«Принятие концепции — важное решение для активизации развития яхтенного туризма в России. Это очень перспективное направление, которое можно развивать в любом регионе нашей страны. На основе концепции будет создана дорожная карта — конкретный план действий и мероприятий. Планируется обновить меры государственной поддержки яхтенного туризма, включая программы для малого и среднего бизнеса, и скорректировать госпрограммы, касающиеся этого вида туризма», — заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.
«Краснодарский край имеет протяженную береговую линию и хороший климат — это база для развития яхтенного туризма, но, к сожалению, эти географические преимущества на данный момент не используются в полной мере. Сейчас в крае работает девять объектов яхтенной инфраструктуры, и только два из них — „Сочи Гранд Марина“ и порт „Имеретинский“ — являются современными маринами. Потенциал для развития яхтенного туризма большой. Как минимум можно привлечь на Черное море соотечественников, которые сейчас держат свои лодки за границей», — отмечает сооснователь компании PROyachting, чемпионка мира по парусному спорту Екатерина Скудина.
«Курортный и туристический мир не развивается без активного использования моря. Примеров огромное количество — и на североамериканском континенте, и Лазурном берегу Франции, где яхтинг развивается десятилетиями и инфраструктура очень развита. Это ведь и дополнительное привлечение туристов, и дополнительное привлечение средств в экономику. И вообще: паруса, яхты — это дополнительное украшение курорта. Очень много факторов говорят о том, что этот вид транспорта должен развиваться», — добавляет советник губернатора Краснодарского края Юрий Рысин.
«В советское время морское пассажирское сообщение было очень развито. Постоянно ходили „Кометы“ между приморскими городами. Сейчас они встречаются в Средиземном, Эгейском, Адриатическом морях. Их с удовольствием эксплуатируют и турки, и греки — у нас их не осталось», — рассказал он.
«Но, во-первых, они очень дорогие, вовторых, базы по их обслуживанию так и нет, и это тоже проблема», — добавляет Николай Гришин.
«Я думаю, что здесь совершенно точно не обойтись без участия государства, потому что это достаточно затратный вид транспорта. Не обойтись без дотаций и государства, и регионов. О необходимости развивать прибрежные пассажирские перевозки неоднократно говорил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев», — отмечает советник губернатора Кубани Юрий Рысин.
«Чтобы охват этим видом транспорта был максимально широким, необходимо участие государства, регионов и муниципалитетов. В первую очередь необходимо развивать береговую инфраструктуру. Даже внутрирегиональные пассажирские перевозки у нас субсидируются, потому что иначе невыгодно. С морскими перевозками та же история», — отмечает он.
«Яхтинг бурно развивался во всем мире, кроме Советского Сюза, еще в прошлом веке. Для советского гражданина слово „яхта“ было равноценно космическому кораблю — далекое и непонятное, мало кто мог этим заниматься. Иметь свою яхту было недопустимо и не позволительно. Поэтому и мест для их стоянки не было. А за рубежом это все развивалось, поэтому мы в этом вопросе отстаем лет на 50, и сейчас нам надо все это наверстать — с учетом самого передового, что сейчас есть в плане технологий, судостроения, методов эксплуатации таких судов, навигационных средств», — считает Николай Гришин.
«Но все проекты марин на нашем побережье — масштабные: за редким исключением их стоимость будет не менее 5−10 млрд руб., а самые крупные комплексы могут стоить свыше 200 млрд руб. В целом капиталоемкость реализации всей программы развития инфраструктуры яхтинга на Азово-Черноморском побережье края может составить более 800 млрд руб.», — заявил Николай Гришин.
«Некоторые законодательные нормы действуют еще с Советского Союза. У нас даже нормативные акты Минсельхоза регулируют вопросы яхтинга. При этом в Европе, Турции и в других странах прекрасно понимают, что этот вид туризма создает целый пласт экономики», — добавляет господин Муругов.
«Однако яхта под иностранным флагом не может зайти на территорию РФ, тем более не может заниматься коммерческой деятельностью здесь без обеспечительных платежей и сборов. Как следствие, морская яхтенная инфраструктура и яхтенный туризм не получают колоссального импульса для развития», — подчеркивает эксперт.
«В целом, на мой взгляд, назрела необходимость создания Чартерного кодекса, где были бы собраны все правила и законы, касающиеся развития яхтенного туризма, чартера яхт и эксплуатации соответствующей инфраструктуры. Осложняет работу также отсутствие единых российских прав на управление парусными судами, а также остается открытым вопрос признания иностранных прав на территории России. Игроками яхтенного рынка эти вопросы поднимаются уже не первый год, но пока, к сожалению, решения нет», — подчеркивает Екатерина Скудина (PROyachting).
«Для яхтинга и морских путешествий характерен поиск новых мест. Россия в этом плане будет совершенно новым местом, которое туристы для себя откроют. У нас ведь богатая история, культура и гастрономия. Поэтому есть все основания утверждать, что яхтинг привлечет иностранных туристов в том числе. Да и у наших туристов спрос тоже будет большой», — утверждает советник губернатора Кубани Юрий Рысин.
«Нам говорили: „Вы с ума сошли. Зачем вы это делаете? Марина на 300 яхт — у вас на всем море их 10 штук“. В итоге сейчас она заполнена почти полностью. Кроме того, заканчивается строительство еще одной марины в Геленджике на 250 яхт. Так что все это будет востребовано и будет развиваться, как это опять-таки показывает передовой международный опыт. Нам даже ничего выдумывать специально не надо — просто использовать самые современные наработки и применять их у себя», — комментирует он.
«Сейчас определенно есть сложности в передвижении по Краснодарскому краю, особенно по линии Черноморского побережья — например, от Анапы до Сочи. Это серпантин, пробки, огромное количество автомобилей. Но если бы было развито морское судоходство, большое количество туристов передвигались бы морским транспортом. Во-первых, это удобно. Во-вторых, отличная развлекательная активность, потому что есть возможность посмотреть на побережье с воды», — добавляет он.