Концепция развития сети портов для прибрежного пассажирского сообщения представлена на ПМЭФ-2023 в разделе "100 сильных идей нового времени"
Суверенное развитие невозможно без транспортной доступности. Нужно развивать пассажирское морское сообщение, особенно с новыми территориями России Ольга Шебзухова вице президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин представляет проект развития сети портов на ПМЭФ-2023
Развитие водной транспортной инфраструктуры морской береговой зоны Азово-Черноморского побережья
Для решения задачи по обеспечению безопасного и комфортного прибрежного пассажирского сообщения необходимо создать условия для стоянки и эксплуатации судов. Решение этой задачи возможно путем создания сети марин – портов для яхт и судов прибрежного пассажирского сообщения. Создание сети марин обеспечит безопасную навигацию судов в береговой зоне, высадку и посадку пассажиров при неблагоприятных погодных условиях и возможность укрытия и безопасной стоянки у причалов. Только сеть марин, которая называется «районом интенсивного яхтинга», может обеспечить безопасное прибрежное судоходство
Вдольбереговое морское пассажирское сообщение является одним из важнейших вопросов комплексного развития прибрежных территорий, так как способствует развитию туристической инфраструктуры и увеличению номерного фонда (строительство средств размещения – отелей, мотелей, глэмпингов и др.) для обеспечения спроса внутреннего туризма – задача, которую недавно обозначил Президент РФ Владимир Путин
Марины должны войти в состав транспортно-пересадочных узлов, что позволит оптимизировать и повысить эффективность различных видов транзитного, внутригородского и пригородного транспорта
Важно отметить, что одновременно с разработкой проектов марин должны решаться вопросы инженерной берегозащиты, создания общественных пространств в виде пляжей и набережных, а также туристических объектов и связанной инфраструктуры
Развитие инфраструктуры прибрежного пассажирского сообщения имеет стратегически важное значение для обеспечения роста: градостроительной безопасности; инвестиционной привлекательности; комплексного рекреационного потенциала; доступности и комфортности Азово-Черноморского побережья РФ
Кроме того, реализация проекта позволит получить следующие важные результаты: в социальной сфере - создание новых рабочих мест в строительстве, бытовом обслуживании общественном питании и др.; в экологии - оздоровление территории побережья и приурезовой акватории; позитивное влияние на литодинамику побережья и развитие биоценоза
В результате реализации проекта на Азово-Черноморском побережье России будет создано 44 марины, в каждой из которых будет создан причал и пассажирский терминал для линий местного сообщения. Так будет решена одна из важнейших задач – обеспечение возобновления и безопасного функционирования вдольберегового морского пассажирского сообщения
Ещё одна задача, которая может быть реализована только при наличии защищённых от внешнего воздействия акваторий – размещение мест базирования судов патрульно-спасательных служб (МЧС, ОСВОД, береговая охрана), которые смогут осуществлять патрульно-спасательные операции на приемлемом удалении от мест базирования, что минимизирует время реагирования, эвакуации и доставки пострадавших для их последующей транспортировки к местам оказания полноценной помощи
Расчётная планируемая рентабельность составит не менее 50%
Описание проблемной ситуации
Для решения задачи по обеспечению безопасного и комфортного прибрежного пассажирского сообщения необходимо создать условия для стоянки и эксплуатации судов. Решение этой задачи возможно путем создания сети марин – портов для яхт и судов прибрежного пассажирского сообщения. Создание сети марин обеспечит безопасную навигацию судов в береговой зоне, высадку и посадку пассажиров при неблагоприятных погодных условиях и возможность укрытия и безопасной стоянки у причалов. Только сеть марин, которая называется «районом интенсивного яхтинга», может обеспечить безопасное прибрежное судоходство
Вдольбереговое морское пассажирское сообщение является одним из важнейших вопросов комплексного развития прибрежных территорий, так как способствует развитию туристической инфраструктуры и увеличению номерного фонда (строительство средств размещения – отелей, мотелей, глэмпингов и др.) для обеспечения спроса внутреннего туризма – задача, которую недавно обозначил Президент РФ Владимир Путин
Марины должны войти в состав транспортно-пересадочных узлов, что позволит оптимизировать и повысить эффективность различных видов транзитного, внутригородского и пригородного транспорта
Важно отметить, что одновременно с разработкой проектов марин должны решаться вопросы инженерной берегозащиты, создания общественных пространств в виде пляжей и набережных, а также туристических объектов и связанной с ними инфраструктуры
Затраты и ресурсы
Полная реализация концепции развития инфраструктуры яхтенного туризма и прибрежного морского сообщения - очень привлекательный инвестиционный проект. Следует отметить, что комплексное решение создания каждой марины предполагает реализацию проекта крупного морского рекреационного комплекса, в котором стоимость гидротехнических (оградительных и причальных) сооружений будет составлять небольшую часть от стоимости комплекса в целом. При этом марина будет являться важнейшим элементом комплекса, обуславливающим формирование, планировочные решения и программу застройки комплекса. Реализация района интенсивного яхтинга не предполагает строительство всех марин одновременно. Целесообразно в качестве первой очереди создания района интенсивного яхтинга строительство пилотных проектов марин
В стоимость первого этапа реализации района интенсивного яхтинга (создание пилотных проектов марин) входят, помимо причалов для пассажирских судов и яхт,еще и средства размещения, объекты сервисного обслуживания и общепита, комфортные общественные пространства и другое
Есть заинтересованные частные инвесторы, но в связи с высокой стоимостью реализации проектов, ожидается проявление заинтересованности государства в виде преференций, внесения изменений в законодательство и нормативную базу для упрощения разработки, согласования и реализации проектов марин
Строительство первой очереди инфраструктуры сети марин составляет около 1 трлн руб. и предполагает участие частных инвесторов
Прогнозируемые эффекты, видение результата реализации идеи
Развитие инфраструктуры прибрежного пассажирского сообщения имеет стратегически важное значение для обеспечения роста: градостроительной безопасности, инвестиционной привлекательности, комплексного рекреационного потенциала доступности и комфортности Азово-Черноморского побережья
Реализация проекта позволит получить следующие важные результаты: в социальной сфере - создание новых рабочих мест в строительстве, бытовом обслуживании, общественном питании и др; в экологии - оздоровление территории побережья и приурезовой акватории; позитивное влияние на литодинамику побережья и развитие биоценоза
В результате реализации проекта на Азово-Черноморском побережье России будет создано 44 марины, в каждой из которых будет создан причал и пассажирский терминал для линий местного сообщения. Так будет решена одна из важнейших задач – обеспечение возобновления и безопасного функционирования вдольберегового морского пассажирского сообщения
Ещё одна задача, которая может быть реализована только при наличии защищённых от внешнего воздействия акваторий – размещение мест базирования судов патрульно-спасательных служб (МЧС, ОСВОД, береговая охрана и пр.), которые смогут осуществлять патрульно-спасательные операции на приемлемом удалении от мест базирования, что минимизирует время реагирования, эвакуации и доставки пострадавших для их последующей транспортировки к местам оказания полноценной помощи
Расчётная планируемая рентабельность составит не менее 50%
Информация о команде
ООО Центр Развития Рекреационных Территорий "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" лидер группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» (ГК «АМД») объединяющей организации, экспертов и специалистов-практиков в сфере комплексного развития и девелопмента прибрежных территорий с опытом исследовательской, проектной и практической деятельности более 30 лет. Цель деятельности ГК «АМД» - развитие инфраструктуры яхтенного туризма и водного пассажирского сообщения в России и увеличение инвестиционной привлекательности береговой зоны
Является инициатором и разработчиком Концепций по созданию инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье (краевая, федеральная, муниципальные)
ГК «АМД» не только инициатор, но и организатор создания алгоритма управления маринами, включая подбор и обучение персонала. Сейчас специалисты ГК «АМД» занимаются разработкой проектной и исходно-разрешительной документации по реализации пилотных проектов марин на Черноморском побережье России
Руководство:
Гришин Николай Александрович – эксперт группы компаний, профильный эксперт Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) по отделению градостроительства, член Союза архитекторов РФ
Шебзухова Ольга Александровна - генеральный директор ООО «ЦРРТ «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ», магистр делового администрирования ВШКУ РАНХиГС, эксперт по инвестициям в курортную недвижимость, девелопер, член Союза архитекторов РФ, доцент по градостроительству Кафедры Строительство и Сервис СГУ
Целевая аудитория (не более 1500 символов)
Основные целевые группы конечных потребителей:
1. Самостоятельные туристы (морские путешествия и деловые поездки) - потенциальные пользователи пассажирских и прогулочных судов 2. Организованные туристы (морские путешествия, чартерные перевозки между морскими курортами страны и морскими курортами приграничных государств) - потенциальные пользователи пассажирского морского сообщения 3. Судовладельцы пассажирских, прогулочных, спортивных и маломерных судов 4. Компании-судовладельцы многоместных пассажирских судов 5. Компании-судовладельцы чартерных прогулочных судов 6. Компании по техническому обслуживанию, ремонту и обеспечению судов 7. Компании-операторы по обслуживанию и организации пассажирских перевозок 8. Управляющие компании-операторы средств размещения 9. Компании, индивидуальные предприниматели и другие юридические и физические лица, занятые в сфере курортного сервисного обслуживания, общепита, торговли, сфере развлечений и других видов деятельности
Создание единой сети марин на береговой зоне Азово-Черноморского побережья России даст толчок к развитию прибрежного водного сообщения, с дальнейшим развитием маршрутов водного транспорта по внутренним водам России
Создание инфраструктуры пассажирского морского сообщения и яхтенного туризма позволит создать единый кластер морского туризма, район интенсивного яхтинга на всем Азовском и Черноморском побережье России, включая новые территории и сформировать пассажирские и туристические маршруты
Опыт в реализации идеи
Создание марины в акватории порта Сочи «Сочи Гранд Марина» происходило на основе проектных решений специалистов группы компаний "Альянс Марин Девелопмент", этот объект стал самым посещаемым общественным пространством города-курорта. «Сочи Гранд Марина» – комплексный проект развития береговой зоны морского порта города Сочи. Первоочередное назначение проекта – обеспечение транспортных возможностей для гостей предстоящей Олимпиады 2014 года. Проект инициирован государством, осуществляется на условиях партнерства государства с группой частных инвесторов. С декабря 2007 план реконструкции порта включен в Программу строительства олимпийских объектов. Проект реконструкции морского порта Сочи — уникальный для России проект государственно-частного партнерства с целью комплексного возрождения инфраструктуры морского порта Сочи и создания здесь современного международного центра морских пассажирских и круизных перевозок. В других странах в подобные места организуют платные экскурсии, в Сочи же посетить стоянку можно абсолютно бесплатно и сколь угодно часто, удобная набережная с видом на самую современную, комфортную и безопасную стоянку на Черном море с полностью защищенной от волнения акваторией. В настоящий момент гавань может принимать до 300 яхт, в том числе суперъяхты длиной до 140 метров.
Необходимая поддержка Для обеспечения возможности реализации сети марин необходимо внести в законы и нормы РФ, документацию стратегического и территориального планирования изменения, обеспечивающие эффективную реализацию программы.
Внести изменения в ФЗ 26 (Об округах горно-санитарной охраны) изменения, допускающие размещение рекреационных объектов и объектов водного транспорта в первой санитарной зоне.
Предоставить субъектам РФ полномочия по формированию инфраструктуры в прибрежных зонах субъектов в Азовском и Черном морях. В случае невозможности передачи полномочий решить вопрос на федеральном уровне в рамках федеральных государственных программ.
Рекомендовать практику государственно-частного партнёрства (ГЧП) для строительства марин. Одним из вариантов ГЧП предусмотреть бюджетное финансирование оградительных гидротехнических сооружений, что составит от 20 до 40% общей стоимости строительства марины, сохраняя государственную собственность на основные гидротехнические сооружения и систему обеспечения безопасности мореплавания.
Придать инвестиционным проектам по созданию марин и искусственных территорий статус приоритетных с предоставлением инвесторам этих проектов льгот и преференций.
Рекомендовать субъектам Российской Федерации при разработке схем территориального планирования и других документов стратегического планирования учитывать перспективные планы по развитию инфраструктурных проектов марин.