Но самый яркий из представленных проектов – сеть марин на Черноморском побережье. Задумка о ее создании в южном регионе витала давно. Бала даже разработана «Схема дислокации объектов инфраструктуры яхтинга на Черноморском побережье России», предполагавшая строительство 23 объектов: 5 базовых марин, 8 аквацентров и 10 морских ландшафтно-рекреационных комплексов. Данна схема была согласована не только краевыми структурами, но и Президентом Всероссийской Федерации парусного спорта и мэрами всех причерноморских городов.
В сентябре 2010 в Анапе прошел Международный Фестиваль, посвященный развитию яхтенной инфраструктуры, планированию и использованию водных и прибрежных территорий как составляющих общественного пространства. На этом фестивале, в частности, был представлен доклад инженера, члена Сочинской организации Союза архитекторов России Н.А. Гришина «Современные тенденции развития марин. Градостроительные аспекты».
Но вопрос реализации проекта так и оставался открытым, пока на одном из недавних совещаний по развитию курортной сферы губернатор Кубани Александр Ткачев поставил вопрос ребром – в Краснодарском крае должна быть сеть марин. Они могли бы стать якорями экономик курортных городов: правильно спроектированные и дислоцированные марины становятся мощными стимулами для развития прилегающей территории, так как по всему внешнему периметру они обрастают гостиницами, ресторанами, магазинами и другими объектами рекреационного назначения, которые в свою очередь привлекают разнообразные сервисные предприятия обслуживания, а по соседству вырастают жилые дома для обслуживающего персонала марин, судовладельцев, семей членов экипажей и просто любителей пожить в приморской среде. Подобная застройка требует инженерно-технического и транспортного обслуживания — развиваются дорожно-транспортные сети и инженерные коммуникации. Таким образом, появление марины запускает градообразующие процессы, интенсивное освоение прилежащей территории.
Уникальный проект создания сети стоянок для яхт, который предполагает 11 точек для парковки яхт, из которых четыре базовые марины с возможностями для ремонта и обслуживания яхт и семь гостевых, в Каннах уже первый день собрал настоящий аншлаг.
– Марины для нашего региона, омываемого двумя морями, – это необходимая составляющая. И такая практика существует во всем мире, – уверен Юрий Рысин, руководитель департамента по архитектуре. – Это признак развитой курортной сферы и хорошего уровня экономического развития. Как пример – Турция, которая начала развивать это направление лет 20 назад. За это время у них появилось больше 20 марин на черноморском побережье. Причем какие марины – экстра-класса! Современные, удобные, они помогли подтолкнуть прибрежные населенные пункты к экономическому росту. Мы можем развивать черноморское побережье в рамках государственно-частного партнерства. Часть средств на развитие сети марин будет вложена федерацией, часть – Краснодарским краем, остальное – за счет частного капитала.
Как отметил Юрий Рысин, предложений очень много. Реализация проекта даст тот самый необходимый мультипликативный эффект и огромные точки роста.Чтобы реализовать проект, потребуется время. Марины – очень технически сложные сооружения. Как говорят специалисты, двух одинаковых марин вообще не бывает. Это зависит от глубин, рельефа дна, состояния берега и так далее. А во главе угла, конечно, вопрос безопасности. Необходимо сделать все для обеспечения безопасности флота и людей от капризов моря. Плюс сложности еще и в том, что у нас практически нет естественных бухт.
По поручению главы региона будет создана группа разработчиков с привлечением иностранного опыта для реализации этого проекта и в ближайшие два года уже возможно начнется его реализация.