Фото: freepik.com
На Кубани цены на стоянку яхт выросли до 15% в 2024 году
Цены на стоянку яхт на Юге в среднем выросли на 7,5 - 15%. Ключевой причиной повышения стоимости размещения судов на Черном и Азовском морях является нехватка мест, рассказали РБК Краснодар владельцы яхт-клубов и марин
Цены на стоянку яхт на Юге в среднем выросли на 7,5 - 15%. Ключевой причиной повышения стоимости размещения судов на Черном и Азовском морях является нехватка мест, рассказали РБК Краснодар владельцы яхт-клубов и марин
На яхтенных маринах в Сочи рост стоимости в 2024 году составил от 7,5 до 15% по оценкам владельцев яхт. Ключевой причиной роста цена является увеличение количества маломерных судов при нехватке мест для яхт. Владельцы судов, яхт-клубов и марин считают, что ситуацию может исправить развитие соответствующей инфраструктуры.
Рост цен зимой
В Ассоциации развития яхтенного туризма и марин в беседе с РБК Краснодар рассказали, что динамика цен в Краснодарском крае отличается в зависимости от локации. Так, в морском порту Сочи цены на стоянку яхт поднялись примерно на 10% по сравнению с прошлым годом — стоимость стоянки составляет 218,5 тыс. руб. в месяц.
В Sochi Grand Marina (морской порт в Сочи) подчеркнули, что самая низкая цена на стоянку яхты зимой 2024 года составляла 60 тыс. руб. в месяц, для более крупных судов средняя стоимость составляет порядка 130 тыс. руб. На ценообразование сильно влияет сегмент, сезон и разные швартовочные места. При этом, генеральный директор Sochi Grand Marina Дмитрий Прозоров отметил, что с 2023 года цена изменилась незначительно, на 7%. До конца 2024 года индексации цен не планируется, заметил Прозоров.
Рост цен зимой
В Ассоциации развития яхтенного туризма и марин в беседе с РБК Краснодар рассказали, что динамика цен в Краснодарском крае отличается в зависимости от локации. Так, в морском порту Сочи цены на стоянку яхт поднялись примерно на 10% по сравнению с прошлым годом — стоимость стоянки составляет 218,5 тыс. руб. в месяц.
В Sochi Grand Marina (морской порт в Сочи) подчеркнули, что самая низкая цена на стоянку яхты зимой 2024 года составляла 60 тыс. руб. в месяц, для более крупных судов средняя стоимость составляет порядка 130 тыс. руб. На ценообразование сильно влияет сегмент, сезон и разные швартовочные места. При этом, генеральный директор Sochi Grand Marina Дмитрий Прозоров отметил, что с 2023 года цена изменилась незначительно, на 7%. До конца 2024 года индексации цен не планируется, заметил Прозоров.
«В 2024 увеличился индекс потребительских цен по данным Росстата, что также было и в 2023 году. Крайние года в условиях беспрецедентного санкционного давления нам удалось сохранить рост цен на уровне инфляции», — поделился Дмитрий Прозоров.
На сегодняшний день в «Имеретинском» порту стоянка яхты обходится в 80 тыс. руб., что является средней ценой. Стоимость зависит от размера яхт. Каждый год здесь рост цен варьируется в районе 12-15%, отметили в Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.
Управляющая ростовским яхт-клубом Regatta Анна Оруджева рассказала, что цена для среднего катера 9 метров составляет чуть больше 30 тыс. руб. в месяц. Яхт-клуб Regatta с 2023 года не поднимал цены на свои услуги, так как еще не закончил благоустройство территории.
При этом стоимость стоянки в рамках города особо не отличается. Этот показатель в большей степени зависит от локации, транспортной доступности, инфраструктуры и услуг, которые предоставляет яхт-клуб.
Яхтинг ощущает дефицит мест и инфраструктуры
На ценообразование в большей степени влияет нехватка мест для яхт. Представители индустрии подчеркивают, что дождаться очередь на стоянки достаточно проблематично.
Управляющая ростовским яхт-клубом Regatta Анна Оруджева рассказала, что цена для среднего катера 9 метров составляет чуть больше 30 тыс. руб. в месяц. Яхт-клуб Regatta с 2023 года не поднимал цены на свои услуги, так как еще не закончил благоустройство территории.
При этом стоимость стоянки в рамках города особо не отличается. Этот показатель в большей степени зависит от локации, транспортной доступности, инфраструктуры и услуг, которые предоставляет яхт-клуб.
Яхтинг ощущает дефицит мест и инфраструктуры
На ценообразование в большей степени влияет нехватка мест для яхт. Представители индустрии подчеркивают, что дождаться очередь на стоянки достаточно проблематично.
«Яхт в городе очень много [в Сочи — Прим. Ред.]. В Имеретинке порядка 120-150 лодок ждут в своей очереди. Поэтому марин не хватает очень сильно», — поделились в Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.
Также управляющая яхт-клубом Regatta отметила, что повышение цен на стоянку яхт в большей степени зависит не от ограниченности мест на стоянке, а от порядка ценообразования на воду. Право водопользования сроком на 5 лет разыгрывается на аукционе. Выигрывает тот, кто больше заплатит на торгах. При этом не учитываются прошлые заслуги, развитие данной акватории, вложенные в проект средства или создание инфраструктуры.
«Даже если кто-то другой имеет договор на пользование лестничным сходом или ранее эксплуатировал там свои причалы — значения не имеет. В таких условиях инвестиции в развитие сильно ограничены, так как максимальный горизонт планирования — 5 лет. Дальше не известно, какими будут ставки за воду и кому она достанется на торгах», — объяснила Анна Оруджева.
На сегодняшний день существует проблема ограниченности оборота дебаркадеров (больших бетонных понтонов), способных нести нагрузку зданий и сооружений, что сказывается на развитии яхт-клубов. Эти конструкции позволяют разместить всю инфраструктуру яхт-клуба на воде, а также быстро увеличивать причальные мощности. Сегодня они представлены на Волге, но из-за трудностей транспортировки современных аналогов на юге в свободной продаже нет, подчеркнула Оруджева.
Дебаркадер — плавучая пристань (несамоходное судно) с надстройкой для размещения и обслуживания пассажиров или грузов. Служит для швартовки к ним других судов.
Понтон — несамоходное плавучее изделие, предназначенное для формирования причальной линии на базах-стоянках. Может использоваться как плавучее основание для разнообразных плавучих конструкций в морской или речной отрасли.
Необходимо развивать инфраструктуру марин и яхт-клубов
Игроки рынка отмечают, что необходимо развитие причальной и стояночной инфраструктуры, речных туристических маршрутов, гостиниц и ресторанов, принимающих гостей на катерах. В последние годы активно развивается сегмент частного маломерного флота, а также увеличивается количество современных лодок, не требующих регистрации и прав для управления. Соответственно, им будут требоваться места для стоянки и швартовки, поделилась Оруджева.
Ассоциация развития яхтенного туризма и марин считает, что это связано не только с нехваткой мест для лодок, но и правилами рыночной конкуренции.
Дебаркадер — плавучая пристань (несамоходное судно) с надстройкой для размещения и обслуживания пассажиров или грузов. Служит для швартовки к ним других судов.
Понтон — несамоходное плавучее изделие, предназначенное для формирования причальной линии на базах-стоянках. Может использоваться как плавучее основание для разнообразных плавучих конструкций в морской или речной отрасли.
Необходимо развивать инфраструктуру марин и яхт-клубов
Игроки рынка отмечают, что необходимо развитие причальной и стояночной инфраструктуры, речных туристических маршрутов, гостиниц и ресторанов, принимающих гостей на катерах. В последние годы активно развивается сегмент частного маломерного флота, а также увеличивается количество современных лодок, не требующих регистрации и прав для управления. Соответственно, им будут требоваться места для стоянки и швартовки, поделилась Оруджева.
Ассоциация развития яхтенного туризма и марин считает, что это связано не только с нехваткой мест для лодок, но и правилами рыночной конкуренции.
«Если бы были марины, была бы конкуренция. Услуги влияли бы на стоимость. Например, как в ресторане или в гостинице. Уже можно было бы говорить, что свободная конкуренция оказывает влияние на количество оказанных услуг. Например, где-то лодку будут мыть, заправлять, чинить, есть место для проведения мероприятий. Марину можно классифицировать, условно, как отели. Где-то больше сервиса, где-то меньше», — подчеркнула вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин Ольга Шебзухова.
В Имеретинском районе, по мнению Ольги Шебзуховой, сервис сравним с услугами отеля категории «без звезд».
«В яхтенном порту «Имеретинский» хорошая база для ремонта лодок, а вот заправочной станции нет. Нет ресторанов. Почему-то все рестораны убрали. Всю инфраструктуру убрали с берега. <...> Нет нормальных туалетов, нет нормальных душевых. Бывает заходишь, как во дворец [речь про турецкие марины — Прим. Ред.]. Есть магазины, есть душевые, есть, где помыться, есть, где сходить в баню. Этого ничего в Сочи нет. Ни в одной нормальной марине», — подтвердили в Ассоциации развития яхтенного туризма и марин.
По мнению Ассоциации развития яхтенного туризма и марин, положительное влияние на индустрию оказала бы муниципальная марина с субсидированием мест стоянки государством, где цена могла бы регулироваться местными властями.