Выступающие пытались ответить на многие вопросы. Что послужит толчком для выхода яхтенной инфраструктуры России на качественно новый уровень? Каким образом развитие морской инфраструктуры повлияет на повышение уровня и конкурентоспособности приморских курортов Краснодарского края? Как международный, в первую очередь европейский опыт может быть использован для формирования яхтенной инфраструктуры в России?
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-6137-4164-a534-663939343939/sochi-1858.jpg)
Открыл выступление региональный ведущий главный архитектор Краснодарского края Рысин Юрий Владимирович. В качестве модераторов выступили президент Российской академии архитектуры и строительных наук Кудрявцев Александр Петрович и председатель Совета директоров GVA Sawer Камерон Сойер .
В своем вступительном слове Кудрявцев Александр Петрович познакомил аудиторию с историей происхождения яхт и яхтенной инфраструктуры, рассказал как сформировались яхтенные порты-марины в мире и о яхтенном туризме. В России яхтенный туризм, как отдельное направление туризма пока отсутствует.
Причины:
- законодательные и визовые барьеры,
- загрязненные трудно проходимые фарваторы,
- отсутствие разработанных яхтенных маршрутов и необходимого навигационного обеспечения для безопасного точного плавания малых судов,
- отсутствует инфраструктура необходимая для приема и обслуживания яхт, в том числе чартерных компаний по аренде яхт,
- отсутствует нормативная база,
- нет системы поощрения и льгот для развития яхтинга,
- не преодолено общественное отношение к яхтингу как элитарному виду спорта — достоянию узкого круга.
Далее со вступительным словом выступил Камерон Сойер. Он особое внимание обратил на законодательную инфраструктуру, которая не менее важна для развития яхтинга, сравнивая, встречу иностранной яхты за рубежом и в России. «Встреча иностранной яхты в России, — сказал Камерон Сойер, — похожа на встречу американского авианосца. Это надо менять».
Рысин Юрий Владимирович рассказал о перспективах организации яхтинга на территории Азово-Черноморского побережья Краснодарского края. На XI Международном инвестиционном форуме в павильоне №8, был выставлен макет«Концепция развития яхтенных марин на Черноморском побережье Краснодарского края». Юрий Владимирович рассказал о том, что в планах администрации края создание на Черноморском побережье 24 марин. На данный момент подготовлены проектные предложения по 4 базовым маринам и 8 гостевым. Яхтенная марина «Имеретинская» на 930 яхт фактически построена. Проводятся работы и в порту города Сочи для создания марины на 380 яхт.
А вот будут ли у нас марины-деревни на воде? Это пока неизвестно. Есть большие проблемы в законодательстве, которые надо решать. В ближайшее время будет создана концепция развития не только Черноморского побережья, но и Азовского и Каспийского. На сегодняшний день пока выполнены только первые наработки. Далее начнется математическое моделирование каждого порта, привязка к месту, детальная разработка проекта. Планируется, что гидротехнические сооружения будут финансироваться за счет федеральных средств, инженерные сети и проектирование — за счет краевого бюджета, а обслуживание — за счет частных инвесторов.
В ходе обсуждения выяснилось, что на Черноморском побережье в настоящий момент зарегистрированных яхт около 25, а катеров около 60. Цены на регистрацию запредельные и не каждый может это себе позволить. Такое положение дел также надо менять.
Гришин Николай Александрович, заместитель генерального директора — главный инженер ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» рассказал об особенностях яхтинга и градостроительства. К сожалению на Черноморском побережье нет естественных бухт, поэтому те проекты которые предлагает к реализации ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» требуют значительных капиталовложений.
![](https://static.tildacdn.com/tild3836-3336-4135-b932-623065646366/sochi-1855.jpg)
Россия имеет некоторые преимущества перед другими странами, где уже сформированы яхтенные структуры. При проектировании системы яхтинга можно воспользоваться передовым опытом в этой отрасли. Гришин Николай Александрович в своем выступлении привел примеры марин четырех поколений.
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-3932-4632-a637-626530626431/sochi-1848.jpg)
Марина-деревня, Франция
Неправильное размещение марины может привести к катастрофическим последствиям. В качестве примера было приведено строительство сочинского морского порта, после которого был остановлен вдоль береговой поток наносов, формирующий пляжи. В результате — за три года были смыты пляжи и начался катострофический размыв берега.
Центральная набережная города Сочи, 50-е годы.
![](https://static.tildacdn.com/tild6230-6439-4234-a266-646666653738/img-aso-1090.jpg)
Следующий выступающий Ченцов Игорь Викторович, первый вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта, Член Совета содействия Олимпийского комитета России, посвятил свое выступление развитию парусного спорта и яхтенного туризма в РФ.
![](https://static.tildacdn.com/tild6139-3564-4433-b233-623933653631/sochi-1801.jpg)
По словам Ченцова И. В., практически любая марина построенная в РФ неокупаема из-за громадных затрат на содержание и отсутствия культуры яхтинга.
«Из заключения, недельной давности, — уточнил выступающий — перепрофилирование Имеретинского порта в марину не рентабельно. На сегодняшний день стоимость 3 млрд.рублей, окупаться будет веками. Нужен комплексный подход. Это прежде всего участие государства, участие спорта и частных инвесторов».
Проблемы в формировании яхтенной структуры постепенно решаются. Недавно был принят закон, который разрешает водному транспорту под иностранными флагами заходить в воды РФ. Создается туристический маршрут Большого кольца (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Краснодарский край ). Через год планируется провести международную Транс Каспийскую парусную регату, которая способна будет привлечь туристов со всего мира. В любой марине должна быть спортивная составляющая, предлагается порядка 30% яхтенной инфраструктуры отдавать под детский спорт.Массимо Киодо, президент ASTRAMARINAS (Испания), рассказал о этапах создания яхтенной инфраструктуры: проектирование-строительство-эксплуатация. Опыт ASTRA MARINAS GROUP в России.
![](https://static.tildacdn.com/tild3963-3665-4364-a339-656362363263/sochi-1839.jpg)
Массимо Киодо считает, что будущее марин в России начнется с катеров и так практически происходит во всем мире. Он отметил большой потенциал Краснодарского края и сравнил Черноморское побережье с Испанией в 50-е годы. По его словам, в Европе 4000 марин, в Испании 320000 яхт и они не аргонавты, которые постоянно плавают, большинство из них используют яхту, как квартиру на воде. По европейской статистике яхта покидает порт 6 дней в году, остальные 361 день она стоит в порту.
«Краснодарский край ждет нашествие иностранных туристов? Это утопия. Первыми здесь будут русские», — заметил Массимо Киодо.
Плетнев Глеб Анатольевич, генеральный директор ООО «Гагра Парк Марина» (Абхазия), представил яхтенный маршрут Россия — Абхазия. Чтобы привлечь внимание к проекту была организована регата из порта Сочи в Абхазию. Такие регаты планируется организовывать каждый год.![](https://static.tildacdn.com/tild6235-3535-4162-b230-333762373134/sochi-1853.jpg)
Горгуца Юлий Васильевич, генеральный директор ООО «ЮгМорСтрой-Т«, рассказал о трудностях, с которыми они столкнулись при проектировании марины в Абхазии.
![](https://static.tildacdn.com/tild3139-6331-4136-b664-396639363066/sochi-1851.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3165-6531-4237-a333-386231646132/sochi-1852.jpg)
Экологическая безопасность и сохранение уникальной природы в проекте ставится во главу угла.
«Мы разработали новое решение, которое полностью гарантирует неприкосновенность галечных пляжей, заявил Горгуца Юлий Васильевич. — За счет чего это допускается? Мы предусматриваем волноломы на сваях. Сваи фактически не будут мешать береговым перемещениям наносов. Наносы не заметят эти сваи. Если здесь естественный откос 1:8, то мы деклаем уклон 1:10. После штормов придется расчищать. Это плата за экологию».
По словам Юлия Васильевича, при проектировании Сочи Гранд — марины пришлось столкнуться с российскими нормами. Это руководство по технологическому проектированию морских портов, 1993 года и нормы технологического проектирования морских портов, 1997 года — их надо менять. Он обратился к круглому столу с предложением создать российские нормы для проектирования яхтенных марин.Шумейко Анна Владимировна, коммерческий директор ЗАО «Маринетек СПБ», рассказала о адаптации международного опыта и технологий в российских условиях. Компания «Маринетек» существует более 20 лет и создает объекты под ключ. По словам Анны Владимировны на сегодняшний день в России есть большой спрос на яхты, но нет соответствующей инфраструктуры. Она обратила внимание на необходимость подготовки профессиональных кадров для обслуживания.
![](https://static.tildacdn.com/tild3161-3361-4437-a333-363438613732/sochi-1802.jpg)
Долотин Антон Юрьевич, глава Представительства AZIMUT BENETTI GROUP, генеральный директор Royal Yacht Club, отметил, что без поддержки властей, инвестор ничего сделать не сможет.
![](https://static.tildacdn.com/tild3963-3533-4163-b838-323238336332/sochi-18381.jpg)
В завершение круглого стола состоялось подписание соглашения между Департаментом архитектуры Краснодарского края и ООО «Гагра Парк Марина» (Абхазия)
![](https://static.tildacdn.com/tild6663-6135-4263-a139-663233636564/sochi-1799.jpg)