Новости информационного портала "Все марины России"

По льду под парусом. Яхтсменам-водникам остается только завидовать скорости буеров

ФОТО Ирины МАТЮКЕВИЧ
Паруса над ледяной равниной — зрелище, завораживающее своей красотой. Но, увы, полюбоваться им приходят немногие — буерный спорт у нас популярен гораздо меньше, чем яхтенный. О том, чем он интересен и по каким правилам существует, рассказывает командор Всероссийской ассоциации буеров Монотип XV Виктор АКАЦЕВИЧ.

Думаю, Виктор Дмитриевич, найдется немало людей, которые считают буеристов «яхтсменами на зимних каникулах». Дескать, гоняют по льду только потому, что нет воды…

— Для кого‑то, безусловно, это так. Но большинство из нас все‑таки буер считают своим основным занятием. Мы отдаем ему все силы и время. Конечно, кто хочет, летом ходит под парусом. В том числе и я. Но — для своего удовольствия, ни с кем не соревнуясь. Потому что такой остроты ощущений, как буер, по моему мнению, яхта не дает.

Что же представляет собой буер?

— Если по‑простому — это лодка на коньках. Исключительно спортивное транспортное средство для перемещения по льду. Появились буера где‑то триста лет назад и представляли собой парусники, поставленные на коньки. Еще в начале XX века они напоминали большие крейсерские яхты с площадью паруса 100 – 200 квадратных метров. На них размещались десятки людей, а во время войны устанавливались даже пулеметы. Сегодня больших буеров практически не осталось, да и современный буер на лодку с парусом уже похож значительно меньше. Два самых распространенных класса — Монотип XV (двухместный) и DN (одноместный) — разработаны примерно сто лет назад и с тех пор только совершенствуются.

Чтобы добиться максимальной скорости?

— Это одно из направлений конструкторской мысли. Второе — достижение победы в гонке. То и другое требует разных подходов. В первом случае речь идет о скоростном «болиде», предназначенном для прямолинейного движения по чистому льду при сильном ветре. Во втором — об универсальной конструкции, которая учитывает возможность слабых и переменных по направлению ветров, а также наличия торосов, трещин, дождя, воды, снега и т. д.

Можно догадываться, что самая специфическая и сложная вещь — это конек. Поддается ли его конструкция точному расчету?

— Строго говоря — нет. Начнем с того, что никто до сих пор не знает, почему лед скользкий. Об этом ученые спорят уже несколько столетий. Но мало того — свойства льда очень сильно зависят от температуры и влажности окружающего воздуха. И конек должен работать при всех условиях. В течение многих лет опытным путем отрабатывались стальные сплавы, из которых он изготовлен, и его оптимальная форма. Нижняя часть конька плоская, она имеет так называемый погиб. Его величина — один из секретов высоких скоростей. Заточка конька и выведение его профиля с точностью до сотой доли миллиметра — задача очень непростая. Но это один из элементов мастерства буериста.

А принципы подготовки яхт сменов и буеристов похожи? Ведь суть‑то одна — прохождение дистанции, лавировка, умение выбрать нужный галс…

— Да, в советское время — а тогда буерный спорт был очень распространен — принципы тренировок не отличались. И в прог рамму подготовки яхтсменов обязательно входили и буера. Но сейчас эти два вида спорта, хоть и остаются родственными, существуют уже отдельно друг от друга. Сходство определяется тем, что парус и такелаж яхты и буера практически идентичны. Но есть различие в принципах управления — оно обусловлено разницей в конструкции корпусов. Корпус буера создавался по типу самолетного, не случайно некоторые его так и называют — фюзеляж. У буера в отличие от яхты не корма, а хвост. Многие другие наши термины тоже заимствованы из авиации.

А что за правила на соревнованиях?

— Те же в принципе, что и у яхт, — движение по «петле» или «восьмерке», огибание знаков на дистанции. Но в отличие от яхтсменов мы не можем ходить на большие расстояния — только в пределах небольшой проверенной дистанции, исключающей целину или крупные препятствия. Позволю себе процитировать легендарного советского яхтсмена Дмитрия Коровельского: «Буерный спорт требует от человека значительно больше физических и моральных усилий, чем парусный. Поэтому многие спортсмены-парусники зимой предпочитают заниматься коньками и лыжами, а не буерным спортом».

За счет чего такая разница в нагрузках?

— У яхтсмена вода есть всегда — тихая или бурная. А у нас лед, и это непредсказуемая инстанция. Сегодня, допустим, среда, в воскресенье у нас запланированы гонки, а в пятницу обещают снегопад. Мы поедем готовить дистанцию, потом будем таскать тяжеленные буера, готовить их к старту, а гонок может и не быть. Ветра нет, или он, наоборот, оказался слишком сильным… Бывает, что за сезон выпадает всего несколько гоночных дней. Но надо же как‑то тренироваться, да еще и готовить новые экипажи. Это достаточно нервная, изматывающая ситуация. С началом зимы мы буквально «ловим» лед — начинаем на озере Сестрорецкий Разлив, а потом, когда его заносит снегом, переходим на Финский залив. В феврале количество снега увеличивается, и мы ждем до весны, когда он начинает таять…

Зато хороший сезон дает столько эмоций, что хватает на несколько лет. Ощущения в гонке ни с чем не сравнимы! Они окупают все нервные затраты. Как раз здесь — наше главное преимущество перед яхтами. Скорость! 70 – 80 километров в час — это обычный режим. Буеристы на таких скоростях ходят уже сто лет. А по воде сегодня так разгоняются только суперсовременные крылевые болиды.

Приобщиться к буерному спорту сложнее, чем к яхтенному?

— Однозначно сложнее. Желающий стать яхтсменом может пройти обучение в яхт-клубе, а потом взять яхту в аренду или даже купить. В буерном спорте такого нет. Спортсмены обучаются непосредственно в экипажах, а буер в аренду не возьмешь и не купишь. Снаряды мы делаем своими руками или где‑то заказываем специально «под себя». Книг и пособий по изготовлению яхт — море, в принципе любой желающий может это дело освоить. В то время как книг по буерному спорту — всего две, они были изданы в советское время и носят весьма общий характер. Все необходимые знания тогда хранили спортсмены-практики, которые состояли в яхт-клубах и там передавали свой опыт молодым. Сейчас буеристы и яхт смены существуют независимо друг от друга, буера растащены «по огородам». Тем не менее мы рук не опускаем, активно занимаемся популяризацией буерного спорта, проводим занятия с новичками.

Формально мы входим во Всероссийскую федерацию парусного спорта, но в качестве ассоциаций отдельных буерных классов. И в их рамках проводим всю организационную работу. Гонки местного масштаба обеспечиваем своими силами, а региональные или всероссийские — совместно с ВФПС и соответствующими подразделениями Министерства спорта. У нас обычная система спортивных разрядов, вплоть до мастера спорта международного класса.

Можно ли хотя бы приблизительно оценить количество буеристов в Петербурге?

— 50 – 60 человек числятся в ассоциации класса DN, из них активно гоняются около двадцати. В нашем классе Монотип XV — 20 бортов, соответственно, активных гонщиков — 30 – 40. Есть еще ассоциация класса S8, там тоже несколько десятков участников. Но в последние годы у них определенные организационные сложности и они не выступают. Наконец, существуют и «внесистемные буеристы», которые не подпадают ни под какие классы и используют устройства собственных оригинальных конструкций. Думаю, их тоже несколько десятков. Так что всего, наверное, в городе под две сотни буеристов наберется. Среди них, кстати, немало титулованных. Спортсмены из класса DN входят в десятку мирового рейтинга. В классе Монотип XV есть несколько чемпионов Европы, в том числе 13‑кратный. До последнего времени наши буеристы постоянно выезжали на международные соревнования и завоевали на них больше всех призов. К сожалению, большого притока молодежи, как и помощи со стороны, мы не ощущаем — ведь это не олимпийский вид спорта.

Давайте все‑таки надежды терять не будем…
Спортивные мероприятия. Путешествия Балтика, Северо-Запад