Аналитические материалы информационного портала "Все марины России"

Обзор методов берегозащиты на Черноморском побережье России (продолжение)

ЧАСТЬ III

БЕРЕГОЗАЩИТА ПОБЕРЕЖЬЯ КУРОРТА СОЧИ

3.1. История и основные аспекты проблемы
Современное состояние берегов Черного моря в целом можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В настоящее время значительная часть (309 км) берегов Черного моря в пределах Краснодарского края повреждены абразионно-оползневым процессам. Создавшееся положение усугубляет проблему абразии и размыва морских берегов. Общее истощение пляжей или их отсутствие сдерживает курортное строительство. Перечисленный комплекс опасных природных и антропогенных процессов требует принятия неотложных мер по защите берегов Черного моря.
Таким образом, сегодня очевидна острая необходимость разработки программы комплексного развития курортов Черноморского побережья. В качестве прототипа такой программы предлагается рассмотреть Концепцию формирования прибрежной зоны курортной рекреационной системы в границах города-курорта Сочи.
Наиболее существенный вклад в приходную часть баланса вносит твердый сток рек, ручьев и временных водотоков. Положительная часть баланса наносов формируется также за счет абразионных процессов на берегу (при этом значительно более существенный вклад вносит абразия клифа в сравнении с абразией бенча), Биологической седиментации (ракуша отмерших моллюсков), эоловые поступления, вдольбереговой поток, компенсационные подсыпки или создание искусственных пляжей.
3.2. Анализ существующего состояния побережья Большого Сочи
В настоящее время на многих участках побережья Большого Сочи пляжи в межбунных отсеках и заволноломных пространствах имеют небольшую ширину или вообще отсутствуют. Подобные образцы укрепления только уродуют береговой ландшафт и не имеют никакой пользы. Между тем, именно так выглядит сейчас почти весь берег центральной части г. Сочи.
Без пляжей Сочи не может занять достойное место в числе современных курортов. На первом этапе можно создавать на локальных участках длиной в 2-3 км в сочетании с волногасящими сооружениями. Хорошие результаты могут дать, например, прерывистые волноломы из наброски природного камня.
Центральная часть берега Сочи нуждается в коренной реконструкции. Скорее всего, необходимо демонтировать монофункциональные железобетонные конструкции, и заменить их на сооружения, обеспечивающие не только гидротехнические, но и рекреационные функции. Для города важно иметь достойный фасад со стороны моря и современную благоустроенную набережную. Совершенно очевидно, что без этого Сочи, вряд ли может претендовать на достойное место среди курортов международного класса.

Анализ существующего состояния и ранее разработанных проектов главной городской Приморской набережной г. Сочи.

Изначально освоение прибрежной полосы в центре г. Сочи осуществлялось в инженерных целях. В результате строительства Сочинского морского порта был остановлен вдольбереговой поток пляжеобразующих наносов, в результате чего начался мощный низовой размыв берегов восточнее порта. Без естественной подпитки галечником пляж был смыт, что привело к интенсивному размыву берегового уступа. Возникла угроза обрушения зданий, стоящих над берегом, в т.ч. Сочинского маяка.


Рисунки 19 и 20. Катастрофический низовой размыв пляжа после строительства молов порта Сочи.


Известно, что пляж является основным элементом защиты берега и наиболее эффективным волногасящим сооружением, но и его необходимо защищать от размыва. Было принято решение отсыпать на размываемом участке берега искусственные пляжи. Для защиты отсыпанной галечной полосы от размыва построили систему бетонных бун и волноломов, разделивших пляж на изолированные межбунные отсеки, в которых не происходит вдольбереговой миграции галечника. Таким образом, удалось временно стабилизировать положение пляжей и защитить берег от разрушения.

Рисунок 21. Волноотбойная стена, остановившая разрушение берегового уступа и позволившая создать набережную. Как видно на фото, пляжа нет.


Рисунок 22. Стометровые бетонные буны позволили защитить искусственно отсыпанные пляжи, но видеоэкологическое качество пляжа не соответствует международным требованиям к рекреационным пляжам.


Существующая система гидротехнических сооружений главной Сочинской Приморской набережной имеет целый ряд негативных с современной точки зрения факторов:
  • линейные буны разделяют пляжную полосу и представляют собой активно давлеющие и периодически, с небольшим шагом повторяющиеся техногенные сооружения, ограничивающие зрительное пространство и разрушающие целостность пляжного комплекса (весьма унылое зрелище);


  • неконтролируемая доступность рекреантов на буны уже приводила к гибели людей, но прекратить возможность прохода на буны невозможно;


  • конструкция существующих бун приводит к концентрации волнения в корневой части бун за счет взаимодействия волны с плоской вертикальной боковой поверхностью буны (сложение подходящей и отраженной экраном волны с резким ростом её высоты), что неоднократно приводило к травматизму рекреантов и способствует постоянному переносу пляжевого материала через высокую (+3 м) корневую часть бун в соседний отсек и на набережную во время штормов;

  • технические зоны по эксплуатации и обслуживанию пляжных плавсредств внедрены непосредственно в пляжную полосу, что создает опасность для рекреантов, ведет к загрязнению пляжей и прилегающей акватории — фактически каждая буна превратилась в причал, расположенный непосредственно в зоне купания, что резко снижает площадь акватории, безопасной для купающихся;

  • небольшой шаг бун, сопоставимый с их длиной, привел к нарезке акватории на изолированные отсеки, что резко ухудшило приурезовый водообмен.
К началу 60-х годов состояние центральной городской набережной перестало удовлетворять растущим потребностям курорта по требованиям к площади пляжей и их качеству.
Для решения возникшей проблемы институтом “Южгипрокоммунстрой” в 1977 году была разработана схема планировки и благоустройства набережной в соответствии с ПДП центра г. Сочи. Проектом предусматривалось расширение существующей полосы набережной и пляжа на 50-60 м и организация на этой территории общегородской благоустроенной прогулочной набережной с разделением автомобильного и пешеходного потоков в 2-х уровнях и центрального городского пляжного комплекса со всеми видами современного (для того периода) обслуживания. Первоначальная часть проекта была воплощена в жизнь (построен участок примыкания к ул. Войкова и участок пляжа до буны N5). Однако, в связи с отсутствием финансирования, дальнейшее освоение территории было остановлено.
В 1991г. Управлением берегоукрепительных и противооползневых работ в сотрудничестве с институтом “Южгипрокоммунстрой” и Научно-техническим центром “Искра” был разработан новый, менее затратный вариант реконструкции набережной. При некотором различии архитектурно-планировочных решений эти концепции опирались на существующую методику защиты существующих и искусственных территорий и формирования рекреационных пляжей с помощью бун, которые на сегодняшний день не соответствуют современным требованиям к рекреационным пляжам как с точки зрения безопасности рекреантов, так и по своим видеоэкологическим качествам.
В 1998 году было принято решение о разработке новой Градостроительной концепции развития главной приморской набережной, выполнение этой работы поручили Южному региональному академическому научно-творческому центру “ЮгАкадемЦентр” и ООО “Технопроект”.
При разработке концепции были использованы справочные материалы об инженерно-геологических условиях района строительства, составленные на основании изысканий 1953-1990 гг. Кроме того, в процессе разработки были обсуждены и согласованы с Заказчиком варианты схемы компоновки оградительных и защитных сооружений набережной.
В концепции довольно подробно проработана гидротехническая часть (т.е. защитные сооружения). Однако, на дальнейших стадиях проектирования конструктивные решения по оградительным сооружениям могут быть откорректированы или уточнены, особенно по результатам гидравлического моделирования.
Разработка сложных и ответственных задач концепции потребовала привлечения специализированных проектных организаций — ООО “Технопроект”ООО АБ “ГОРПРОЕКТ” и ряда других. Все работы осуществлялись под руководством Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Сочи, в тесном сотрудничестве с Муниципальным институтом генплана.
Творческое руководство проектной группой осуществлял главный архитектор г. Сочи, академик архитектуры И.В. Ярошевский. В концепции был использован целый ряд предшествующих разработок институтов “Южгипрокоммунстрой”“Черноморкурортпроект”, Черноморского отделения морских берегозащитных сооружения им. Жданова ЦНИИС и научно-технического центра “Искра”.
3.4. Градостроительная концепция развития набережной 1999-2003 года
При разработке градостроительной концепции набережной и прилегающих к ней территорий и акваторий приходится находить компромисс между весьма противоречивыми задачами и способами их решения, которые зачастую являются взаимоисключающими. Тем не менее, можно привести много примеров удачного решения архитектурных и инженерных комплексов набережных, которые органично сочетаются с окружающей застройкой и представляют широкий спектр рекреационных возможностей. Такими являются набережные Ниццы, Марселя и Сан-Рафаэля (Франция), Виктории и Ванкувера (Канада), Окинавы (Япония) и многих других.
Поэтому, чтобы избежать ошибок при разработке концепции, очень важно четко и ясно поставить задачу и определить пути ее достижения.
Одной из целей работы, выполненной авторами настоящего раздела в 1999-2000 годах, являлось создание основного градообразующего элемента города — центральной прибрежной зоны — “визитной карточки” морского курорта Сочи.
В разработанной концепции развития городской Приморской набережной основная задача, которая стояла перед разработчиками, была сформулирована следующим образом:

 

трансформация существующей набережной в современный рекреационный архитектурный ансамбль для обеспечения максимально комфортных и эргономически привлекательных условий для рекреантов при одновременном обеспечении высокого уровня сервисного обслуживания.

Разработка новой концепции опиралась на целый ряд основополагающих принципов, которые учитывают все аспекты функционирования такого сложного объекта. В результате систематизации и анализа исходных требований по защите территорий, архитектурному облику и инженерной инфраструктуре, были определены следующие концептуальные принципы:
  1. Реконструируемая набережная — один из основных градообразующих элементов, формирующий главную рекреационную зону — «визитную карточку морского курорта Сочи».

  1. Принцип ландшафтной архитектуры. Искусственно создаваемый ландшафт и новые архитектурные образы должны органично сочетаться с исторически сложившейся градостроительной ситуацией на основе традиционных, современных и перспективных архитектурных и инженерных решений.

  1. Принцип активной берегозащиты. Берегозащитные сооружения должны активно нейтрализовать волновое воздействие на защищаемые территории и сооружения при одновременной стабилизации, т.е. достижении динамического равновесного состояния пляжей как основного элемента рекреационной зоны с помощью оптимальных инженерных решений.

  1. Принцип оптимального насыщения территории. Объекты набережной должны предоставлять рекреантам максимальный комфорт и спектр сервисных услуг. Для этого необходимо наиболее эффективно использовать существующий рельеф и создаваемые искусственные территории.

  1. Принцип универсальности сооружений. Все инженерные сооружения должны быть многофункциональны. Это позволит рационально использовать территории и избежать применения монофункциональных сооружений, которые являются экономически низкоэффективными (имеют ярко выраженный затратный характер) и, соответственно, малопривлекательными для привлечения инвестиций.

  1. Принцип адаптации и этапности. Реконструируемая территория на сегодняшний день уже представляет собой активно функционирующий рекреационно-урбанизированный комплекс, поэтому необходимо учитывать сложившуюся градостроительную ситуацию и производить реконструкцию поэтапно, сочетая интересы города с интересами пользователей территории и без вывода всего объекта в целом из эксплуатации.

  1. Принцип эргономичности. Необходимо создать максимально комфортную и безопасную среду для рекреантов, что невозможно без транспортного обслуживания объектов. Следовательно, требуется разделить пешеходные и автотранспортные потоки с одновременным увеличением их качественно-эксплуатационных возможностей, что на столь затесненной территории невозможно решить в одном уровне. Кроме того, необходимо вынести с пляжей технические зоны эксплуатации плавсредств и сооружения, разрывающие целостность пляжных рекреационных комплексов и создающих угрозу здоровью рекреантов.

  1. Принцип видеоэкологичности (создание эстетической среды). Инженерные сооружения и архитектурный облик застройки должны находиться в органичной взаимосвязи, гармонично сочетающейся с ландшафтом и существующими стилезадающими объектами. Для этого необходимо заменить или трансформировать инженерные сооружения, разрывающие целостность пляжных комплексов и находящихся в явном диссонансе с окружающим рельефом и архитектурой.

  1. Принцип компенсации территорий. Учитывая существующий дефицит наиболее популярных и, соответственно, наиболее посещаемых рекреационных пляжей, нельзя допустить сокращение их площади и протяженности вдоль уреза воды.

  1. Принцип экологичности. Берегозащитные, оградительные сооружения и инженерные мероприятия по освоению склонов и других территорий должны улучшать экологическую обстановку прибрежной акватории и прилежащей территории.
Вышеперечисленные принципы были заложены в качестве основы для разработки нового подхода к концепции развития главной городской набережной и формирования ландшафта с учетом исторически сложившейся градостроительной ситуации.
ВЫВОДЫ
Основная идея оптимальных берегозащитных мероприятий — вносимые в береговую зону гидротехнические сооружения должны оказывать минимальное воздействие на естественные природные процессы. Там же, где существующие берегозащитные сооружения работают неэффективно или оказывают негативное воздействие на береговые процессы, рекомендуется избавиться от них вообще или провести дополнительные мероприятия, которые бы позволили снизить степень этого негативного воздействия.
Анализ предшествующего опыта берегозащиты показал, что не все реализованные методы являются достаточно эффективными. Особенно это касается жестких систем берегоукрепления — железобетонных волноотбойных стен и бун.
Эти сооружения обеспечивают надежную защиту берега лишь на непродолжительный срок (10 лет против 25-ти лет эксплуатации). Продление их срока эксплуатации требует дополнительных берегоукрепительных мероприятий. Традиционно – это строительство перед стеной бермы из тетраподов, различного рода набросок железобетонных массивов и пр., которые ограничивают возможность рекреационного использования побережья.


Рисунки 23 и 24. Попытки защитить волноотбойную стену набросками из бетонных блоков. Рекреационное качество пляжей утрачено полностью.


Опыт отечественных и зарубежных школ показывает, что существует достаточно много способов эффективной защиты берегов. Реализация того или иного способа зависит не только от конкретно сложившейся ситуации на берегу, но и от планируемых целей использования береговой зоны.
При оценке воздействия берегозащитных сооружений на окружающую среду необходимо учитывать последствия (негативные и позитивные), как для близлежащих ландшафтов, так и для всего морского побережья в целом. При разработке берегоукрепительных мероприятий необходимо учитывать, чтобы проводимые работы не наносили ущерб окружающей среде, отдыхающим, либо он должен быть минимальным.
Для того, чтобы оценить степень воздействия берегозащитных сооружений, мероприятий по укреплению побережья на окружающую среду, необходимо вначале понять характер действия рассматриваемых средств берегозащиты.
Создание искусственных бухтовых пляжей направлено на улучшение естественных условий; это природоохранное мероприятие. На берегах со свободными пляжами поддерживается свободный водообмен, который затруднен при наличии бун. К тому же, пляж является не только надежным инженерным берегозащитным сооружением, но и дополнительным рекреационным объектом. При создании пляжей необходима подпитка его пляжеобразующим материалом.
Защита берегов от волновой эрозии должна осуществляться на основании закономерностей, определяющих естественную динамику литодинамических систем. Проблему защиты берегов недопустимо рассматривать как задачи защиты отдельных участков берега, она должна решаться для всего побережья, либо для нескольких крупных участков (литодинамических и береговых систем).
И самое главное – в курортной зоне должны применяться только такие проектно-строительные решения, которые, наряду с обеспечением защиты берегов от разрушения, одновременно будут создавать пляжи, активно используемые в рекреационных целях.

Рисунок 25. Предложение ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» по реконструкции главной приморской набережной г. Сочи с использованием прерывистых подводных волноломов макропористой конструкции и свободного галечного пляжа.

«Архитектура Сочи»

Отечественное развитие Азово-Черноморское побережье