Новости информационного портала "Все марины России"

В Санкт-Петербурге обсудили развитие инфраструктуры яхтенного туризма

30 июля в штаб-квартире Российского Географического Общества прошла конференция «Развитие яхтенного туризма в Санкт-Петербурге».
Председатель Президиума Санкт-Петербургского парусного союза Алексеев Сергей Павлович от лица организаторов приветствовал участников и передал слово для официального приветствия главе штаб-квартиры РНО в Санкт-Петербурге Роману Владимировичу Рябинцеву.
Открыла первую часть конференции Заместитель председателя Комитета по развитию туризма Гвичия Нана Маргушевна, которая рассказали, что в Санкт-Петербурге активно развивается инфраструктура для базирования и обслуживания маломерного флота. Существует отраслевая схема, которая содержит адресный перечень соответствующих объектов. В июне 2023 года был открыт яхтенный порт "Смоленка", рассчитанный на более чем 200 судов. На территории Константиновского дворца строится гостиничный комплекс с яхт-клубом. В Кронштадте к 2025 году запланирована яхтенная марина полного цикла на 620 мест. Реализуется проект "Санкт-Петербург Марина", который предполагает создание крупнейшей в Европе яхтенной марины на 1000 судов. Проект "Горская" предусматривает развитие академии парусного спорта и создание кластеров для отдыха, работы и проживания.
Директор Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения Агентства внешнего транспорта от лица Комитета по транспорту рассказал, как развивается сеть городских причалов (24 объекта) с общим доступом для судов разных форм собственности. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности на воде, профилактике правонарушений и повышению комфорта для туристов и жителей города.

Приветствуя собравшихся в стенах, пропитанных историей Санкт-Петербурга, колыбели русского флота, президент Всероссийской федерации парусного спорта Сергей Нуржанович Джиенбаев, выразил надежду на продолжение и развитие парусных традиций, яхтенного туризма и спорта в регионе и по всей стране.
Он сообщил о приятных новостях – допуске российских спортсменов к международным регатам в нейтральном статусе и участии в международной деятельности без ограничений, подчеркнув намерение федерации продолжать работу в этом направлении. Была отмечена важность развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге, поскольку международный опыт показывает, что он тесно связан со спортом высших достижений, детским и студенческим спортом. Увлечение родителей парусным спортом способствует привлечению детей в секции, что помогает конкурировать с другими популярными видами спорта. Выражена уверенность, что Санкт-Петербург способен стать флагманом, демонстрирующим доступность и демократичность парусного спорта для различных слоев населения, и обещана всесторонняя поддержка в этом направлении.

В ходе панельной дискуссии о состоянии клубов и развитии яхтенных марин Санкт-Петербурга и России" были заслушаны доклады и выступления.
Директор РОО «СК яхтсменов СПб.РЯК» Бриллиантов Никита Святославович, открыв часть конференции, посвященной судьбе Санкт-Петербургского Речного Яхт-клуба подчеркнул, что яхт-клуб является "парусным сердцем Петербурга" и брендом, сопоставимым с Эрмитажем и Русским музеем. Он отметил, что клуб был основан в 1860 году как «вседоступный» сословный клуб и остается таким до сих пор, принимая людей от 5 до 95 лет. Он выразил уверенность, что совместными усилиями с городом яхтсмены наведут порядок, и яхт-клуб станет настоящей жемчужиной Санкт-Петербурга.

Были представлены предложения по зонированию территории клуба и планы по размещению технической зоны, зоны зимнего хранения и технического обслуживания яхт, а также по развитию студенческого яхтенного клуба. Он предложил не строить многоэтажные здания, а ограничиться плоскостными сооружениями, эллингами и площадками для награждений.

Он также поделился опасениями по поводу полного закрытия клуба на время реконструкции и предложил предусмотреть поэтапную реконструкцию, разделив ее на прокладку сетей, строительство/реставрацию зданий и ремонт/благоустройство. По мнению Бриллиантова, это позволит сохранить сообщество и флот на территории клуба и продолжить занятия парусным спортом. В заключение Никита Святославович отметил, что город ищет возможности для продолжения занятий парусным спортом для детей, юношей и олимпийских спортсменов, но пока не удалось найти подходящую площадку для взрослых спортсменов, занимающихся крейсерским парусным спортом.

Любомиров Владимир Алексеевич от имени Санкт-Петербургского парусного союза продолжил тему, рассказав о существующей и будущей яхтенной инфраструктуре города.
«Важно понимать, что яхт-клуб – это не только земля, здания или яхты, но и люди. В русском языке слово "яхт-клуб" объединяет множество смыслов: это и место для спорта высших достижений, и база для любительского яхтинга, обеспечивающая инфраструктуру (материальную и культурную), и градообразующий фактор, формирующий современную городскую среду и привлекающий людей. Кроме того, это и стоянки для яхт, необходимые в приморских городах. Слабость яхт-клубов в том, что, стремясь быть на море и на виду, они нуждаются в большом количестве земли, которая в таких местах очень дорога» - обозначил основную проблему города президент союза.
Он рассказал, что по состоянию на 2025 год в Санкт-Петербурге наблюдается дефицит стояночных мест для яхт, и многие суда стоят в неустановленных местах. Однако заявлены проекты, направленные на решение этой проблемы. К 2030 году ожидается, что количество стояночных мест для яхт в Санкт-Петербурге превысит количество яхт, что решит проблему дефицита. В советское время в городе было около 30 яхт-клубов, но сейчас сохранилось лишь три. С градостроительной точки зрения, это связано с укрупнением и модернизацией стоянок. Помимо трех исторических клубов, в Санкт-Петербурге появилось три новых: "Геркулес", "Смоленка" и клуб на Крестовском острове.
Источник изображения: Презентация Любомирова В.А.
Что касается спортивных достижений, дополнил спикер, то, благодаря поддержке парусного спорта со стороны Валентины Ивановны Матвиенко, 53% сборной России составляют петербургские спортсмены, причем многие из них занимаются спортом с детства. В России парусный спорт заявлен в 38 регионах, но класс "Оптимист" активно развивается только в 11. Из 13 регионов, отбирающихся на чемпионат России, Санкт-Петербург дает 43 лицензии, что составляет примерно половину от общего числа.
«К 2030 году планируется полная реконструкция территории Центрального речного яхт-клуба за счет бюджетных средств. На сегодняшний день в клубе 18 резидентов, представляющих различные сферы парусного спорта: городские спортшколы, вузы Санкт-Петербурга, ассоциации классов, коммерческие организации в области яхтинга и некоммерческие общественные объединения. Около 4000 человек регулярно занимаются яхтингом, считая клуб своим домом.

Однако масштабная реконструкция, запланированная в один этап, создает проблему для размещения 56 яхт, принадлежащих спортивному коллективу клуба. Эта проблема менее актуальна для владельцев некрейсерских яхт, которых около 3000 человек, так как их больше интересует летний сезон.

Городские власти, во главе с губернатором, осознают проблему и предлагают решение: выделить территорию для зимней стоянки флота, предположительно в южной части Финского залива, которую город возьмет на себя обустроить. Ожидается, что эта площадка будет оборудована в течение 1-2 лет. На это время флоту предложено разместиться на базе "Горская", где есть возможность организовать зимнюю стоянку и ремонтную зону. При этом летняя стоянка будет сохранена в Центральном клубе, а в будущем весь флот планируется разместить там же, где он находится сейчас. Парусный союз поддерживает этот сценарий.» - рассказал Владимир Любомиров.
Источник изображения: Презентация Любомирова В.А.
Валерий Юрьевич Пильчин, вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта, президент Федерации парусного спорта Московской области, подчеркнул важные аспекты парусного дела, выходящие за рамки простого увлечения парусом.

По его мнению, парусный спорт – это прежде всего воспитание, передача опыта, навыков и знаний от старших младшим. Вторым важным аспектом является образование, которое включает в себя не только передачу навыков, но и правильное воспитание подрастающего поколения. Важно воспитывать не только грамотных потребителей, но и патриотов своей родины, готовых встать на её защиту. Необходимо проводить больше соревнований, посвящённых Дню защитника Отечества и Дню Победы и сохранять память о выдающихся яхтсменах, защищавших город во время Великой Отечественной войны, и о тех, кто развивал парусный спорт в Санкт-Петербурге, таких как Владимир Ильич Логинов, сумевший привезти в город Балтийскую регату.
«Санкт-Петербург вкладывает значительные средства в развитие и поддержку парусного спорта, и это приносит свои плоды. Однако, чем больше бюджет, тем больше ответственность. Необходимо стремиться к тому, чтобы тратить меньше средств, а получать больше результатов» - отметил вице-президент Федерации.
В заключение В.Ю. Пильчин подчеркнул, что яхт-клуб – это место для яхтсменов, и яхтсмен – главный человек в яхт-клубе. Необходимо поддерживать яхтсменов, помогать им, и тогда за нами придёт достойное поколение, которое продолжит наши традиции.

Развитие яхтенного туризма в регионе требует комплексного подхода, обозначил Жайворонок Дмитрий Анатольевич, руководитель парусного клуба «ZIGZAG». Необходимо учитывать не только создание сети марин, но и решение административных вопросов, а также развитие сопутствующей инфраструктуры. Мировой опыт показывает, что успешные примеры, такие как Хорватия и Турция, строятся на развитии сети марин, объединённых туристическими маршрутами, предлагающими комфортное размещение и развитую сервисную инфраструктуру.

Однако, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, несмотря на потенциал, существует ряд проблем, препятствующих развитию яхтенного туризма. В частности, отсутствие развитой сети марин, чартерной практики и комфортных стоянок создаёт трудности для организации недельных туристических походов, популярных во всем мире.

Состояние Речного яхт-клуба вызывает серьёзную обеспокоенность у руководителя яхт-клуба «ZIGZAG»: «Необходимость реконструкции очевидна, однако, важно найти решение, которое позволит минимизировать негативные последствия для занимающихся там спортсменов, особенно детей, студентов и инвалидов. Переезд на время реконструкции может стать серьёзным препятствием для продолжения занятий».

По мнению Дмитрия Анатольевича, состояние акватории для занятий парусным спортом также оставляет желать лучшего. Ограниченность и небезопасность акватории создают трудности для тренировок и соревнований. Необходимо проведение углубительных работ и пересмотр схемы зонирования для обеспечения безопасности и удобства занятий парусным спортом.

Завершилась первая часть конференции острой дискуссией о судьбе Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба.

После перерыва конференция продолжилась выступлением различных спикеров.

В частности, своим опытом в преодолении административных барьеров и развитии яхтенного туризма в России поделилась Ольга Александровна Шебзухова, член рабочей группы Госдумы по речному, круизному и яхтенному туризму и член яхтенной комиссии Российского союза туриндустрии, вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.
Ольга Шебзухова отметила, что идея создания сети марин на Азово-Черноморском побережье была сформулирована еще в 1994 году, но за 30 лет новых объектов практически не появилось. Поэтому была разработана концепция развития инфраструктуры яхтинга, предусматривающая создание 21 марины только в одном Краснодарском крае. Для безопасного судоходства расстояние между маринами должно быть не более 20 морских миль.
«Важно сделать яхтинг доступным для каждого, особенно для детей, живущих в прибрежных городах, таких как Сочи, Туапсе, Анапа, Ейск. Сейчас у них часто нет доступа к морю и яхтам. Задача – воссоздать и модернизировать инфраструктуру, чтобы яхтинг перестал ассоциироваться с чем-то "на богатом"» - отметила Ольга.
Разработанная в соавторстве с Шебзуховой «Идея развития водного туризма в России» вошла в 20 лидирующих заявок конкурса "Сильные идеи нового времени" и получила поддержку на уровне Президента России. Сейчас ведется активное межведомственное взаимодействие для решения вопросов законодательства и создания современной инфраструктуры. В генеральный план города Сочи внесено 8 марин, что стало результатом 30-летней работы. Разрабатываются проекты федеральных туристических межрегиональных схем, анализирующие возможности развития разных видов туризма, включая макрорегионы "Русский Север и Арктика" и "Большая Волга".
Источник изображения: Презентация Шебзуховой О.А.
Перспектива развития водного туризма в России – это создание единой глубоководной сети благоустроенных марин, причалов и клубов. На "Большой Волге" может быть модернизировано или создано около 150 локаций. Каждый муниципалитет должен найти точки, требующие модернизации и создания новых элементов сети.

Так, например, в городе Рыбинск, где существующий причал невозможно использовать из-за затопления Рыбинского водохранилища, в результате согласований в настоящее время проводятся работы по изменению конструкции и локации причала.

Примером успешной модернизации также является яхт-клуб "7 ветров" в Ульяновске.

Все чаще девелоперы, чьи объекты находятся на воде, рассматривают воду не как проблему, а как возможность для развития. Яхтинг становится модным и популярным, и девелоперы заинтересованы во включении яхтенной инфраструктуры в свои проекты.

Но для того чтобы паруса на картинках застройщиков стали реальностью, необходимо участие профессионалов, которые могут проконсультировать и предусмотреть все необходимые элементы яхтенной инфраструктуры, отметила специалист в области проектирования прибрежной инфраструктуры.

Развернутую программу второй части конференции представили различные спикеры со своими презентациями на тему спортивных мероприятий, исторически значимых событий, связанных с парусным спортом и яхтенным туризмом и развития инфраструктуры яхтинга.
Главный организатор Ладожской регаты Анатолий Валерьевич Шуканов рассказал о развитии береговой инфраструктуры Ладожского озера для парусного туризма и спорта на водоеме, который объединяет три Северо-Западных региона: Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Республику Карелия.
Источник изображения: Презентация Анатолия Шуканова
Энтузиасты парусного спорта рассказали о безостановочном походе парусных яхт по Балтийскому морю «Россия на Балтике 2025» с маршрутом Санкт-Петербург – Калининград |Калининград – Санкт-Петербург в рамках «Морского Фестиваля».

Возвращаясь к болезненной теме переноса СПб Речного Яхт клуба, со своими предложениями о «Развитии яхтенной инфраструктуры в Южной части Васильевского острова» выступил вице-президент Ассоциации гребно-парусных судов Санкт-Петербурга Солдатов Михаил Юрьевич.
Источник изображения: Презентация Солдатова М. Ю.
В рамках мероприятия также состоялась презентация книги Л.И. Амирханова «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб. Хроника, история, люди».

В связи с предстоящим закрытием СПб Речного Яхт-клуба, участники конференции выразили острую обеспокоенность и предложили подготовить обращения к Губернатору Санкт-Петербурга и правительству Российской Федерации. Цель обращения – понять дальнейшие перспективы развития яхт-клуба и внести собственные предложения по этому вопросу.
Развитие инфраструктуры яхтинга Балтика, Северо-Запад ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ Шебзухова Мероприятия