Новости информационного портала "Все марины России"

Христофор Константиниди:«Курортам нужны международная конкуренция и сотрудничество»

Не успела туристическая отрасль оправиться от последствий пандемии, как столкнулась с новыми вызовами.

Закрытие границ и ограничение передвижения уже перестали восприниматься как необычные явления. Ко всему этому нас два года готовила пандемия коронавирусной инфекции. Однако в текущем году в перечень трудностей добавились беспрецедентные санкции, уход иностранных компаний и закрытые аэропорты. Как со всем этим справляется курортная отрасль, рассказал председатель экспертного совета Комитета Госдумы по туризму, первый вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Христофор Константиниди.

Христофор Александрович, в этом году летний курортный сезон в Краснодарском крае прошел без антиковидных ограничений. Однако на смену масочному режиму и вакцинации пришли логистические сложности в виде закрытых аэропортов. Какие итоги можно подвести?
- Это был довольно непростой сезон, он стал определенным испытанием для отрасли, исходя из увеличения нагрузки. В этом году на российские курорты поехали люди, которые не путешествовали внутри страны много лет. Соответственно, они требовали такого качества предоставляемых услуг, к которому привыкли за рубежом. Из-за недоступности ряда международных направлений увеличивалась нагрузка на премиальный сегмент.
В этом сезоне были закрыты все аэропорты Юга России, кроме Сочи. Это внесло определенные сложности. Рост количества автомобильного транспорта на дорогах стал одним из трендов прошедшего сезона. Был увеличен подвижной состав РЖД, но данная мера не решила полностью транспортный вопрос. Из-за единственного работающего в крае аэропорта Сочи этим летом был особенно загружен.
В целом количество туристов даже выросло по сравнению с прошлым годом. Вопрос в их платежеспособности, которая в среднем снизилась.

Каникулярные перспективы
- Повлияет ли ограничение новогодних празднеств на туристический поток в зимний сезон?
- Событийные мероприятия действительно привлекают большое количество туристов. Но в Краснодарском крае и без праздничных концертов есть много интересных локаций. Традиционно Красная Поляна - одно из самых популярных направлений в новогодние праздники. Также востребованы термальные источники, но, как правило, это отдых выходного дня. Туристический поток формирует и круглогодичный санаторно-курортный комплекс региона. Кроме того, можно выделить такой интересный формат как зимние пляжи. Он уже закрепился в Сочи и сейчас реализуется в Анапе и Геленджике. Людям нравится проводить время на пляже, дышать морским воздухом, а комфортная погода способствует развитию данного формата.
Не менее привлекательными становятся различные спортивные мероприятия. Они всегда зрелищны и интересны. В зимний период проводятся даже яхтенные регаты, их можно увидеть в акватории Геленджика. Всевозможные забеги также привлекают определенную группу людей. Необязательно, чтобы проводились спортивные мероприятия исключительно для профессиональных спортсменов, их можно переформатировать в семейный досуг.

- Вы упомянули яхтенные регаты. Насколько доступно сегодня это направление и на каком этапе становления находится?
- На данный момент нельзя сказать, что инфраструктура яхтенного туризма активно развивается, пока есть лишь единичные случаи появления новых объектов. В Черном море строительство яхтенных марин в основном сосредоточено в Геленджике и Балаклаве. Это пример больших государственных проектов. А в целом по-прежнему не хватает мест для размещения яхт.
Если говорить о доступности яхтенного туризма, утверждение о том, что он является исключительно элитарным, ошибочное. На сегодняшний день есть возможность выйти в море с инструктором за относительно небольшую стоимость - от полутора до двух тысяч рублей. Обычно такие морские прогулки проходят на небольших лодках. Выйти в море на яхте можно в нескольких городах Краснодарского края: в Анапе, Геленджике, Новороссийске и Сочи. Также по доступным ценам граждане могут принять участие в регатах и различных обучающих мероприятиях. Стоит отметить, что развитие яхтенного спорта и туризма взаимосвязаны, поэтому важно, чтобы работа по популяризации этого вида спорта не останавливалась.

- Может ли яхтенный туризм добавить привлекательности курортам Краснодарского края? В чем заключаются основные сложности его развития?
- Развивать яхтенный туризм очень дорого. Например, создание гидротехнических сооружений, необходимых для строительства марин, может профинансировать чаще всего только государство. Стоимость гидротехники может превышать 1,5 миллиарда рублей. Бизнес готов строить инфраструктуру на берегу (яхтенные клубы, отели, рестораны, эллинги), но строительство защитных гидротехнических сооружений - прерогатива государственных инвестиций. Поэтому важно в развитии этого направления применять формат государственно-частного партнерства.
Яхтенный туризм предполагает долгосрочное развитие. Важно, чтобы на протяжении 20-30 миль располагались стоянки или марины. Это позволит безопасно путешествовать по Черноморскому побережью - например, от Сочи до Севастополя. Сегодня на определенных участках либо недостаточно места, либо в принципе отсутствуют марины, поэтому о безопасном перемещении по этому маршруту говорить пока не приходится. Яхтенный туризм не сможет быстро обеспечить глобальный туристический поток. Однако он интересен и привлекает внимание не только тех, кто путешествует на яхте. Туристам нравится фотографироваться на фоне яхтенных марин, гулять рядом с ними. Развитие яхтенного туризма хоть и является дорогостоящим, но, несомненно, сделает курорты Краснодарского края еще более привлекательными.

Качество и доступность
- В этом году страну покинул крупный иностранный агрегатор Booking. Этот сервис онлайн-бронирования занимал подавляющую часть рынка. Удалось ли отечественным платформам закрыть образовавшуюся брешь?
- Российским агрегаторам еще предстоит большой путь по развитию, становлению, оттачиванию сервисов. Они существовали и раньше, но сегодня у них появилась возможность занять освободившуюся с уходом Booking нишу. Это действительно важный аспект развития туристического рынка. Сегодня весь поток, который проходил через Booking, перераспределился на отечественные платформы либо на сайты средств размещения. Рынок подвижен, и сейчас идет борьба за долю в нем. Лидеры уже выявились, но как они разделят этот «пирог», мы увидим в ближайшие годы.

- Этим летом на курортах Краснодарского края был заметен рост цен. Эксперты также сообщают о повышении стоимости отдыха на новогодние праздники. Есть ли основания для их роста? Какие механизмы и факторы могут изменить сложившуюся тенденцию?
- В принципе рост цен очевиден что в летний период, что в зимний. Пока нет конкуренции с внешними направлениями, спрос на внутреннем рынке растет, что и вызывает рост стоимости. Причем он не соответствует адекватному росту качества услуг или их набору, ассортименту. То есть, с одной стороны, мы получили в краткосрочной перспективе возможности для развития туризма, а с другой - снижение конкуренции сыграет плохую службу. Это может повлиять не только на рост цен, но и на снижение качества услуг. Поэтому очень важно, чтобы появилась конкуренция с внешними направлениями, и тогда можно будет говорить о стабилизации стоимости отдыха и даже в какой-то степени о ее снижении.
Еще одним потенциальным способом контроля цен на курортах может стать государственное регулирование. Но он довольно неоднозначный и имеет существенные риски.

- Ведется ли на федеральном уровне обсуждение внедрения механизмов для контроля цен на курортах?
- Нет, государственное регулирование цен не обсуждается. Его точечно применяли в период проведения чемпионата мира по футболу. Но сейчас совсем другая ситуация - государственное регулирование на рынке в долгосрочной перспективе может привести к различным негативным последствиям.

Участие власти
- Нуждается ли сегодня туризм в государственной поддержке?
- Конечно, нуждается. И очень важно, чтобы меры, которые были уже запущены, сохранились. Например, льготные проценты по кредитам для реализации инвестиционных проектов, субсидирование чартерных рейсов, грантовая поддержка. Среди мер государственной поддержки можно также выделить программу туристического кешбэка, которая стимулирует потребительскую активность. Существующие меры показали свою эффективность.
Можно еще обратить внимание на популяризацию новых перспективных туристических направлений.

- В сентябре стало известно о том, что Министерство финансов РФ урезало финансирование программы туристического кешбэка на 2023 и 2024 годы. В каких корректировках сегодня нуждается эта программа?
- Эта государственная программа запускалась с целью сделать туристический продукт более доступным. Но недобросовестные игроки рынка увеличивают стоимость под эгидой кешбэка. То есть, к примеру, когда кешбэк составляет 20%, отельеры могут поднять цену на 15%, и ничего, по сути, не изменится. Поэтому необходимо контролировать и мониторить туристический рынок, а недобросовестных отельеров исключать из программы туристического кешбэка.
Также нет смысла применять эту программу в высокий сезон на популярных у туристов направлениях. Нужно использовать кешбэк для перспективных направлений, развивая новые территории. Помимо этого, не стоит реализовывать программу в формате акций, так как в промежутке между ними существенно снижается потребительская активность.

- В экспертном сообществе очень много говорят о принципах устойчивого развития туризма. Что они из себя представляют? Насколько эти принципы актуальны в нынешних реалиях?
- Они более чем актуальны в современных условиях. Устойчивое развитие в принципе предполагает гармонизацию экологических, социально-культурных и экономических целей. Туризм помогает социально-экономическому развитию территорий, создает новые рабочие места, увеличивает поступление доходов в бюджет, благосостояние граждан и так далее. При всех этих плюсах туризм может нести и определенные риски. Интенсивное и несистемное развитие туризма может негативно повлиять на экологию, важно учитывать антропогенную нагрузку, емкость территорий. Кроме того, интенсивное развитие туризма может создавать риски для социальной стабильности, вызывая конфликты с местным населением, и нести определенные угрозы утраты материального культурно-исторического наследия. Соответственно, важно правильно развивать территории с учетом нагрузки, емкости, социального проектирования и так далее.
Сегодня в стране запущено большое количество инвестиционных проектов. Во многих регионах создаются новые туристические кластеры. В этих условиях очень важно заложить стандарты устойчивого развития туризма, потому что иначе последствия могут быть необратимыми. Данные стандарты предполагают принятие решений с учетом интереса будущих поколений. Поэтому в угоду исключительно экономической стабильности нельзя создавать новые объекты, не оценив все риски.

Планы и возможности
- К 2030 году Краснодарский край планирует принимать в год 22 миллиона человек. Добиться этой цели хотят в том числе за счет диверсификации турпотока. Сможет ли регион справиться с такой нагрузкой?
- Не всегда увеличение туристического потока дает положительный результат. Существенный рост количества туристов может привести к социальному напряжению, нагрузке на коммунальные службы, полицию и систему здравоохранения. Возросший поток гостей не гарантирует увеличения доходов населения или местного бюджета. Например, важно понимать, как растет средний чек или какой турист приезжает с точки зрения не только его платежеспособности, но и культуры.
Диверсификация туристского продукта действительно важна, потому что из этого складывается и конкурентоспособность региона. В Краснодарском крае он и так диверсифицирован. Есть лишь отдельные территории, в которых еще полностью не реализован их потенциал. Гостям и жителям региона доступны санаторно-курортный и пляжный отдых, культурно-познавательный туризм, горнолыжный и пляжный отдых, активные виды туризма и многое другое. В крае есть множество направлений, однако необходимо подумать, нужны ли эти 22 миллиона туристов. Возможно, стоит сделать упор на качество туристического потока. Важно, чтобы он был равномерным в течение всего сезона, стратегический приоритет - развитие круглогодичного туризма. Иначе сезонный персонал уходит, и нужно к новому сезону опять искать кадры, что негативно влияет на сервис.

- Будут ли на федеральном уровне приниматься программы для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в туристической отрасли?
- Эта проблема была всегда. Действительно, туристическая индустрия сложна еще тем, что в ней не самые высокие заработные платы, за квалифицированный персонал приходится конкурировать с другими отраслями. Летом многие студенты хотят найти подработку, в том числе в туристической отрасли, но не всегда могут узнать о доступных вакансиях. Поэтому подобные проекты очень важны.
В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» реализуется как раз один из федеральных проектов - «Совершенствование управления туризмом». В рамках этого проекта проводятся мероприятия, связанные с образованием и повышением квалификации. На федеральном уровне обсуждается много вопросов, касающихся кадрового обеспечения отрасли. Сам национальный проект предполагает кратное увеличение туристического потока и кадров в отрасли, а для этого необходимо подготовить персонал. Также не стоит забывать и о популяризации профессий, связанных с туристической индустрией.

- Эксперимент по курортному сбору продлен до 31 декабря 2024 года. С момента внедрения данной меры прошло более 5 лет. Можно ли сказать, что опыт успешный?
- Есть определенные моменты, которые требуют корректировки. Но в целом очень хорошо реализовал эксперимент Ставропольский край, потому что у них очень простая структура туристической отрасли - в основном это санатории, пансионаты. В Краснодарском крае внедрение проходило значительно сложнее и потребовало больших усилий из-за большого количества коллективных средств размещения, которых порядка 6-7 тысяч, и множества полулегальных или нелегальных гостевых домов. За счет средств курортного сбора был реализован ряд проектов по созданию инфраструктуры, поэтому я считаю, что эксперимент проходит со знаком плюс.

- Согласны ли вы с тем, что за Сочи с каждым годом все больше закрепляется статус элитного курорта?
- Нельзя сказать, что Сочи исключительно элитный курорт, в городе предоставляют услуги для всех слоев населения. В наличии большой номерной фонд, количество койкомест в котором составляет около 200 тысяч. Здесь можно найти номер стоимостью 1,5- 2 тысячи рублей. В среднем, конечно, отдых здесь обойдется дороже, но нельзя говорить, что Сочи - это курорт только для богатых.

- В каких государствах Россия сегодня будет продвигать себя как туристическая страна? На что будет сделан упор и чем мы можем привлечь иностранцев?
- Россия уникальна разными климатическими условиями и пейзажами. Есть все: горы, моря, реки, леса, степи, субтропики и пустынные зоны. Представлены различные варианты путешествий. В Краснодарском крае, например, можно найти практически любой вид туризма. Поэтому с точки зрения потенциала и перспектив развития складывается действительно уникальная ситуация.
Сегодня активно идет привлечение иностранных туристов с Ближнего Востока, из евразийского пространства и СНГ. Разным культурам интересны разные части нашей страны. Например, Ближний Восток, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, чаще выбирает Кавказ. У нас многонациональная страна, что формирует колорит традиций, менталитета. Все это очень интересно иностранным туристам. Важно, чтобы в развитие туриндустрии вкладывали душу - равнодушный сервис не решает актуальные задачи.

Источник
Развитие инфраструктуры яхтинга Азово-Черноморское побережье Крым