин появятся условия для жизни рыб, моллюсков, водорослей.
- Реализация концепции рассчитана на период до 2030 года. Каковы будут первые шаги и за счет каких средств он будет реализован?
- По согласованию администрации Краснодарского края и Правительства страны концепция развития яхтинга не просто утверждена, но запущен алгоритм ее реализации в качестве инвестпроектов. Реализация концепции развития инфраструктуры для яхтинга на Азово-Черноморском побережье страны потребует порядка триллиона рублей. Проекты будут реализованы в рамках государственно-частного партнерства. В июле 2021 года завершен международный архитектурный конкурс на проект развития центральной набережной Сочи с созданием искусственной территории более 50 гектар и мариной на 400 яхт. Важным пилотным проектом станет строительство марины «Каньон Прохладный» в Лазаревском районе Сочи, в Головинке. Эта марина рассчитана на 250 яхт. Уже разработано обоснование, привлечены первые инвестиции, понятна экономика и технологии. Сейчас основная работа идет в области внесения изменений в законодательство, которые позволят решить вопросы создания искусственных земельных участков, снизят риски как для инвесторов, так и для региона. В связи с этим к реализации проекта марины «Каньон Прохладный» в Головинке планируется приступить в течение ближайших двух лет.
Подробнее: https://инвестиции-строительство.рф/гидротехнические_объекты