Новости информационного портала "Все марины России"

На форуме "Интурмаркет. Открытый Крым" состоялась стратегическая сессия "Яхтенный туризм в России"

Мероприятие организовано по нацпроекту "Туризм и индустрия гостеприимства" Министерством курортов и туризма Крыма совместно с компанией "Экспотур"
при информационной поддержке Ростуризма.

Гришин Николай Александрович - член рабочей группы по развитию яхтенного туризма в Российской Федерации - обозначил, что индустрия должна быть рентабельной, для этого ее потребителей должны удовлетворять услуги, обеспечивающие комфорт и безопасность и предоставляющие определенный интерес. В России не так много мест, которые обладают безопасными природными стоянками. Поэтому важно строить марины, которые сами по себе становятся объектами туризма. Индустрия яхтинга, формируя градообразующие объекты, создает много важных положительных эффектов для береговой зоны в целом.
Группа компаний "Альянс Марин Девелопмент" разработала необходимые решения, показывающие привлекательность развития этой индустрии на Азово-Черноморском побережье России, без разделения на территориальные субъекты, эта программа получила должную оценку и, благодаря сотрудничеству с администрацией Краснодарского края, была сформирована концепция развития яхтенного туризма.
Необходимо сделать так, чтобы яхтсмены, которые держат яхты за рубежом, могли осуществлять это на нашем побережье, считает эксперт. Реализация концепции уже началась. В некоторых проектах "Альянс Марин Девелопмент" выступают как инициаторы создания, привлекая потенциальных инвесторов и партнеров. Группа компаний занимается вопросом развития инфраструктуры яхтинга очень давно, постоянно и планомерно. Неделю назад в Дубае зарубежные коллеги заинтересовались проектами и выступили с предложением осуществлять операционное управление маринами, что очень важно для коммерческой эффективности марин в дальнейшем.
У "Альянс Марин Девелопмент" есть предложения по очень перспективным акваториям России: Финскому заливу Балтийского моря - остров Котлин, Сестрорецк, развитию яхинга на Южном Сахалине, где прекрасные условия, а также на Каспийском море и т.д.
Марины, помимо развития яхтинга, одновременно обеспечивают развитие вдольберегового безопасного морского пассажирского сообщения, прием и обработку малотоннажных круизных судов. Для развития водного туризма, помимо собственно перемещения по воде, необходимо обеспечить возможность размещения интересных и привлекательных объектов в маринах или рядом с ними.

На сессии выступили с предложениями и замечаниями по поводу развития яхтенного туризма эксперты с других субъектов Российской Федерации.
Заместитель губернатора – председателя правительства Севастополя Мария Александровна Литовко рассказала, что концепция развития яхтенного туризма, принятая недавно Правительством РФ создана под эгидой Ростуризма с учётом международного опыта для приведения системы оказания услуг к единым стандартам. При морской коллегии создана рабочая группа с участием советника президента РФ Ливитина И.Е.
По словам Марии Александровны Крым может стать круглогодичным яхтенным туризмом: в зимний период - проведение регат, повышение компетенций и обучение, в летний - отдых.

Следующий участник Алексей Николаевич Андруцкий, президент федерации парусного спорта Республики Крым создал воодушевляющую атмосферу красочным описанием парусного спорта и яхтинга, как такового, отметив, что системная и плановая работа с молодежью в спортивных секциях ведет к дальнейшему развитию туристической отрасли, яхтенного туризма и влияет на все возрастные категории.


Курбанов Вячеслав Алексеевич начальник управления дорожной деятельности министерства Республики Крым отметил, что Крым исторически и географически предрасположен к туризму и сейчас здесь активно создается соответствующая инфраструктура. Яхтинг, как вид туризма влияет на развитие других отраслей: судостроения, оказания услуг и других. Согласно исторической справке в СССР порядка 10 000 000 человек ежегодно перевозились морскими видами транспорта. 7 500 000 из них приходились на суда ялтинского морского порта. В настоящий момент загрузка яхтенного туризма в Крыму оценивается в 166 000 человек в год и суммарно 6 5000 000 человек в год потенциально могут пользоваться услугами морских перевозок. Яхтенный и круизный туризм обладает высоким потенциалом. В настоящий момент судоходная инфраструктура и суда находятся в крайне изношенном состоянии. В концепции развития яхтенного туризма до 2030 года крымским портам отводится одна из ведущих ролей. Запланировано построить и реконструировать 34 объекта портовой инфраструктуры, из них 13 яхтенных марин.



Груша Георгий Романович - начальник управления развития внутреннего туризма, министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края - отметил, что яхтинг — это эмоции, новое направление отдыха и диверсификация турпродукта, а с экономической точки зрения - хороший драйвер развития территорий, новые рабочие места, средства поступающие в экономику и влияние на инвестиционную привлекательность территории. Понимая это, Краснодарский край создал рабочую группу из экспертов, органов власти, инвесторов, спортивных федераций, проектных организаций. В августе 2021 года была разработана концепция развития яхтенного туризма. Спикер отметил ключевую роль в создании концепции развития яхтенного туризма ГК "Альянс Марин Девелопмент", организацию "Горпроект" и Черноморскую Ассоциацию развития яхтенного туризма. Комплексное развитие Азово-Черноморского побережья включает, помимо развития непосредственно яхтенной инфраструктуры, еще и увеличение количества пляжей, создание берегозащиты и новые инвестиционные площадки. Анализ существующих объектов показал, что из 10 существующих только 2 марины отвечают всем требованиями: Гранд Марина Сочи и порт Имеритинский - наследие, которое осталось от Олимпийских игр 2014 года. Соответственно, на настоящий момент спрос сильно превышает предложение, что вызывает интерес инвесторов. В настоящий момент два объекта находятся в разработке: в порту Геленджик и в Туапсинском районе. Так же проводится работа по включению порядка 16 объектов в документы техпланирования и генеральные планы муниципальных образований. Для создания сети удобных 20-ти мильных переходов необходимо создать порядка 23 марин, из них уже 2 действующие и 3 реализуемые. Параллельно разрабатывается маркетинговая стратегия позиционирования Азово-Черноморского побережья, как центра яхтенного туризма: маркетинг инфраструктуры и маркетинг туристских продуктов.



Константин Викторович Муругов, президент Черноморской Ассоциации развития яхтенного туризма и спорта, отметил важность начатой работы по разработке дорожных карт концепции развития яхтенного туризма. Ассоциация совместно с министерствами и федерациями проводит популяризацию яхтинга, ведет диалог о необходимых специалистах в этой сфере. В отличии от многих стран с развитой инфраструктурой, у России есть большое преимущество - наличие российских яхтсменов. Порядка 60–90 % участников наиболее популярных международных регат - российские яхтсмены. Многие из них проявляют интерес к размещению в России. Необходимо развитие отрасли с привлечением государственно-частного партнерства по примеру зарубежных проектов, когда государство берет на себя строительство инфраструктуры, гидротехнических сооружений, а инвестор - обустройство марин, создание локаций для яхтинга.



Хаджиев Хасан Хусейнович президент парусного спорта Чеченской Республики, рассказал, что помимо всех вышеперечисленных вопросов необходимо поддерживать уровень профессионализма у специалистов парусного спорта. Нужны яхтенные школы, специалисты и поддержка федераций парусного спорта. Он отметил ошибочность мнения, что яхтенный туризм дорогой и элитарный. Но в России пока нет достаточного спектра услуг и развитой инфраструктуры для яхтенного туризма и необходимы изменения на законодательном уровне, упрощение прохождения таможенного контроля. Также необходимо увеличить пропагандирование яхтенного туризма, показать его доступность и сделать его массовым. Развитие судостроительства - еще одна необходимая задача. Многие мифы необходимо развенчивать, как например отсутствие парусного туризма в Чеченской Республике.



Следующий спикер Алексеев Сергей Павлович, руководитель комиссии по яхтенному туризму при РСТ, президент Санкт-Петербургского парусного союза обозначил ряд проблем отрасли. Развитию сети марин на территории России препятствует в том числе и то, что их необходимо сделать коммерчески успешными, увеличить прохождение потока. По его мнению, российское законодательство пока не способствует активному развитию яхтенного туризма. Нужна разработка законодательства в сфере закрепления статуса особых прибрежных территорий, для развития водного отдыха и туризма, разделение понятий яхт-клуб, яхтенный порт, и понимание как организовывать там работу. Необходима либерализация контрольно-пропускной системы для яхтенного туризма, унификация сертификации судов. По всем этим вопросам нужна скоординированная работа с федерациями и правительством.



Москвин Алексей Антольевич, сооснователь и основной шкипер яхтенного сообщества "Сто капитанов", многочисленный призер международных регат раскрыл некоторые ньюансы яхтенного туризма и спорта с точки зрения яхтсмена. По многим причинам, таким как отсутствие в России инфраструктуры, климатические условия, усложненная регуляторика и т. п. многие российские яхтсмены дислоцируются за рубежом и путешествует там же. Подготовка спортсмена высокого уровня требует длительного времени, начиная с детских яхт школ. Но, для массового развития отрасли, если перенимать международный опыт, то обучение квалификационных кадров не требует длительного образования. Учитывая, что парусный спорт и яхтинг относятся к экстремальным видам спорта, тем не менее негативная статистика не превышает цифры в других видах спорта. И утяжелять регуляторику не стоит. По мнению спикера, на территории России инфраструктура не является первостепенным требованием для развития яхтенного туризма и спорта. В развитие спорта необходимо вовлекать различные структуры. Регаты зачастую не являются коммерчески выгодными проектами - необходима поддержка частных спонсоров или государства.


Директор АНО "Агентство развития индустрии отдыха на воде и прибрежных территорий "Большая Арктическая регата" Корякин Станислав Владимирович подчеркнул, что необходимо рассматривать яхтенный туризм в комплексе, тогда как все присутствующие спикеры рассматривают его в разрезе своего профиля. Следует рассматривать не только парусный спорт, но и отдых на воде и пространственное развитие побережья в принципе, и смотреть на эту индустрию, как на массовую, обеспечивая ее доступность не только инфраструктурно, но и снижая регуляторику, развивая судостроение, отстраивая взаимодействие с контролирующими органами и с изменением подхода к отдыху. И все это в каждодневном режиме. "Имеют право на существование и спорт, и элитарность, но люди идут туда, где все просто, а куда идут люди - там есть деньги" - подытожил выступающий.


Кадетов Влас Алексеевич, руководитель Таганрогского яхт-клуба, владелец частной верфи, основатель династии известных яхтсменов отметил, что в недавно утвержденной правительством концепции развития яхтенного туризма затронуты все болевые точки отрасли и предусмотрены все необходимые аспекты развития. Теперь необходимо создание рабочих групп по каждому из выявленных направлений и проблем. Влас Алексеевич рассказал о своем опыте создания судов, об ошибочном представлении о низком качестве российского судостроения. Одна из сдерживающих проблем в развитии судостроения, по его мнению - отсутствие стоянок для длительного хранения.


Цыганкова Анна Валентиновна рассказала о яхтенном туре "Под парусом из Меотиды" по Золотому кольцу Боспорского царства, включающем в себя и наземную и морскую часть. Чтобы попасть из Большой России в Черное море по руслам рек необходимо пройти через Азовское море, где отсутствует необходимая инфраструктура для полноценного прохождения маршрута. Необходимо различать квалификацию кадров для частного яхтинга и яхтенного туризма по перевозке людей, где выше требования по безопасности и комфорту. Непосредственно яхтенный туризм можно разделить на три направления: проведение любительских яхтенных регат, в том числе корпоративных регат — это локальное туристическое, а не спортивное мероприятие; круизный маршрут и чартерный туризм - самостоятельный частный круиз. Жилкина Надежда Михайловна, генеральный директор ООО "Центр развития туризма", эксперт по туристическим маршрутам обозначила свою точку зрения на вопрос формирования туристических маршрутов в яхтенном туризме. Она отметила важность принципа гостеприимства и развития комфортной среды вокруг инфраструктуры яхтенного туризма. Важно учитывать мнение всех: туристов, яхтсменов и местных жителей. Туристам важны туристические информационные центры, точки питания, транспортная доступность и безопасность. Местным жителям так же важна яхтенная эстетика, комфортная среда, безопасность и использование территорий марин для прогулок. Важно организовать маршрут, по которому турист, спустившись с яхты пройдет по прилегающей территории. Туристам важно находиться не только на море, но и на прилегающей сухопутной территории. Эксперт выразила пожелание учитывать эти вопросы при создании объектов яхтенного туризма.


Последним спикером сессии, посвященной развитию яхтенного туризма, стал Спутай Максим Анатольевич - популяризатор яхтенного туризма, основатель Яхт-радио, которому уже исполнилось 5 лет. Он, как и многие другие спикеры, считает, что любой маршрут на воде должен сопровождаться информационными ресурсами и представил новинку - Атлас водных путей, изданный компанией «Морские и речные информационные системы» («МОРИС»). Компания поставила перед собой амбициозную задачу – сделать карты всего водного пространства России. Первый том уже готов. В него вошли водные пути от западной границы России в Финском заливе до Онежского озера, включая реки Нева, Свирь и Волхов, Ладожское и Онежское озера. В следующем году планируется выпустить второй том с картами от Онежского озера в сторону Москвы, включая Верхнюю Волгу с притоками, Рыбинское водохранилище, канал имени Москвы и реку Москва. Потом специалисты «МОРИС» пойдут на север, к Белому морю. Атлас фактически стал частью межрегионального турпроекта «Серебряное ожерелье России». Комплекс входящих в него маршрутов подразумевает, в числе прочего, туризм по северным водным путям – из Балтийского моря в Белое, на Соловки и дальше в Баренцево море и вокруг Северной Европы.


Помимо сессии "Яхтенный туризм в России: текущее состояние и перспективы развития" на форуме "Интурмаркет. Открытый Крым" провели презентационную сессию туристических возможностей и маршрутов регионов России, сессию о развитии сельского туризма в новой реальности, в разрезе законодательных инициатив, механизмов господдержки и использования земель сельскохозяйственного назначения в целях рекреации и туристической инфраструктуры и многое другое.​

Репортаж Натальи Шлензиной
Мероприятия Азово-Черноморское побережье Развитие инфраструктуры яхтинга Гришин ВИДЕО