Аналитические материалы информационного портала "Все марины России"

Развитие яхтенного туризма в современной России

Развитие яхтенного туризма в России многие годы оставляло желать лучшего. Неоднократно предпринимались попытки вести структурированную работу в этой сфере и специалистами, и администрациями различных субъектов страны, и правительством РФ в целом. Но только в 2021 году создалась "критическая масса" инициатив, которая способствовала формированию конкретного поручения Правительству от Владимира Путина, прозвучавшего в рамках послания Федеральному собранию и дальнейшей разработке Концепции развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Председателем Правительства РФ.

Нельзя недооценивать вклад в развитие яхтенного туризма архитекторов, девелоперов, других специалистов и чиновников разных регионов, которые на протяжении многих лет проводили планомерную и всеобъемлющую работу по формированию планов, проектов, документации, обсуждали эту тематику на конференциях и круглых столах, собирали ведущих экспертов в еще не вполне сформированной отрасли.

Фотография из архива ГК "Альянс Марин Девелопмент"


Так, например, еще в 1993 году одним из авторов и инициаторов проекта развития инфраструктуры яхтинга в Российской Федерации, архитектором и яхтенным капитаном Николаем Александровичем Гришиным была разработана концепция по созданию объектов яхтинга и вдольбереговой инфраструктуры для города Сочи.
Далее в 2000-х годах в основном два региона регулярно вели работу по развитию яхтинга в России: Санкт-Петербург и Краснодарский край. После 2014 года к этим регионам активно присоединился и Крым.
Но, несмотря на расширение географии российского яхтинга, полноценной концепции ни один субъект не представлял до 2017-2018 годов, когда почти одновременно Санкт-Петербург и Краснодарский край направили свои усилия на разработку планов развития отрасли в регионе.
В 2019 году Владимир Путин получил предложения по развитию парусного спорта в стране и наложил резолюцию – поддержать. В этом же году Крым и Севастополь представили Правительству РФ пакет предложений по развитию яхтенного туризма, включающий отмену пограничного режима для прибрежных вод, строительство новых марин и создание сети заправочных станций.
В апреле 2020 года по итогам совещания у вице-премьера (на тот момент) Ольги Голодец было принято распоряжение об утверждении стратегии развития спортивной индустрии и яхтенного отдыха.
В январе 2021 года губернатор Санкт-Петербурга поручил сформировать рабочую группу и создать обновлённую дорожную карту по развитию яхтенного туризма. В начале 2021 года в Прикамье создали рабочую группу по развитию внутреннего водного транспорта и инфраструктуры. В феврале 2021 года была проведена онлайн-конференция «Яхтинг в России как направление внутреннего туризма. Современные реалии и возможные пути развития», организатором которой выступила рабочая группа по яхтенному туризму Российского союза туриндустрии.

Фотография из архива ГК "Альянс Марин Девелопмент"


К 2021 году с полностью утверждённой концепцией развития яхтинга подошёл только Краснодарский край. В начале апреля 2021 года была представлена обновленная концепция развития яхтинга на Азово-Черноморском побережье. Она учитывала изменившиеся условия — присоединение Крыма, побережье которого также предлагали включить в план развития, а также принятый в 2011 году закон № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности». Концепция была утверждена администрацией Краснодарского края 24 июня 2021 года.
Тогда же в июне помощник президента России Игорь Левитин был назначен координатором созданной при Морской коллегии при Правительстве РФ рабочей группы по развитию яхтинга в Крыму, которая разработала предложения по развитию яхтенного спорта и яхтенного туризма в Крыму. Советник РААСН по отделению градостроительства Николай Александрович Гришин, инициировавший когда-то развитие этой отрасли в России, стал заместителем руководителя этой рабочей группы.

Фотография РБК Калининград


В июле 2021 года Ленинградская область вошла в проект по развитию сети маршрутов и туристической инфраструктуры на Балтике. Соглашение о развитии сети маршрутов и туристической инфраструктуры на Российской Балтике на ПМЭФ-2021 подписали Федеральное агентство по туризму, правительство Ленинградской области, правительство Санкт-Петербурга, правительство Калининградской области и АО «Инвестиционная компания «РЖД-Инвест».
Прорывным событием для развития яхтенного туризма стало утверждение Правительством РФ в ноябре 2021 года Концепции развития яхтенного туризма в РФ на период до 2030 года.
Восторженно охарактеризовала это событие глава Ростуризма Зарина Догузова:

Фотография KP.ru

"Впервые концепция по виду туризма утверждается Распоряжением Правительства!
Концепция определяет цели и задачи, а также вытекающие из них принципы и подходы к развитию яхтенного туризма в России.
Реализация концепции позволит:
сформировать доступные предложения для путешественников, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, привлечь новые кадры, создать новые локации для путешествий, создать условия для привлечения в Россию увлекающихся яхтингом иностранных туристов.
Сейчас на основе принятой концепции создается дорожная карта — конкретный план действий и мероприятий. Проект плана мероприятий будет представлен в Правительстве до 1 марта 2022 года.
В рамках дорожной карты обновятся меры господдержки яхтенного туризма, включая программы для МСП, и будут скорректированы госпрограммы, касающиеся этого вида туризма.
Отмечу, что в странах с развитой яхтенной инфраструктурой, например, в Турции, этот вид туризма составляет до четверти доходов индустрии гостеприимства. А в России, несмотря на большое количество озер, рек и морей, яхтенный туризм пока не развит в достаточной степени. Пока что нам не хватает как инфраструктуры, так и кадров. Поэтому впереди — большая работа".

И работа продолжается.
На карте яхтенного туризма уже появляются новые точки притяжения.
Власти Дагестана объявили о намерении развивать морской круизный и яхтенный туризм на Каспии.
Дагестан имеет значительный потенциал по внедрению и развитию морского круизного и яхтенного туризма. По итогам проведенного в 2012 году ведущим экспертом в области круизного туризма Международной туристской организации при ООН (UNWTO) Робертом Клевердоном обследования Каспийского побережья Дагестана, была дана высокая оценка перспективам развития круизного и яхтенного туризма на Каспии.
В правительстве Дагестана намерены создать рабочую группу с привлечением всех заинтересованных ведомств и муниципальных образований для решения существующих проблем.
Отметим, что в соответствии со Стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, к 2025 году предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию пассажирских терминалов: причальной набережной для круизных судов, яхт и катеров в порту Махачкалы, строительство морского вокзала для круизных судов, яхт и катеров в Дербенте.

Следите за новостями развития яхтенного туризма в России, начало положено!
Отечественное развитие Азово-Черноморское побережье